Лучшая роль Константина Хабенского: «Географ глобус пропил»
Какие российские фильмы будут вспоминать в будущем, если речь вдруг пойдет о кинематографе десятых годов XXI века? Только-только наступил 2017 год и до конца десятилетия довольно-таки далеко, да и сам вопрос звучит несколько пафосно, но все же.
В голове мелькают названия нескольких неплохих лент (вроде «Левиафана», «Дурака», «Легенды номер семнадцать» и пары других работ). Но на их фоне особенно ярко выделяется картина Александра Велединского «Географ глобус пропил», экранизация одноименного романа Алексея Иванова.
Действие книги было перенесено из бандитской эпохи лихих девяностых в эпоху соцсетей, айфонов и недоразвитого капитализма. Главный герой, учитель географии в пермской средней школе Виктор Служкин (Константин Хабенский), старше своего романного прототипа лет этак на десять, но пьет так, словно девяностые и не проходили, а он только что закончил университет.
Хабенскому удалось изобразить вечно актуальный для России образ лишнего человека, неустроенного русского интеллигента, страдающего на фоне всеобщей беспросветной безнадеги, гнетущей провинциальной тоски и вечного застоя.
Если убрать айфоны, компьютеры и иномарки из фильма, много ли изменилось в жизни русской провинции? И что делать, а вернее — куда себя деть человеку вроде Виктора Служкина?
В аналогичной ситуации оказывается и его жена Надя (Елена Лядова), которая уходит к лучшему другу неудачливого географа Будкину (Александр Робак). Вот только с ним она жить не может, несмотря на «улучшенные бытовые условия».
Быть она может с Будкиным, а жить — только со Служкиным. И жизнь эта будет тяжелая и несладкая, зато хоть иногда, но веселая, ибо скучать с таким героем уж точно не придется. Он может и глухим притвориться в электричке (чтобы за проезд не платить) и чай начать курить (поскольку табака нету).
«Географ глобус пропил» — это картина не столько про девяностые или десятые годы, Хабенский играет вечно потерянного героя, который ничего не найдет и которого ничего не ждет в жизни. Но расстраиваться он точно не будет, устроится в другую школу, перебьется как-нибудь до следующей получки, а там... как повезет.
Дмитрий Быков так писал про эту ленту: «Велединский снимает картину — по форме комедийную, по сути глубоко трагическую — на стыке жанров: «Доживём до понедельника» встречается тут с тем понедельником, который начинается в субботу».
А вот мнение Юрия Гладильщикова: «Фильм — о бесперспективности жизни вообще, и прежде всего жизни российской, которая является обобщением жизни мировой интеллигенции. Фильм — об интеллигенции»_.
Сам Алексей Иванов так отзывался об экранизации: _«Роман в этом фильме живой. Конечно, многое утрачено, потому что перевести одну художественную систему в другую — это путь, сопряжённый с определёнными потерями, причём потерями неизбежными, но с другой стороны, на этом пути есть и приобретения. Я думаю, что всё получилось как нельзя лучше, потому что и дух романа сохранён, и основная фабула тоже».