Войти в почту

7 кинофильмов, снимавшихся без законченного сценария

Но все же порой бывает, что даже дорогое кино приходится запускать в производство с полуфабрикатом вместо сценария – без диалогов, без многих важных сцен, без финала… Сегодня мы вспоминаем именно такие кинокартины.

Лоуренс Аравийский (1962) / Lawrence of Arabia

Режиссер: Дэвид Лин

«Лоуренс Аравийский» в особом представлении не нуждается, неспроста журнал Empire наградил его первым местом в списке «Сто лучших британских фильмов всех времен». Тем любопытней, что режиссер Дэвид Лин приступал к работе над картиной о сирийских приключениях офицера британской разведки Т.Э. Лоуренса в довольно сложной ситуации. От первого сценария, написанного Майклом Уилсоном на основе мемуаров титульного героя, уже после получения фильмом «зеленого света» было решено отказаться. А нового сценария, в котором было бы меньше политики и глубже бы раскрывался характер самого Лоуренса, постановщик к началу съемок так и не дождался.

Дело в том, что сценарист Роберт Болт, нанятый для переработки сценария, как раз в это время умудрился загреметь под суд за участие в антивоенных протестах и предпочел просидеть месяц на нарах, чем подписать бумагу с обещанием «больше не бунтовать в дальнейшем». Продюсер «Лоуренса Аравийского» Сэм Шпигель, обеспокоенный судьбой своей картины, целых две недели обхаживал будущего оскароносца, упрашивая подписать ненавистную бумагу, – и в итоге уломал. Болт потом остаток жизни жалел, что поддался на уговоры и обменял кино на личные убеждения. Но зато фильм был спасен.

Смертельное оружие 4 (1998) / Lethal Weapon 4

Режиссер: Ричард Доннер

Лето 1997-го не было слишком удачным для Warner Bros, поэтому студия, подумав, решила укрепить свои позиции в следующем году, сняв с полки франшизу «Смертельное оружие». Решение о квадриквеле было принято спонтанно: когда фильм получил «зеленый свет», не было еще ни сценария, ни даже общей идеи. Впрочем, законченного сценария кино так и не дождалось. Сценаристы, брошенные на эту амбразуру, с заданием не справилась: хотя в титры попало лишь четыре имени, на самом деле, по слухам, скриптом занималась целая толпа – и никто толком не понимал, чего хотят продюсеры.

Активная работа над фильмом стартовала всего за 6 (!) месяцев до июльской премьеры. Сценарий к этому моменту не был готов даже наполовину. Камера уже работала, а финал у сюжета отсутствовал, некоторых персонажей вписали буквально «на бегу», вместо нацистов злодеями вдруг стали триады… Из-за того, что даже во время съемок сюжет безостановочно переписывался, работа очень тормозилась – как итог режиссер Ричард Доннер смог закончить съемки только за месяц до премьеры. Студия, конечно, получила что хотела – блокбастер стал хитом. Но многие фанаты франшизы ненавидят «Смертельное оружие 4», считая, что именно негодный сценарий, а не «пенсионный» возраст актеров породил столь беспомощное продолжение хорошей когда-то франшизы. И пятой серии, как мы знаем, так и не случилось.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999) / The Blair Witch Project

Режиссеры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес

У режиссеров Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеза краткий сценарий, в принципе, был – они составили перечень ключевых сцен и конфликтов на тридцати страницах, но этим и ограничились. Поскольку «Ведьма из Блэр» задумывались в не заезженном еще в то время формате «найденной пленки», то диалоги между персонажами, заблудившимися в лесу, должны были звучать максимально достоверно, как в жизни. Решив, что говорение «по бумажке» этой задумке только повредит, постановщики просто устно объяснили актерам их задачи, дали каждому по куску сценария и отправили в лесопарк с кинокамерой. Джош, Хизер и Майк жили целую неделю в чаще без всяких контактов с внешним миром и снимали себя сами, оставляя потом кассеты в условленных местах в обмен на еду и новые аккумуляторы. Режиссеры же ночами просматривали отснятый материал и вкладывали в следующую кормежку записочки с новыми распоряжениями.

