«Квадрат» Эстлунда: фильм-триумфатор Каннского кинофестиваля

В этом году никто всерьез не решался делать ставки: кому же жюри под руководством Педро Альмодовара вручит «Золотую пальму». В рейтинге прессы на протяжении фестиваля лидировала «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, но как показал опыт прошлого года (тогда абсолютный фаворит Каннской публики «Тони Эрдманн» скандально остался без наград), на мнение критиков жюри особенно не опирается. В этом году правда оказалось, что показанному в программе первым фильму Звягинцева удалось не стереться из памяти жюри и произвести на него впечатление настолько сильное, чтобы получить престижный приз жюри.

Главным триумфатором вечера тем не менее стал не он, а швед Рубен Эстлунд – автор замечательного фильма «Квадрат». Несмотря на опасения, что картина окажется чересчур интеллектуальной, чтобы по-настоящему пронять жюри, ироничный портрет современного общества получил высшую каннскую оценку – «Золотую пальмовую ветвь». «120 ударов в минуту», гей-драма Робена Кампилло о ВИЧ-инфицированных и их борьбе за свои права в начале 90-х, удостоилась гран-при.

Лучшая актриса в этом году – Дайан Крюгер за работу в драме Фатиха Акина «На пределе». А спецприз в честь 70-летия фестиваля вручили Николь Кидман, у которой в этом году было столько фильмов в конкурсе, что даже чисто статистически без наград она остаться не могла. Лучшим актером стал Хоакин Феникс за роль в триллере Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было», завершавшем конкурсную программу. Приз за «Лучший сценарий» разделили между собой Йоргос Лантимос в соавторстве с Эфтимисом Филиппоу («Убийство священного оленя») и Линн Рэмси в соавторстве с Джонатаном Эймсом («Тебя никогда здесь не было»).

Сюрпризом стала награда за лучшую режиссуру: фильм «Роковое искушение» Софии Копполы довольно спокойно, умеренно положительно приняли на фестивале, тем не менее именно режиссуру Копполы жюри Педро Альмодовара назвало лучшей. «Золотую камеру» за лучший дебют получил не удостоенный приза ФИПРЕССИ Кантемир Балагов, а Леонор Серай, режиссер фильма «Молодая женщина». Тем не менее из трех русскоязычных фильмов в Каннской программе этого года – «Кроткая» Сергея Лозницы, «Теснота» Кантемира Балагова и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – двум достались престижнейшие призы. Канны – это, конечно, не Олимпиада, а кино – искусство вроде как не соревновательное, но все же, согласитесь, это результат, которому странно не радоваться.