Школьные драмы в советском кино
Вспоминаем, какими были ученики и педагоги в отечественных фильмах разных десятилетий.
«ПЕРВОКЛАССНИЦА», 1948 ГОД, РЕЖИССЕР — ИЛЬЯ ФРЭЗ
Чего может хотеть советская девочка? Стать лучшей ученицей класса, конечно. Вот и Маруся Орлова, сыгранная Наташей Защипиной, мечтает поскорее сесть за парту в красивом белом переднике. Правда, она еще слишком мала, чтобы пойти в первый класс, но Марусе так хочется учиться, что она берет коробку с документами и отправляется в школу. «Ты думаешь только о себе, — говорит ей учительница, — а в школе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь?»
Кинолента классика детского кино Ильи Фрэза основана на одноименной книге Евгения Шварца, в которой собраны несколько историй из жизни первоклассницы. Маруся делает ошибки и узнает, что такое дружба, почему полезна дисциплина и как важно быть трудолюбивой и ответственной.
Тамара Макарова в роли учительницы Анны Ивановны предстает в фильме образцом мудрости и справедливости. Каждая ее реплика — совет, наставление, а каждое действие — пример для подражания. Учитель в фильме Фрэза лишен внутренних конфликтов и душевных терзаний, Анна Ивановна — строгий педагог и непререкаемый авторитет для первоклассниц, с которыми у нее складываются скорее деловые, чем доверительные отношения. Маленьким и несмышленым первоклассникам она помогает превратиться в настоящих советских граждан.
«ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ», 1956 ГОД, РЕЖИССЕРЫ — МАРЛЕН ХУЦИЕВ, ФЕЛИКС МИРОНЕР
Фильм «Весна на Заречной улице» стал первой полнометражной работой легендарного советского режиссера, лауреата Венецианского и Берлинского кинофестивалей Марлена Хуциева. История любви учительницы и ученика вышла на экраны в разгар хрущевской оттепели и представила новый взгляд на привычный всем образ педагога.
Татьяна Сергеевна в исполнении актрисы Нины Ивановой — это серьезная, вдумчивая молодая учительница с наивными горящими глазами и детскими кудряшками. А ее ученики — взрослые сталевары, дети войны, которым выпала тяжелая доля: содержать семьи после отцовских смертей. Саша Савченко (его играет Николай Рыбников) — передовик, главная гордость рабочего поселка — влюбляется в учительницу. Статус и положение не позволяют ей ответить взаимностью. Но искра страсти между молодым педагогом и взрослым школьником позволяет режиссеру размышлять о конфликте социальных норм и искреннего и прекрасного чувства.
«ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА», 1968 ГОД, РЕЖИССЕР — СТАНИСЛАВ РОСТОЦКИЙ
«Доживем до понедельника» — тонкая лирическая драма середины 1960-х годов. В центре повествования — три дня из жизни учителя истории Ильи Мельникова. Он ежедневно рассказывает детям о великих властителях и полководцах, а с ним самим, кажется, ничего не происходит. Но жизнь преподавателя полна сложных конфликтов: споров старого и нового поколения, разбирательств с двоечниками, уступок и мук совести.
Школа в изображении Ростоцкого — отдельный мир со своими законами и правилами, где учителя, как и дети, растут над собой и учатся отвечать на вопросы, которые им задает сама жизнь. Одинокий учитель Мельников, которого сыграл Вячеслав Тихонов, посвятил себя этому миру полностью.
Тем не менее учителя и ученики в фильме бесконечно далеки друг от друга, а Мельников выступает тихим наблюдателем течения жизни последних. На его глазах растут и уходят во взрослую жизнь дети, а учителя остаются в школе и принимают новое поколение. И даже вне работы жизнь Мельникова связана со школой: на улице он встречает своих выпускников, и даже его старенькая мама дома только об учениках и говорит.
«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», 1972 ГОД, РЕЖИССЕР — АЛЕКСЕЙ КОРЕНЕВ
В благополучные 1970-е годы на советские экраны вышел мюзикл о вечерней школе работающей молодежи. В нем парни и девушки после смены у станков дружными рядами буквально летят в классы в танце. «Задают задания, на весну не глядя, отложу свидание, загляну в тетради», — напевают ученики.
Новый молодой историк Нестор Петрович среди своих десятиклассников выглядит нелепо и смешно. Он не столько преподает историю, сколько каждый день учится жизни у взрослых учеников. Смешной, несуразный педагог, сыгранный Михаилом Кононовым, одним своим видом противостоит рослым, статным работягам-учащимся (в исполнении Александра Збруева, Светланы Крючковой, Юрия Кузьменкова) и самому великовозрастному ученику, роль которого досталась Евгению Леонову.
