Советские мультфильмы о хулиганах и двоечниках

Идеалом для советского школьника был умный и сознательный пионер, каких встречалось немало в книгах и кино. Однако зачастую главными героями произведений для детей становились их полные противоположности — неучи и хулиганы. В этой подборке мы собрали советские мультфильмы о лентяях и двоечниках, которые преодолели самые разные испытания и побороли собственные недостатки.

«ФЕДЯ ЗАЙЦЕВ» (РЕЖИССЕРЫ ВАЛЕНТИНА И ЗИНАИДА БРУМБЕРГ, 1946 ГОД)

В основе этого мультфильма лежит история подлого поступка Феди Зайцева. На свежеокрашенной стене он нарисовал черного человечка, а после перевел вину на своего одноклассника, струсив признаться в содеянном.

Сценаристы фильма — драматурги Николай Эрдман и Михаил Вольпин — превратили короткую поучительную историю о школьном хулигане в настоящую драму. Против Феди восстали его любимые книги. «Эту книгу Гайдар писал не для тебя!» — пафосно заявил персонаж с обложки «Тимура и его команды». Дворняжка с иллюстрации чеховской «Каштанки» бросилась на мальчика с лаем, а любимые оловянные солдатики и вовсе дали ему бой. В ужасе от того, что учудил Федя, был и нарисованный им человечек, который в итоге убедил мальчика сознаться в хулиганстве.

«Федя Зайцев» принес своим создательницам, мультипликаторам сестрам Брумберг, всесоюзную славу. Герои мультфильма настолько полюбились зрителям и коллегам, что черный человечек даже долгое время был эмблемой «Союзмультфильма».

«ОСТРОВ ОШИБОК» (РЕЖИССЕРЫ ВАЛЕНТИНА И ЗИНАИДА БРУМБЕРГ, 1955 ГОД)

Главный герой мультфильма Коля Сорокин вместо того, чтобы добросовестно делать домашнюю работу, бездельничал, и за это ожившие чернильные «галочки» из его тетради унесли школьника на волшебный остров, населенный результатами неверно решенных им задач. Например, на острове нашлись лошадь, скрещенная с коровой, слон, который потерял свой вес, и зайчата, случайно разлученные Колей с зайчихами. Легкомысленное отношение к арифметике чуть было не довело ситуацию до катастрофы: Колина ошибка в вычислениях едва не привела к огромному потопу.

Назидательную историю о том, что нужно учиться прилежно, создатели превратили в увлекательное приключение. Они изобразили мир двоечника Сорокина реальным и настоящим и смогли без назидательного тона напомнить юным зрителям, что любое знание может пригодиться в жизни.

«ОПЯТЬ ДВОЙКА» (РЕЖИССЕРЫ БОРИС СТЕПАНЦЕВ, ЕВГЕНИЙ РАЙКОВСКИЙ, 1957 ГОД)

Главный герой, корреспондент Мурзилка, отправился на важное журналистское задание — узнать, за что получил двойку мальчик с картины Федора Решетникова «Опять двойка». Он выяснил, что нерадивого школьника звали Колей, а двойку он получил по географии за то, что не знал, где находится экватор.

При этом Коля оказался не способен признать собственную неправоту: он пытался загорать на Северном полюсе и купаться в ледяном океане и так доказать Мурзилке, что двойку ему поставили незаслуженно. И в этом заключалась основная мысль фильма: исправить свои ошибки может только сильный и ответственный — достойный человек.

«Опять двойка» был не только поучительным, но и познавательным мультфильмом: в нем Мурзилка путешествовал по Третьяковской галерее, где встретил персонажей картин «Три богатыря», «Алёнушка» и «Иван Царевич на Сером волке».

«БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ» (РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДРА СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ, 1963 ГОД)

Приключения двух неразлучных друзей Юры Баранкина и Кости Малинина начались после того, как они получили очередные двойки. Разочаровавшиеся в человеческой жизни школьники решили стать воробьями, однако птичьи будни оказались для них слишком опасными. Не по душе пришлись им и следующие метаморфозы: ни в облике бабочек, ни в роли муравьев двоечникам не удалось обрести легкую и беззаботную жизнь.

Даже наоборот: в своих новых обличьях мальчишки подверглись самым разным испытаниям, едва не погибли от лап кота и не пострадали в настоящей муравьиной войне. После чего двойка справедливо показалась им меньшей из возможных бед.

«ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ» (РЕЖИССЕР БОРИС СТЕПАНЦЕВ, 1965 ГОД)

Герой мультфильма Вовка был самым обыкновенным мальчиком, который не любил трудиться, а любил читать и мечтал попасть в сказку, где ничего делать не нужно. Что с ним и произошло. Однако царские будни советского школьника шокировали: они оказались совсем не такими праздными. Ради выполнения желания Вовке пришлось попотеть и поймать золотую рыбку, а чтобы постичь науку свершения чудес, он должен был серьезно учиться премудростям.

«В школе учат-учат, еще и тут, в сказке, навалились!» — расстроено восклицал Вовка. В этом и заключалась главная мысль мультфильма: без выученных уроков даже в сказках приходится туго. А сделать свою жизнь лучше можно своими же руками — было бы желание учиться.

«В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ» (РЕЖИССЕР ЮРИЙ ПРЫТКОВ, 1969 ГОД)

Двоечник Витя Перестукин, как и Коля Сорокин из «Острова ошибок», отправился в волшебную страну собственных невыученных уроков. Среди его ошибок были и арбузы, растущие на дереве, и белые медведи, обитающие на Юге. И страсти вокруг невежества Перестукина кипели нешуточные, ему даже вынесли приговор за лень и незнание родного языка. А герои мультфильма поучали нерадивого школьника: «Настоящий мальчик должен презирать опасности и бороться с трудностями».

Мультфильм Юрия Прыткова преподносил зрителям в увлекательной форме многие правила русского языка: как склонять существительные, писать суффиксы и расставлять знаки препинания.

«ПРОДЕЛКИН В ШКОЛЕ» (РЕЖИССЕРЫ ГЕННАДИЙ СОКОЛЬСКИЙ, ВАЛЕРИЙ УГАРОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВ, 1974 ГОД), «НА ЗАДНЕЙ ПАРТЕ» (РЕЖИССЕР ВАЛЕРИЙ УГАРОВ, 1978 ГОД)

Школьник Проделкин впервые появился в мультфильме «Проделкин в школе», а спустя несколько лет вернулся на экраны в четырехсерийной картине «На задней парте» в прежнем обличье, но уже под именем Боря Лейкин.

В цикле коротких мультипликационных историй двоечник был не отрицательным персонажем, лентяем и лодырем, а очень увлекающимся, творческим и активным ребенком. Проделкин вместо зубрежки античной истории воображал себя героем Спарты, а Лейкин представлял, что сорвал Ньютону открытие закона и изменил ход истории.

Герои этих мультфильмов получали плохие оценки не из-за лени или безалаберности, как большинство анимированных двоечников, а лишь потому, что их фантазии были намного интереснее и увлекательнее обычных школьных уроков.