Алиса Фрейндлих: одержимая театром
Легенда русской сцены, звезда театра имени Ленсовета и БДТ, знаменитая Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и одна из лучших актрис второго плана в советском и российском кино.
1. Из немцев
Свою звучную фамилию актриса получила от отца, происходившего из обрусевших немцев. Его предки переехали в Петербург в XVIII веке, когда Петр I создавал стеклодувное производство в России. Правда, еще дедушка Алисы не стал продолжать семейное дело, а ее отец Бруно Артурович нарушил и другую традицию – он был одним из первых в роду, кто женился на русской девушке. До него, его сестер и братьев, все предки Алисы женились только на немках и выходили замуж за немцев. Хотя жили в России, они тщательно хранили собственные традиции и учили детей родному языку.
Бруно Фрейндлих окончил Ленинградский техникум сценарных искусств и был профессиональным актером. Профессия и свела его с матерью Алисы Ксенией Федоровой, которая в юности также играла на сцене. Переехав в Ленинград из Пскова, она участвовала в постановках Театра рабочей молодежи, где познакомилась с Бруно. Выйдя замуж, Ксения отказалась от актерской карьеры и впоследствии стала бухгалтером.
Родители Алисы расстались перед самой войной. Когда она началась, Алиса и мама остались в Ленинграде, а отец был эвакуирован вместе с театром. Возможно, этого его спасло. Ведь с началом Великой Отечественной немцы были репрессированы и насильно выселены с европейской части России. Пострадали многие родственники Алисы.
«Вначале забрали дедушкиного брата Артура с женой и, как выяснилось впоследствии, расстреляли. Затем выслали из Ленинграда Дагмару. Дедушку обошла печальная участь родных только потому, что он был актером и вовремя уехал в эвакуацию вместе с ТЮЗом. Если бы не театр, кто знает, чем бы все закончилось», – рассказывала в одном из интервью дочь Алисы актриса Варвара Владимирова.
2. Блокадное детство
Фрейндлих было всего 7 лет, когда началась Великая Отечественная война. Она на всю жизнь осталась сильнейшим впечатлением ее детства, ведь Алиса пережила одно из самых жутких событий той войны – блокаду Ленинграда.
Алиса впоследствии рассказывала, что выжили лишь благодаря «немецкой дисциплине» ее бабушки, которая строго по часам выдавала хлеб, запрещала выкупать норму за следующий день и берегла каждую крошку.
«Главное впечатление моего детства – война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка – и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых – выжить, во-вторых – все, все запомнить», – вспоминала актриса.
Возвращаться к теме блокады приходилось не только в личных воспоминаниях, но и на сцене. В 1961 году Фрейндлих сыграла девушку Машу в постановке по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде».
Это был первый спектакль на эту тему, появившийся в преддверии 20-летия начала блокады. Люди учились говорить о страшных событиях блокадных лет. Актриса Александра Дэльвин вспоминала, что премьерные показы сопровождались практически гробовой тишиной, ведь почти все присутствующие в зале сами пережили блокаду.
«Казалось, зрители забывали о том, что актеров полагается провожать аплодисментами. Заканчивался спектакль – люди стояли молча. Люди плакали, а некоторые – навзрыд», – рассказывала Дэльвин.
3. Актриса
После войны Алиса вместе с мамой уехала в Таллин, где прожила около трёх лет, после чего они вернулись в Ленинград. Отец же из эвакуации вернулся с новой семьей. Хотя мама Алисы была не против ее встреч с отцом, его жене это не очень нравилось. Поэтому чаще всего Алиса видела папу в театре и встречалась с ним после спектаклей.
Дочь актрисы рассказывала, что Алиса не пропускала практически ни одного представления своего отца. Вероятно, тогда она и сама решила связать жизнь со сценой. Тем более преподавательница школьного театрального кружка, известная актриса Мария Призван-Соколова, уже тогда увидела в своей подопечной будущую звезду. Тогда же открылись и музыкальные способности Фрейндлих. Она даже думала о поступлении на оперное отделение консерватории, но в итоге решила стать драматической актрисой.
