«Анна Каренина»: от немого кино до голливудского блокбастера

17 апреля на телеканале «Россия-1» стартует сериал «Анна Каренина» режиссера Карена Шахназарова. Это далеко не первое экранное прочтение великого романа Льва Толстого: трагическую историю экранизировали уже более 30 раз. Фильмы о Карениной снимали не только в России, но и в Германии, Великобритании, Франции, США, Аргентине, Египте и даже Индии. Вспоминаем самые яркие картины, снятые по мотивам «Анны Карениной».

«АННА КАРЕНИНА» В ЭПОХУ НЕМОГО КИНО

Лев Толстой стал классиком еще при жизни: в конце XIX века его произведения покорили не только Российскую империю, но и весь читающий мир. Впервые «Анну Каренину» экранизировали за полгода до смерти писателя в 1910 году в Германской империи. Немая кинолента, к сожалению, до наших времен не дошла.

Практически одновременно с немцами в Москве над съемками «Анны Карениной» трудился и отечественный кинематографист — Морис Мэтр. Об этой картине, которая также была безвозвратно утрачена, известно немногое: Анну сыграла актриса по фамилии Сорочтина, а молодого графа Вронского — Николай Васильев.

Вторая попытка экранизировать роман Толстого в России была предпринята в 1914 году компанией «Тиман и Рейнгардт». Роль Анны Карениной исполнила опытная театральная актриса Мария Германова, которая позже эмигрировала во Францию.

Именно в этом фильме в эпизодической роли дебютировала ставшая впоследствии «королевой российского немого кино» Вера Холодная. Благодаря этой картине начала стремительно развиваться и режиссерская карьера актера Владимира Гардина.

«ЛЮБОВЬ» И «АННА КАРЕНИНА» С ГРЕТОЙ ГАРБО, 1927 ГОД И 1935 ГОД

Легендарная американская актриса шведского происхождения Грета Гарбо сыграла Анну Каренину дважды. В первый раз еще в эпоху немого кино — в 1927 году в фильме «Любовь». Команда сценаристов, работавшая над картиной, написала два финала: трагический для европейского проката и счастливый для американского. В американской развязке Алексей Каренин (Брэндон Херст) умирал и овдовевшая Анна воссоединялась со своим возлюбленным Алексеем Вронским (Джон Гилберт).

Против счастливой концовки выступал Илья Толстой, сын русского классика, эмигрировавший в США. Сценаристы сами обратились к нему с просьбой отредактировать сценарий, поскольку очень хотели заполучить имя Толстого для рекламы фильма. В титрах сообщалось, что «сын великого писателя и драматурга находит, что роман не пострадал при экранизации», что было неправдой.

Киноведы отмечали, что даже у европейской версии было мало общего с романом Толстого: действие фильма происходило не в 1870-х, когда была написана книга, а в 1920-х. К тому же Каренина познакомилась с Вронским не на перроне, а проезжая мимо него на санях.

Однако сильной стороной «Любви» был актерский состав. Партнеры по кадру Грета Гарбо и Джон Гилберт создали между героями настоящую химию — у актеров были подлинные чувства друг к другу. После съемок фильма пара должна была пожениться, но Гарбо сбежала прямо из-под венца.

Через 8 лет актриса уже учила текст для звуковой «Анны Карениной» режиссера Кларенса Брауна. Роль Вронского исполнил Фредрик Марч, отношения с которым у Гарбо сразу не задались. Но это не помешало съемочной команде снять фильм, который понравился и критикам, и зрителям. За эту роль Гарбо получила награду NYFCC в номинации «Главная женская роль» и Кубок Муссолини в категории «Лучший иностранный фильм» на Венецианском фестивале.

«АННА КАРЕНИНА» С ВИВЬЕН ЛИ, 1948 ГОД

В 1948 году за «Анну Каренину» взялись и британцы: на экраны вышла лента с Вивьен Ли в главной роли. К моменту съемок она была уже прославленной актрисой с «Оскаром» за лучшую женскую роль в фильме «Унесенные ветром». Сама актриса была недовольна тем, как сыграла Каренину: в интервью она призналась, что так и не почувствовала внутренней близости с героиней. Хотя в жизни самой Ли произошла похожая история — однажды ей тоже пришлось выбирать между мужем и любовником.

Анна в исполнении Вивьен Ли получилась полной противоположностью Анны Греты Гарбо. Она вышла жизнерадостной и веселой любящей матерью и примерной супругой. Как раз за это несоответствие роману картину порицали многие кинокритики. Однако фильм имел ошеломительный успех — зрители штурмом брали кинотеатры.

«Анна Каренина» с Вивьен Ли — это и сейчас настоящее пиршество для глаз. Одежду для героев создавал модный фотограф и художник по костюмам Сесил Битон. В конце 1940-х годов в Британии любая ткань была дефицитом, поэтому для пошива платьев Битон и Ли ездили во Францию.

