5 самых стильных фильмов о советской и постсоветской России
Российский кинематограф не уступает западному не только в количестве талантливых режиссеров и актеров, но и по своей стилистической составляющей. В 1960-е он испытывал сильное влияние идеологии, а во времена перестройки и после распада СССР элементы западного кино в нем причудливым образом смешивались с советской эстетикой, породив множество фильмов, которые запали нам в душу не только своими сюжетами, но и работой по костюмам. Мы выбрали пять фильмов, которые наиболее интересны с этой точки зрения.
Бакенбарды (1990)
Юрий Мамин снял гротескную комедию об обществе юных «пушкинистов», образовавшемся в маленьком провинциальном городке Заборске, где молодежь, скорее всего, Пушкина никогда и не читала. Юные «спасители России», как они себя называют для отличия от остальной молодежи, надевают пушкинские «крылатки», отращивают бакенбарды и умело орудуют тростями в стычках со сверстниками, когда те вмешиваются в их политические интриги. Стильную пародию на тайное общество декабристов стоит посмотреть хотя бы и потому, что в одной из главных ролей снялся юный Виктор Сухоруков.
Господин оформитель (1988)
Мистическая драма Олега Тепцова стала первой в своем роде на пространстве перестроечных советов — до этого за экранизации романов ужасов еще никто не брался. Сюжет почти в точности повторяет историю о Пигмалионе и Галатее, только теперь дело происходит в мрачном дореволюционном Петербурге. Характерно для время действия и места, главный герой — типичный персонаж Серебряного века, мрачный художник-романтик, а Галатея — умирающая от чахотки бледная красавица. Благодаря стараниям знаменитой советской художнице по костюмам Наталье Васильевой фильм мгновенно окунает нас в атмосферу того времени и, подобно поэзии Серебряного века, кинолента насквозь пронизана символами и двусмысленными фразами.
Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви (1989)
Сергей Соловьев — культовая фигура для советского и российского кинематографа. Наверно, никто лучше него не задокументировал жизнь советской молодежи в эпоху перестройки. Картина «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — как раз один из тех документов эпохи. Став продолжением всеми любимого фильма «Асса», она повествует о тех же героях, только уже в других амплуа. Фильм стал знаковым благодаря своему разношерстному касту, который мог быть возможен только в 1980-е — тут и Борис Гребенщиков, и Татьяна Дубич, и Александер Абдулов.
Мне не больно (2006)
Алексей Балабанов как никто другой умел обличать пороки и беды не только постсоветской России, но и отдельно взятых людей. О судьбах простых россиян с непростыми судьбами и о кризисе самоидентификации в новой России сняты культовые «Братья», «Груз 200» и многие другие. В фильме «Мне не больно» режиссер берется за тему любви и рассказывает, как она способна снова вдохнуть жизнь в уставших от нее людей. Фильм по‑балабановски тяжелый и дергает за каждый нерв, но при этом невыносимо красивый. К тому же посмотреть его — отличный шанс вспомнить, какой была Рената Литвинова до того, как приобрела статус дивы.
Стиляги (2008)
Валерий Тодоровский снял, пожалуй, лучший российский кино-мюзикл о субкультуре стиляг, которые в 1950-е годы заставляли комсомолок краснеть и охотиться за цветными юбками на черном рынке. Картина рассказывает историю среднестатистического прилежного комсомольца Мэлса Бирюкова, который влюбился в «идейного врага» Пользу, и впоследствии попал в кампанию любителей джаза. Преодолев предрассудки и пожертвовав партийным билетом, Мэлс впускает в свое сердце стиль и танцы и пытается донести до суровой советской молодежи, что любовь к ботинкам на манке — не повод для классовой вражды. Кстати, о ботинках — за них стоит отдать должное художнику по костюмам Александру Осипову, который с точностью воссоздал и хмурую партийную молодежь, и заводных стиляг.