В 1953 году, окончив школу, Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Она училась на курсе Бориса Зона и уже в институте обратила на себя внимание. Тогда же сложилось амплуа характерной актрисы, в которое работа Фрейндлих никогда не укладывалась полностью.
«Выпускал меня как травести и острохарактерную актрису. Но никогда даже в голову ему не приходило, что я могла бы играть Джульетту, что мне можно доверить драматические или лирико-драматические роли», – рассказывала Фрейндлих об учебе у Зона.
В 1957 году Алиса окончила институт и вскоре была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Там проработала четыре года, играла в основном подростков и всегда на вторых ролях. Поэтому, когда приглашенный режиссер Игорь Владимиров позвал ее к себе в Театр имени Ленсовета, Фрейндлих без раздумий согласилась.
4. Малыш на сцене Ленсовета
Именно в театре Ленсовета Фрейндлих раскрылась по-настоящему. Владимиров был назначен главным режиссером этого театра и почти все свои спектакли ставил, ориентируясь на Алису.
Фрейндлих на долгие годы стала главной и любимой актрисой Владимирова. Причем она играла не только острохарактерные, но драматические и трагические роли. Например, Джульетту в постановке знаменитой шекспировской пьесы. Или Дашу в спектакле по трилогии А.Н. Толстого «Хождение по мукам» и Катерину Ивановну в «Преступлении и наказании».
Впрочем, одной из самых любимых работ Фрейндлих стала «несерьезная» роль Малыша в спектакле по сказке Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Премьера спектакля состоялась в 1969 году, и он пользовался огромной популярностью не только у детей, но и у взрослых.
Более 20 лет с начала 60-х имя Алисы Фрейндлих было неразрывно связано с театром Ленсовета. Она играла в большинстве постановок и вокруг нее выстраивался весь репертуар театра. В эти годы Алиса Фрейндлих – одна из самых любимых и популярных театральных актрис в СССР.
5. На вторых ролях
Первые эпизодические роли в кино Фрейндлих сыграла еще во время учебы в театральном. Но настоящий дебют состоялся в 1958 году, когда актриса снялась в фильме «Город зажигает огни».
Роль, впрочем, была не главная. И в последующие годы, несмотря на успех в театре, с кинематографом у актрисы складывалось не слишком удачно. Она играла в таких фильмах, как «Полосатый рейс», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Комедия ошибок», «Принцесса на горошине» и многих других.
Одна из самых ярких ролей – Эллочка Людоедка в телеспектакле «12 стульев». Еще одна заметная работа – мультфильм «Голубой щенок», снятый режиссером Ефимом Гамбургом. Фрейндлих озвучила главного героя мультика и спела от его имени.
Конечно, как киноактриса второго плана Алиса Фрейндлих всегда была востребована и более чем состоялась, но главных ролей в ее карьере почти нет. Одно из счастливых исключений – «Служебный роман».
6. Любимая актриса Рязанова
«Фильм «Служебный роман» существует в первую очередь потому, что существует Алиса Фрейндлих», – признавался Рязанов.
Специально под нее он переделал свою пьесу «Сослуживцы», которая пользовалась огромной популярностью на театральной сцене. Однако делать из нее фильм он намеревался только в одном случае – если роль Людмилы Прокофьевны сыграет Алиса Фрейндлих.
До съемок в этом фильме Рязанова актриса не только была знакома с режиссером, но и несколько раз едва не сыграла в его предыдущих картинах. Она, к примеру, пробовалась на главную роль в «Гусарской балладе». Несмотря на великолепную игру Фрейндлих, Рязанову показалось, что в ней слишком много женственности для девушки, перевоплощающейся в гусара.
Но талантливую актрису он заметил уже тогда. И в комедии «Зигзаг удачи» написал роль Алевтины специально для Фрейндлих. В этот раз сняться у Рязанова ей помешала беременность.
Потом была пьеса «С легким паром!», которую позднее Рязанов экранизировал. В театральной постановке в роли Нади Шевелевой он видел, прежде всего, Алису Фрейндлих. Однако режиссер спектакля пошел по другому пути и творческое сотрудничество Рязанова с актрисой снова не состоялось. Были и другие попытки совместной работы, но все они в последний момент срывались. И вот – «Служебный роман».