«АННА КАРЕНИНА» С ТАТЬЯНОЙ САМОЙЛОВОЙ, 1967 ГОД

В 1967 году советский режиссер Александр Зархи начал снимать фильм по мотивам романа Толстого и на главную роль пригласил Татьяну Самойлову. Она уже блистала в лентах «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова.

Несмотря на то что Самойлова была состоявшейся артисткой, режиссера отговаривали брать ее в актерский состав: полноватая, невысокая, да еще с чересчур раскосыми глазами, Самойлова совсем не походила на утонченную Каренину Толстого. Однако время подтвердило правоту Зархи: от Анны в исполнении Самойловой были в восторге не только зрители, но и отечественные и зарубежные кинокритики.

На роль Вронского режиссер утвердил Василия Ланового. Особую пикантность съемочному процессу придавало то, что Самойлова и Лановой уже 10 лет как были в разводе. После съемок Лановой вспоминал: «Нам было легко играть Анну и Вронского, потому что в свое время мы много пережили вместе».

«АННА КАРЕНИНА» С МАЙЕЙ ПЛИСЕЦКОЙ, 1974 ГОД

В экранизации Александра Зархи 1967 года дебютировала в кино звезда балета Майя Плисецкая: она сыграла компаньонку Карениной княгиню Бетси.

Супруг балерины, Родион Щедрин, написал к этому фильму музыку, которую спустя несколько лет переработал в полноценный балет «Анна Каренина», и в 1972 году Майя Плисецкая исполнила в постановке на сцене Большого театра главную роль. А еще через два года признанные мастера операторского искусства Валентин Пиганов и Маргарита Пилихина сняли балет на пленку.

Помимо блестящего выступления Плисецкой, фильм-балет знаменит еще и тем, что костюмы для него шил сам Пьер Карден — что было грандиозным событием для советской киноиндустрии.

«АННА КАРЕНИНА» С СОФИ МАРСО, 1997 ГОД

«Анна Каренина» американского режиссера Бернарда Роуза — одна из самых знаменитых и одновременно спорных экранизаций романа. Многим критикам повествование в фильме показалось скомканным и слишком стремительным.

Смутили экспертов и серьезные расхождения между лентой и романом: например, в фильме у Карениной случился выкидыш, хотя в книге она родила дочь от Вронского. Возмутило их и то, что режиссер изобразил Анну зависимой от морфия. В тексте романа она просила морфий лишь один раз — во время родов для обезболивания, в фильме же она употребляет его намного чаще.

Осуждали и слишком большое количество сцен близости между любовниками: у критиков создалось впечатление, что между Анной и Вронским существовало лишь сексуальное влечение и не было никаких чувств. Однако зрители полюбили эту экранизацию за красоту планов, роскошные костюмы, музыку и утонченную Софи Марсо с ее нелепой челкой, которой в 1870-х просто не могло быть.

Среди всех зарубежных экранизаций романа костюмы и аксессуары «Анны Карениной» Роуза больше других соответствовали моде XIX века. Над ними работал художник по костюмам Маурицио Милленотти, который создал платья по лекалам XIX века в легендарной римской мастерской «Сартории Тирелли».

Имела подтекст и цветовая концепция образов Анны: все они были выполнены в черно-белой гамме. Когда Анна была счастлива, в ее костюмах доминировал белый цвет, а когда страдала — черный.

«АННА КАРЕНИНА» С ТАТЬЯНОЙ ДРУБИЧ, 2008 ГОД

Изначально режиссер Сергей Соловьев хотел сделать из «Анны Карениной» продолжение своего фильма «Асса». Но в ходе работы над текстом «Анна Каренина» стала полноценной и независимой экранизацией романа.

Роль главной героини получила Татьяна Друбич — на момент съемок актрисе было 49 лет, хотя, согласно роману, Карениной не было и 30. Картина стала последней работой Александра Абдулова (Стива) и одним из последних фильмов Олега Янковского (Каренин).

Но блестящий актерский состав не спас экранизацию от нападок критиков и зрителей — ее сразу посчитали одной из самых слабых за всю историю. Трактовку Соловьева ругали за обрывистость сюжета, скучные декорации и холодность Друбич. Неубедительно выглядела и игра Ярослава Бойко в роли Вронского — его обвинили в отсутствии необходимых молодому графу стати, аристократизма и офицерского обаяния.

«АННА КАРЕНИНА» С КИРОЙ НАЙТЛИ, 2012 ГОД

Режиссер картины Джо Райт создал фильм-эксперимент и поместил все события в театральную декорацию: закулисье стало городскими улицами, а место действия обозначалось слайдами с видами дореволюционного Петербурга и Москвы, проецируемыми на огромный театральный задник. К тому же Райт упростил сюжетную линию и характеры персонажей — за что критики и зрители обвинили его в китче.

Но режиссер и не претендовал на создание точной экранизации романа: «Анна Каренина» стала для него лишь поводом поговорить о гниении светского общества и отголосках надвигавшейся революции. Так что даже имя Льва Толстого в титрах стояло не на первом месте, а на втором, после сценариста Тома Стоппарда.