Войти в почту

Самые провальные дорогостоящие мультфильмы в цифрах

Смешарики и еще 13 дорогостоящих, но не окупившихся мультиков.

В создание любой кинокартины вкладывается значительная сумма денег. Иногда — очень, очень значительная, особенно если ее создатели — крупные и уважаемые студии. И пусть сидящие там светлые умы просчитывают наперед предполагаемую окупаемость, зрительский интерес, как известно, дама очень капризная и непредсказуемая. О провальных фильмах пишут много и часто, а Tlum.Ru отобрал для вас самые жестокие падения и кассовые разочарования из мира большой анимации. И речь здесь не об мультипликационном арт-хаусе (они и не нацелены собирать жующий попкорн зал), а о крупных и вышедших в широкий прокат картинах.

Отметим, что приведенные ниже цифры взяты из открытых источников и могут не быть 100% верными (продюсеры далеко не всегда раскрывают реальные затраты). Плюс не по всем картинам известны деньги, потраченные на рекламу.

Справедливости ради скажем: мы считали деньги только от кинопоказа. Но есть и другие источники дохода: продажа прав в другие страны, dvd-диски, показ на ТВ, товары с изображениями героев и т. д. Так что не все так грустно. Мы надеемся.

И напомним, что провал в кинотеатре вовсе не означает, что мультфильм плохой. Просто у него что-то пошло не так — неудачное время, плохой трейлер или рожица на постере пугающая. Много культовых и шедевральных фильмов провалились в прокате («Достучаться до небес», «Бойцовский клуб» и далее по списку), так что совсем уж хоронить наших сегодняшних клиентов точно не стоит. Но лопату все-таки приготовьте.

Последняя фантазия: духи внутри

2001, США, Япония

Размах краха фантазий: бюджет $137 млн + $30 млн на рекламу, мировые сборы $85 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,5

Когда культовая серия игр «Final Fantasy» ждала свою первую анимационную полнометражную версию, мало что предвещало беду. Уникальная и впервые использующаяся технология с фотореалистичными образами людей. Такая правдивая, что зрители часто называют эту анимационную ленту фильмом — мало кому верится, что все эти персонажи смоделированы на компьютере. Невероятной красоты визуализация и зрелищность. Великолепная музыка, звезды на озвучке (Алек Болдуин, Стив Бушеми). Любовь армии фанатов оригинальной линейки игр. И сюда же — 4 года на создание и отличный бюджет, который, правда, к концу съемок еще и превысили. Но что могло пойти не так?

Среди причин громкого провала чаще всего звучит сюжет из разряда «не очень» и общая скучность происходящего. Это довольно странно — встречаются истории и поскучнее, чем в «Последней фантазии», но с более достойной кассой. Скорее всего, дело еще и в экспериментальном подходе к анимации — персонажи выглядят настолько реальными, что даже отпугивают зрителей от экранов. Не бойтесь!

Титан: после гибели Земли

2000, США

Размер убытков: бюджет $75 млн, мировые сборы $36 млн. На каждый потраченный $ 1 вернулось $0,45

Этот мультфильм ценители считают одним из лучших среди тех, что вышли на рубеже тысячилетий. И здесь есть все, чтобы это мнение было оправданно: греющая душу аккуратная традиционная рисовка, современный лихой сюжет про космос и легендарный режиссер во главе — Дон Блут («Земля до начала времен», «Все псы попадают в рай», «Американская история»).

К сожалению, «Титан: после гибели земли» стал его «лебединой песнью», и один из лучших аниматоров прошлого века, внесший неоценимый вклад в мировую мультипликацию, остался не у дел. Почему зрители не шли в кинотеатры? Видимо, после второй «Истории игрушек» всем хотелось еще больше 3D.

Стальной гигант

1999, США

Последствия свержения на Землю: бюджет $70 млн, мировые сборы $23 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,32

Трогательная история дружбы простого парня с инопланетным роботом (примерно как у Сэма Уитвики и Бамбли в «Трансформерах», только лучше), выполненная в традиционной 2D-анимации, гордо носит присвоенный критиками статус «одного из величайших достижений полнометражной анимации». Оценки мультфильма на всех известных кинопорталах тоже самые высокие, как и позиции «Стального гиганта» во всевозможных сборниках «лучших».