Экспериментальность фильма состояла еще и в том, что актерам раздали неодинаковые варианты тритментов (кратких сценарных набросков) – информация в них местами не совпадала, а то и вовсе требовала от каждого члена троицы взаимоисключающих действий, из-за чего на «съемочной площадке» царила вечная нервозность. Ребята просто не понимали, чего от них хотят, и ссорились друг с другом – чего режиссеры, в общем-то, и добивались. Чтобы усугубить панику, постановщики меняли правила игры без всякого предупреждения – например, приходили ночью к палатке, трясли ее и издавали страшные звуки; в тритментах ничего подобного не было, так что нервы несчастным актерам потрепали очень здорово. При этом никто, включая Мирика с Санчезом, понятия не имел, что будет дальше и как все должно закончиться, т.к. на момент начала съемок авторы еще не придумали финал. В самую последнюю ночь их наконец осенила идея: актеров загнали в заброшенный дом, еще немного попугали и скомандовали «снято». После чего Мирик и Санчез потратили 8 месяцев на то, чтобы превратить 19 часов блуждания по лесу, перемежаемого болтовней, в полуторачасовую ленту. Как мы знаем, у них все получилось – фильм стал легендой. А вот из недавнего ремейка «Ведьмы из Блэр» ничего хорошего не вышло – может, как раз потому, что он снимался по четко прописанному сценарию…

Необратимость (2002) / Irreversible

Режиссер: Гаспар Ноэ

«Сценария не было, только общее описание», – вспоминает Венсан Кассель свои съемки в скандальной «Необратимости» Гаспара Ноэ. Сам Ноэ объясняет отсутствие скрипта тем, что когда он договорился с Касселем и его женой Моникой Белуччи, что они сделают вместе фильм о любви и мести, у него еще не было даже никакой идеи – а снимать надо было очень быстро, пока оба актера не разъехались по другим съемкам. «Проекту сразу дали “зеленый свет” лишь на основании того, что у меня в кармане было два звездных имени, – рассказывал режиссер после выхода ленты. – И мы, конечно, торопились. Фильм во многом получился, я бы сказал, инстинктивным; он не высокоинтеллектуален, потому что у нас попросту не было времени писать сценарий. Зато это дало мне много свободы, и я ею наслаждался. Я не успел сочинить диалоги и просто попросил актеров сымпровизировать их на площадке. Ко дню съемок весь тритмент умещался на трех страничках, а на каждую сцену было отведено 10-12 строк. Я понятия не имел, будут эти сцены длиться по 15 минут или по 3, на бумаге они выглядели одинаково».

Разумеется, все продумать не удалось, потому недоработки потом Ноэ исправлял уже на постродакшене, дорисовывая нужные детали на компьютере (в частности, по совету своего коллеги Дарио Ардженто он добавил в сцену, где происходит убийство огнетушителем, изображение самого себя, мастурбирующего в гей-клубе, – просто чтобы избежать обвинений в гомофобии). Прием себя оправдал: порнодраму «Любовь», снятую в 3D, Ноэ впоследствии снова делал без сценария, а центрального актера подбирал по принципу «кто не побоится показать в кадре член». И Карл Глусман согласился, просмотрев 8-страничный набросок сюжета. Когда ты снимаешься у самого Гаспара Ноэ, сценарий в конце концов не так уж и важен.

Трансформеры: Месть падших (2009) / Transformers: Revenge of the Fallen

Режиссер: Майкл Бэй

Многие фанаты первых «Трансформеров» после премьеры сиквела были тотально разочарованы идиотскими шутками, бесконечными взрывами и крайне запутанным сюжетом; местами было совершенно непонятно, что вообще происходит на экране. Режиссер Майкл Бэй огрызался в интервью: фильм окупился? Окупился. Так чего вам еще? Но спустя пару лет все же признал: да, плохое кино получилось, хоть на то и были конкретные причины.