И это несоответствие обычному представлению о школе усиливает комизм фильма. Нестор Петрович то вытаскивает учеников с дискотеки, то устраивает их личную жизнь, то заменяет одного из них в качестве футбольного вратаря во время ответственного матча. Все для того, чтобы они смогли выучить уроки! Нестор Петрович даже становится донором крови, чтобы спасти старосту класса, и после переливания бывший двоечник спешит на занятия, ведь теперь в его жилах течет кровь потомственных учителей.
Конечно, все эти злоключения вряд ли произошли бы в реальности. Для авторов фильма жизнь педагогов и учеников — пространство для юмора и размышлений. Между Нестором Петровичем и его взрослыми учениками возникают добрые дружеские отношения, а школа становится местом, в котором налаживаются небывалые связи. Историки, футболисты, сталелитейщики, тунеядцы — мир школы объединяет всех.
«ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ», 1980 ГОД, РЕЖИССЕР — ИЛЬЯ ФРЭЗ
Еще один фильм Ильи Фрэза о школе — это размышление о юношеской любви. Молодые герои Рома и Катя, как Ромео и Джульетта, невероятно влюблены, но окружены непониманием взрослых: как родителей, так и, например, директора школы.
Поддерживает влюбленных только классный руководитель Татьяна Николаевна. Когда она сама была школьницей, мама запрещала ей видеться с возлюбленным, отчего Татьяна Николаевна, повзрослев, оказалась глубоко несчастной женщиной. Она острее, чем другие взрослые герои, понимает чувство подростковой влюбленности и сочувствует Роме и Кате. Именно к ней, понимающей учительнице, тянутся молодые влюбленные, именно к ее словам прислушиваются и именно ее жалеют: «Танечка говорит, что жизнь — больше любви. А глаза у самой тоскливые, как у больной собаки…» В ленте Фрэза учитель и ученики — друзья по несчастью. Они одинаково любят, страдают и сталкиваются с непониманием и осуждением.
«4:0 В ПОЛЬЗУ ТАНЕЧКИ», 1982 ГОД, РЕЖИССЕР РАДОМИР ВАСИЛЕВСКИЙ
В начале 1980-х годов киноискусство полностью ушло от образа учителя-авторитета. По-другому изображать стали и учеников — это свободные, своенравные, требовательные люди нового поколения.
В комедии Радомира Василевского преподаватель Татьяна Ивановна проходит испытание на прочность от 5 «Б». Дружная детская компания сталкивается с педагогом нового рода — не властной, а доброй и веселой учительницей. Она может принести в класс мороженое или неожиданно нагрянуть в гости, с ней можно петь, фантазировать и весело проводить время. Татьяна Ивановна легко включается в игру, придуманную учениками, чем вызывает недоумение взрослых коллег.
В этом фильме под сомнение ставится сам авторитет учителя — преподаватель больше не считается идеалом. Пятиклассники позволяют себе пререкаться с учителем и дерзить ему, проверяя, где находится граница допустимого. Меняется и отношение учителя к ученикам: Татьяна Ивановна дает детям больше свободы и наблюдает, как они справятся с ней.
«ДОРОГАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА», 1988 ГОД, РЕЖИССЕР — ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ
Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» — драма об отношениях между свободными подростками и учителями, воспитанными на идеалах прошлого.
По сюжету в гости к немолодой учительнице приходит компания старшеклассников: им нужен ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Издеваясь над Еленой Сергеевной, они просят ее подделать контрольные, чтобы они могли получить хорошие оценки и поступить в вузы.
Наивная, ранимая учительница, которую играет Марина Неёлова, остается непоколебима. Ее внутренняя выдержка и самообладание оказываются сильнее напора молодых, поэтому учитель в этом конфликте одерживает победу — ключ от сейфа остается нетронутым, а ученики с позором убегают из квартиры педагога.
Лента Рязанова по пьесе Людмилы Разумовской — сложная и подробная психологическая беседа, в которой ученики и учитель голосами разных поколений спорят о давно назревших проблемах. Ученики и учителя становятся равноправными участниками диалога о жизни и о самих себе. Вместе они должны найти ответы на важные вопросы: что такое быть честным, чему должны учить в школе и, главное, как стать хорошим человеком и нужно ли это делать.