Почему же зрители не пошли в кино? Ответ лежит где-то рядом с судьбой последних мультфильмов Дона Блута. Рисованная анимация — это не модно. А имя Вина Дизеля, который озвучил Титана, на тот момент было почти никому неизвестно. Хорошо, что впоследствии картину все-таки оценили по-достоинству.

Оз: возвращение в Изумрудный город

2013, США, Индия

Потери от очередного путешествия: бюджет $70 млн, мировые сборы $18 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,25

Экранизаций книжек про страну Оз (Изумрудный город — нужное подчеркнуть) очень много, и среди них совершенно ничем не выделяется мультфильм «Оз: возвращение в Изумрудный город». Невысокое качество анимации не оправдывает даже независимый статус создателей — для 2013-го года он смотрится совсем уж никак.

Совершенно стандартный сюжет, ряд мрачноватых для детей сцен и полный провал по всем остальным статьям, включая кассу кинотеатров. Кстати, изначально премьеру назначили на 2010-й год — возможно, не стоило откладывать столь скоропортящийся продукт в долгий ящик.

Тайна красной планеты

2011, США

Космический мастшаб катастрофы: бюджет $150 млн + $25 млн на рекламу, мировые сборы $39 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,22

Переходим к мастодонту кассовых провалов — не среди мультфильмов, а среди кинокартин вообще. И для студии Disney, под чьим покровительством вышла «Тайна красной планеты», и для Голливуда в целом это был настоящий удар. Такой болезненный, что продюсеру Роберту Земекису пришлось прикрыть свое анимационное отделение и поставить крест на следующем проекте. Такой суровый, что технологию захвата движений для создания мультиков тоже решили отложить.

Возможно, это и к лучшему — все-таки визуальное впечатление от оцифрованных актеров остается достаточно жутенькое.

Осмосис Джонс

2001, США

Финансовые последствия болезни: бюджет $75 млн, мировые сборы $14 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,18

В нашу анимационную подборку проник синтез мультфильма и игрового кино, но его провал был таким суровым, что было бы несправедливо не упомянуть этого болеющего доходягу. «Осмосис Джонс» — противостояние мультяшных одноклеточных организмов в теле Билла Мюррея. Точнее, его героя. Со всеми вытекающими, выползающими и другими последствиями — и с полным погружением в анатомию человека.

Увы, ряд не слишком приятных моментов, связанных с человеческой жизнедеятельностью, сделал эту оригинальную ленту не очень вкусной для зрителей. Картина вышла и не детской (слишком много тонкостей анатомии), но и не взрослой — битвы с рисованным вирусом никак не способствовали наплыву родителей в кино.

Битва за планету Терра

2007, США

Убытки от военных действий: бюджет $30 млн, мировые сборы $6 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,2

Перед нами наглядная и грустная ситуация, когда сравнительно качественному и с душой сделанному мультфильму неизвестной студии просто не хватило рекламы. Сходные с «Аватаром» Джеймса Кэмерона мотивы и идеи гуманности, спасение отважным землянином и девочкой-аборигенкой ее гибнущей планеты и непростые моральные вопросы, встающие перед героями. Свежо, увлекательно и по-взрослому, несмотря на юных персонажей.

Графика — пусть немного простовата, но не отталкивающая, смотреть мультфильм не без удовольтсвия можно и нужно. Что же не так? Зрители просто не знали, что это, для кого это и зачем.

Коты не танцуют

1997, США

Сколько потрачено на танцы: бюджет $32 млн, мировые сборы $3,5 млн. На каждый потраченный $1 вернулось $0,1

Музыкальная история котика Денни, покорившего Голливуд, до сих пор пользуется большим уважением среди отдельных фанатов. Кассету с данным мультиком нежно вспоминает достаточное количество взрослых ныне зрителей. В конце концов, перед нами действительно изящный и неглупый мюзикл про обожаемых зрителями кошек.

Почему провал? Потому что еще один пример судьбы неплохого рисованного мультфильма после того, как свершилась 3D-революция в мире большой анимации. Вы еще удивляетесь, что в какой-то момент мультики в традиционной рисовке стали уделом отчаянных оптимистов?

Дельго

2008, США

Размах эпичного провала: бюджет $40 млн, мировые сборы $700 тыс. На каждый потраченный $1 вернулось $0,01

«Дельго» — классический пример полного финансового краха, обусловленного крайней шаблонностью мультфильма, приправленной отталкивающей графикой и спорными образами персонажей. Оценки соответствуют. И пусть изначальная задумка о примирении инопланетных рас была не так плоха, неудачный визуальный стиль, до невероятия предсказуемый сюжет и откровенно некрасивые персонажи неотпратимо отпугнули зрителей.

«Куда дели 40 миллионов?!» — самый частозадаваемый вопрос про «Дельго».

Смешарики. Легенда о золотом драконе

2016, Россия

Потрачено: бюджет 1 млрд руб, сборы в России 264 млн руб. На каждый потраченный рубль вернулось 26 копеек

Переходим к родным просторам. И пусть среди кассовых провалов отечественной мультипликации чаще вспоминают знаменитую историю «богатырской» франшизы студии «Мельница» (где первый фильм не собрал и четверти бюджета, касса второго кое-как приблизилась к затратам, а третий окупил все с головой) — у «Богатырей» сейчас весьма неплохо, так что переходим к «Смешарикам».

Если первая часть, «Смешарики. Начало», показала себя в прокате достойно (хоть и не окупилась полностью), вторая часть собрала сумму намного скромнее. Впрочем, это не мешает мультфильму завоевывать награды и активно путешествовать по миру, захватывая все новые территории и продолжая приносить прибыль. И все-таки несчастные 250 тысяч рублей с кинотеатров при бюджете около миллиарда — совсем не то, на что могли бы надеяться создатели мультфильма.

Кстати, зимой 2017−2018 выйдет третья часть, которая получила название «Смешарики. Дежавю».

Савва: сердце воина

2015, Россия

Насколько не оправдал ожидания: бюджет 1 млрд рублей, сборы в России 188 млн рублей. На каждый потраченный рубль вернулось 18 копеек

Творческий эксперимент Максима Фадеева вобрал в себя такое количество идей, веяний и направлений, что всерьез воспринимать это попурри не получилось ни у кого — маленьким зрителям не хватило качества и оригинальности, взрослые вообще были не в курсе, зачем пошли в кино. И пошло их совсем мало — сборы не отбили и пятой части затрат.

Почему так получилось? При изначально неплохой задумке и общем старании в «Савве» мелькает такое количество заимствований, что не очень понятно, что же там вообще придумали сами создатели.

Бременские разбойники

2016, Россия, Украина

Кара за покушение на классику: бюджет 227 млн руб, сборы в России 39 млн руб. На каждый потраченный рубль вернулось 17 копеек

Мы добрались до редкого обладателя нижайшей оценки на кинопорталах от зрителей. Конечно, по сравнению с предыдущими примерами и бюджет здесь предельно скромен, но это не лучшее оправдание тому, в какие категоричные штыки восприняли мультфильм зрители всех возрастов.

Все-таки советская классика — то, что следует ворошить очень осторожно. Даже при участии Дины Гариповой и других музыкальных звезд.

Ку! Кин-дза-дза

2012, Россия

Сколько спичек сгорело: бюджет 140 млн рублей, сборы 25 млн рублей. На каждый потраченный рубль вернулось 17 копеек

Мы уже недавно рассуждали о целесообразности пересъемки фильма «Кин-дза-дза» в мультформат. Не будем углубляться в этот сложный философский вопрос еще раз, а напомним о трудностях при создании мультика — с прекращением финансирования и откладыванием в долгий ящик.

Но как бы сложно не складывалась производственная судьба «Ку! Кин-дза-дза», зрителям прежде всего не понравилось отношение автора мультфильма к своему же первоисточнику. Осовремененная история утратила былое обаяние для взрослых, а большинство детей и с оригинальным кино не знакомы, чтобы по достоинству оценить эти абсурдные и милые приключения.

Крякнутые каникулы

2015, Россия

Сколько накрякали: бюджет 920 млн руб., сборы в России 97 миллионов. На каждый потраченный рубль вернулось 10 копеек

Да, вы не перепутали — касса кинотеатров от проката «Крякнутых каникул» наполнилась лишь одной десятой частью от общего бюджета ленты. И это при уверенно звездном составе актеров дубляжа, наличии зарубежных инвесторов и не таким уж плохом сюжете: ну утки, ну отправились отдыхать.

Что подвело создателей этого мультфильма? Можем сделать ставку на чувство меры. Уровень юмора оценивается примерно в районе «туалетного», что в сочетании с обилием взрослого слэнга вызывает вопрос в уместности рейтинга 6+. Куда смотреть родителям в этой суровой истории о противостоянии крякв и ведьмы, задумавшей злодейство против солнца, тоже не очень понятно. Довольные после просмотра зрители? Единицы.