Бэй пояснил, что приступал к съемкам «Мести падших» фактически без сценария, работая по имевшемуся на руках 14-страничному наброску, где тремя сценаристами лишь в общих чертах был прописан сюжет. Нормальный детализированный скрипт ему получить помешала начавшаяся в ноябре 2007-го забастовка сценаристов, а ждать, пока она закончится, было невозможно, потому что дату премьеры сдвигать никто не собирался. В ночь перед забастовкой троица сценаристов передала Майклу черновик и с извинениями откланялась: прости, дружище, дальше ты сам. Бэю пришлось вести съемки по «пунктирному» сценарию, за доработку которого авторы взялись уже после окончания забастовки. Исправить все ошибки они уже не успели. «Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что получился отстой», – раскрыл режиссер секрет Полишинеля. Спасибо, что сказал, Майкл, мы-то сами и не догадались бы!

Грань будущего (2014) / Edge of Tomorrow

Режиссер: Даг Лайман

Многие фанаты сай-фая «Грань будущего», снятого по мотивам романа Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно — это убивать» и сопроводившей его одноименной манги, были бы удивлены, знай они, с какой проблемой столкнулся режиссер Даг Лайман. Дело в том, что съемки уже начались, а финального сценария у него на руках так и не было. Верней, был старый скрипт Данте Харпера, но он никому не нравился, и все, кого Warner Bros. нанимала для переписывания, оказывались бессильны поправить ситуацию.

Продюсер ленты Эрвин Стофф позже рассказывал: «Определенно, это не самый приятный опыт – выйти на съемочную площадку и понять, что у тебя так и нет сценария. Надо иметь стальной желудок». Что ж, Лайман даже на таком «сыром» материале снял отличный экшен. Вот только финал, если сесть и внимательно разобраться с тем, что происходит в последние минуты, получился совершенно бессмысленным. У Харпера он был мрачней и логичней, но студия очень уж хотела хеппи-энд. И ни Саймон Кинберг, ни Кристофер МакКуорри, ни другие переписывальщики не сумели придумать, как угодить и зрителям, и продюсерам. Вот уж точно: у семи нянек дитя без глазу.

А зори здесь тихие… (2015)

Режиссер: Ренат Давлетьяров

Не только Голливуд грешит запуском в работу недоделанных сценариев, временами такое случается и с российским кино. Например, так снималась новая экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» (первая случилась в 1972 году в СССР, а вторая – в Китае в 2005-м; был еще и индийский ремейк).

«Сценарий писался очень быстро, поскольку не было времени, – рассказывает сценарист Юрий Коротков. – Вообще такие фильмы не выходят через год и три месяца со дня замысла, а готовятся годами. И это был редкий случай, когда фильм запускался, по сути, без готового сценария. Группа уехала выбирать натуру, а при этом всё ещё шла работа над сценарием. Прошел кастинг ― продолжали писать. Уже начались съемки ― а я сидел в Москве и дописывал сценарий. Здесь не было ни первого драфта, ни финальной версии ― только один сценарий».

Сложность состояла еще и в том, что материала было отснято на несколько часов, и потом из него смонтировали не только фильм, но и четырехсерийную телеверсию (в советской ленте Станислава Ростоцкого было две серии). «Это неправильно, потому что должны писаться отдельно сценарий полного метра и отдельно сценарий сервала, – сетовал Коротков перед премьерой. – Естественно, там было бы много общего, но и разница в целом значительная. Здесь этого нет: просто будет использоваться не вошедший в полный метр материал». Что ж, в «полный метр» действительно многое не попало, но это не помешало ему найти своих поклонников – лента Рената Давлетьярова о героических зенитчицах хоть и не затмила по итогу советскую киноверсию, но удостоилась довольно высокого зрительского рейтинга, сдержанных похвал от рецензентов и ряда призов на международных фестивалях.