Войти в почту

Какой самый страшный ужастик всех времен и народов?

МАКСИМ БУГУЛОВ

Автор сайта RussoRosso

Однозначного и всепоглощающего ответа на данный вопрос никто и никогда не даст. Каким бы пугающим для поколения современников ни был отдельно взятый хоррор, обязательно найдётся достаточно многочисленная прослойка людей, которых эта лента оставит равнодушными.

Причина кроется в самой природе "ужасного". Те самые триггеры, которые работают на повышение адреналина в крови у одних, совершенно не действуют на других. Есть более или менее универсальные приёмы и архетипы, почти гарантирующие эффект для большинства людей. Однако то, что для большинства - ужасное, для отдельных ценителей - не более, чем эстетически привлекательное. Поэтому за пределами приватной беседы на кухне выделить какой-либо фильм в качестве самого страшного в истории кинематографа не возьмётся, наверное, никто.

Если же такой ответ не вызывает ничего, кроме меланхолии, и очень хочется получить хоть какой-нибудь тайтл, то можно порассуждать. Что пугает всех и при том сильнее всего? Пауки, темнота, чудовища из бездны, бестелесные, но склонные к насилию духи, призраки и кайданы? Нет. Больше всего человеческое существо пугает Неименуемое: то, что он не может понять. То, что он не может увидеть. И, наконец, то, что он принимает за реальное и пытается представить.

В далёком 38-м году прошлого столетия жители Новой Англии, а также штатов Нью-Йорк и Пенсильвания ударились в панику из-за радиоспектакля "Война миров". Сообщение диктора из постановки об атаке марсиан было принято за чистую монету, из-за чего взрослые и вроде бы здравомыслящие люди схватились одной рукой за оружие, а другой принялись забивать окна и двери.

Для создания такой реакции нужно заставить человека испытать эмпатию и принудить к домысливанию того, что упомянуто в художественном произведении. А если человек при этом принимает художественное произведение за реальную информацию, то эффект усиливается десятикратно.

И если уж предлагать конкретное наименование, то я бы остановил свой выбор на тайтле "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света". Трудоёмкая и затратная пиар-компания, предшествовавшая выходу фильма в прокат, убедила целое поколение американских зрителей, что всё, что они увидят - реальные кадры, найденные в лесу. Благодаря этому "Ведьма..." оставила неизгладимое впечатление на современников, что подтверждается не только ностальгической хроникой, но и бокс-офисом.

Но главная заслуга ленты вовсе не в этом. Основные действия этого фильма происходят не на экране, а в воображении смотрящего, а с человеческой способностью додумывать и представлять не сравнятся ни CGI, ни практические спецэффекты. Получается простая цепочка: зритель узнаёт о событиях - события не показываются напрямую - зритель пытается самостоятельно их визуализировать. Тут в дело вступает универсальность ситуации, в которой представить себя может практически каждый. Таким образом, возникает эмпатия, и неизвестное (и не показанное) на экране трансформируется в Неизвестное уже лично зрителю, провоцируя подсознание и буквально заставляя испытывать страх. Зритель незаметно для себя начинает переживать те самые яркие эмоции, ведь в крови уже вовсю бушуют ударные дозы катехоламинов и кортезола.

Однако мнение это - крайне субъективное, и существует великое множество зрителей, не испытавших во время просмотра "Ведьмы из Блэр" ничего, кроме скуки. Тут, кстати, ещё весьма важен вопрос сеттинга смотрящего: чем сильнее зритель дистанцирован от фильма, тем меньше впечатлений он получает. Поэтому поджанры хорроров, призванные напугать зрителя, весьма плохо идут с попкорном и прохладительными напитками, а также в компании друзей и в светлое время суток, так как перечисленное отвлекает на себя внимание, слегка искажая восприятие и рассеивая саспенс. Примерно так же и с эмпатией: если человек пережил неприятную историю, отдалённо напоминающую завязку "Райского озера", то персонажей он будет чувствовать гораздо лучше, чем тот,кто подобного опыта не имеет. Это ведёт если не к чувству страха, то хотя бы тревоги. А именно сопутствующие ощущения во многом и формируют конечную оценку того или иного фильма.

Другим примером могут служить представители волны так называемой New French Extremity: французские хорроры с гипернатуралистичными gore-сценами. В своё время получила достаточно широкую огласку история с "Мученицами", во время просмотра которых в кинотеатре несколько человек лишились чувств. Подобный эффект, конечно, редкость (если вообще не часть пиар-компании), однако как минимум доля истины в этом есть. Попытка шокировать зрителя - одна из характерных черт NFE-хорроров, и реализуется она через немотивированное гипернатуралистичное насилие. Если убрать откровенный артхаус (вроде "Что ни день, то неприятности" или "В моей коже) и оставить исключительно жанровые фильмы - "Мученицы", "Кровавая жатва", "Месть нерождённому" - то в каждом из них можно заметить схожий элемент: сцены насилия появляются буквально из ниоткуда, с детальными планами, обилием gore-элементов, но без каких-либо сюжетных подводок. Фильм шокирует зрителя, чей организм под влиянием увиденного мобилизуется, надпочечники выделяют катехоламины и кортезол, а в итоге о картине отзываются не иначе, как о страшной или пугающей. Замкнутый круг.