Фрейндлих снялась всего в двух фильмах Рязанова, но была одной из любимых его актрис. Она также отзывалась о режиссере с любовью и уважением, отмечая, что он любит театр и умеет работать с театральными артистами.
7. Людмила Прокофьевна
«Служебный роман» стал своего рода бенефисом Алисы Фрейндлих. Режиссер рассказывал, что весь съемочный процесс построил так, чтобы максимально приблизить его к атмосфере театра, благодаря чему актерский талант Фрейндлих и смог раскрыться в полной мере.
В этом фильме актриса точно и тонко сыграла преображение бесполого советского функционера Людмилы Прокофьевны Калугиной в женщину. «Уже в середине картины, не прибегая к ухищрениям грима, не изменив костюма, актриса делает героиню милой и симпатичной женщиной. И все это только силой внутреннего преображения», – писал Рязанов, оценивая актерское мастерство Фрейндлих.
Картина «Служебный роман» стала одной из самых популярных в истории советского кино и принесла актрисе всесоюзную известность. В 1978 году по опросу журнала «Советский экран» Алиса Фрейндлих стала лучшей актрисой года. Фильм Рязанова сказал новое слово в жанре производственного кино, фактически превратив его в романтическую комедию – вещь в те годы неведомую советскому зрителю.
Роль Людмилы Прокофьевны, пожалуй, так и осталась лучшей в кинокарьере Фрейндлих. В ней она раскрывается и как характерная, и как драматическая актриса, показывая чудеса преображения и заставляя зрителя полюбить такую, казалось бы, скучную и несимпатичную героиню.
8. Жена Сталкера
В 1979 году Алиса Фрейндлих сыграла одну из самых глубоких своих ролей – жену Сталкера в знаменитом фильме Андрея Тарковского. Тарковский, как и Рязанов, был поклонником таланта актрисы и предложил ей эту небольшую, но очень важную для фильма роль. Один из смысловых центров картины приходится именно на монолог Фрейндлих, во многом ставший результатом импровизации актрисы. Сильнейший эпизод.
«Объясняя, что означает для него образ жены Сталкера, Тарковский говорил, что постоянное стремление людей к неизведанному, таинственному, чуду заставляет их забывать о простых ценностях — добре, любви, дружбе, взаимной надобности, преданности. Они и есть истина, и они рядом. Но мы не замечаем того, что рядом, и проходим мимо. Мне кажется, Тарковский был тогда заражен этими идеями, а жена Сталкера в какой-то мере их воплощала в фильме. Не случайно закадровый фрагмент из Евангелия звучит из ее уст», – рассказывала Фрейндлих.
О Тарковским актриса отзывалась с восхищением, отмечая, что из всех режиссеров, с которыми ей приходилось работать, только у него и Рязанова был так точно отлажен съемочный процесс.
9. На сцене БДТ
В начале 80-х Алиса Фрейндлих развелась с мужем Игорем Владимировым, который долгие годы был главным режиссером в ее жизни. После этого она перешла из театра имени Ленсовета в Большой драматический театр и со временем стала одной из ведущих его актрис.
На сцене БДТ она сыграла Настю в постановке по пьесе Горького «На дне», Шарлотту в постановке «Вишневого сада», леди Макбет и многие другие роли. В то же время Фрейндлих продолжила сниматься в кино, например, сыграла Хариту Игнатьевну Огудалову в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова.
Однако с конца 80-х предложений в кино становится все меньше и качество фильмов, в которых играет Фрейндлих, падает. Хотя случаются и исключения. Например, картина Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», в которой актриса сыграла одну из главных ролей.
И все же Фрейндлих была и остается, прежде всего, театральной актрисой. И в этом качестве она востребована до сих пор. Например, в этом году она задействована сразу в нескольких спектаклях БДТ, хотя Алисе Бруновне уже 82 года.
Легенду ленинградской театральной сцены можно увидеть в спектакле «Война и мир Толстого», постановке повести Достоевского «Дядюшкин сон» и спектакле «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере».