Войти в почту

Софико Чиаурели: грузинская царевна

Грузинская царевна советского кино и муза Сергея Параджанова. Звезда фильмов «Ищите женщину» и «Цвет граната». Сильная и независимая, которая дважды счастливо вышла замуж – Софико Чиаурели.

1. Семейное дело

Софико Чиаурели родилась в очень известной в Грузии артистической семье. Её мама – знаменитая драматическая актриса Верико Анджапаридзе, а отец – «придворный режиссер Сталина» Михаил Чиаурели.

Происхождение во многом и определило выбор жизненного пути. Софико росла в творческой атмосфере, с детства была погружена в театральную жизнь, общалась с актерами, художниками и музыкантами. Во время войны в Тбилиси была эвакуирована труппа Московского художественного театра, и его актеры стали постоянными гостями родителей Софико.

«Мама рассказывала, что они могли ночь напролет читать стихи, говорить об искусстве и пировать. Представляете, пировать! А на столе стояли только черный хлеб и вода. Я тогда была совсем маленькой. Но помню, как мы, дети, забирались на деревья и наблюдали за взрослыми. Влюбленный в маму великий Василий Качалов читал стихи. Талантом матери восхищались Михоэлс, Охлопков, Марджанишвили», – вспоминала актриса впоследствии.

Свою жизнь с искусством связала не только Софико, но и ее братья. Отар Чиаурели окончил Тбилисскую академию художеств, но позднее стал режиссером-документалистом. Другой брат, Рамаз Чиаурели, окончил режиссерский факультет ГИТИСа и также занимался документальным кино. Оба брата актрисы рано ушли из жизни, когда каждому из них было по 49 лет.

Родственником Софико приходится и знаменитый советско-грузинский режиссер Георгий Данелия – он двоюродный брат актрисы.

2. ВГИК

Окончив школу, Софико приехала в Москву – поступать во ВГИК. С такими родителями это нисколько неудивительно, тем более, что в это время во ВГИКе преподавал отец Софико. Но есть и более романтичная версия выбора учебного заведения.

Сначала Софико всерьез думала о том, чтобы пойти в медицинский. Однако приехав в Москву вместе с Георгием Шенгелая – будущим мужем и другом детства, который сдавал экзамены во ВГИК, Софико решила поступать вместе с ним. Она с легкостью прошла и попала в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова.

Еще будучи студенткой Софико дебютировала в главной роли в картине «Наш двор», которая в 1957 году была отмечена специальным призом на Международном фестивале молодежи и студентов. Софико же после премьеры фильма получила поздравительную телеграмму от Раджа Капура.

«Я, девчонка, получаю телеграмму, – Радж Капур поздравляет! И, представьте себе, эта его телеграмма сделала так, что мне сразу на киностудии «Грузия-фильм» дали высшую категорию. То есть я получала 500 рублей в месяц. Это когда моя мать, великая Верико Анджапаридзе, народная артистка получала 350. Представьте, что это было? Мама была оскорблена, я счастлива… Огромные деньги!», – рассказывала актриса в одном из своих интервью.

3. Советская актриса

Потом были фильмы «Акварель» и «Повесть об одной девушке». К окончанию ВГИКа Софико стала уже довольно известной актрисой. Однако она отвергла предложения нескольких московских театров и после учебы решила вернуться на родину – в Тбилиси.

В дальнейшем Чиаурели совмещала игру в театре и киносъемки. Среди наиболее известных ее работ роли в великих фильмах Сергея Параджанова «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб», в фильме «Не горюй» Георгия Данелия, «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера, «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» Латифа Файзиева, «Миллион в брачной корзине» Александра Ширвиндта и многих других.

Пожалуй, наибольшую популярность Софико принесла роль телефонистки Алисы Постик в комедийном детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину». Актриса так убедительно и обаятельно сыграла свою героиню, что многие ее реплики ушли в народ. Некоторые из них и сегодня звучат более, чем актуально. Чего стоит только «при хорошей женщине и мужчина может стать человеком» – отличный лозунг для феминисток.

4. Цвет граната

Одну из главных ролей в кинокарьере Софико Чиаурели сыграла в фильме Сергея Параджанова «Цвет граната». Это едва ли не самая экспериментальная, кинематографичная и эстетская картина в истории всего советского кино. Художественное своеобразие фильма почти полностью опирается на изобразительные решения режиссера, превратившего свой фильм в подобие то ли иконы, то ли средневековой фрески.

А эти решения, в свою очередь, во многом были завязаны на Софико. При практическом полном отсутствии и сюжета, и текста в картине, особенную важность получает не только режиссерская и операторская работа, но и актерская игра, с которой Софико справилась блестяще. Она сыграла в «Цвете граната» сразу шесть ролей – поэта в юности, царевну Анну – любовь поэта, его музу, ангела и мима, сумасшедшую монашку. Неслучайно Параджанов считал актрису своей музой и сравнивал с фреской, он говорил, что вместе с ней в его фильмы «входит сама красота».

Впоследствии актриса снялась и в других фильмах Параджанова – «Легенде о Сурамской крепости» и картине «Ашик-Кериб».

5. Грузинское сокровище

Окончив ВГИК, Софико не осталась в Москве, она вернулась в Тбилиси и начала служить в театре. В 60-е актриса успела поработать сразу в двух театрах – имени Котэ Марджанишвили и имени Шота Руставели. Но в 1964 году окончательно вернулась на сцену Академического театра имени Марджанишвили. Позже в честь своей матери Софико создала вместе со своим вторым мужем Котэ Махарадзе собственный камерный театр – «Верико», который работал прямо в ее доме.

За долгие годы работы на театральной сцене Софико сыграла множество ролей из классического драматического репертуара. Но хотя она считала себя, прежде всего, театральной актрисой, не бросала и кино. Уже в середине 60-х Чиаурели стала одной из самых известных грузинских актрис. Со временем же она получила всесоюзную и даже международную известность, а на родине превратилась в настоящую легенду.

За многие роли Софико удостаивалась не только советских, но и международных премий. Она, к примеру, завоевывала награды кинофестивалей в Локарно, Дюарнене, Праге. Еще при жизни Софико Чиаурели была признана одним из самых значительных деятелей искусства в современной Грузии. После смерти актрисы в 2008 году, ее именем назвали одну из центральных улиц Тбилиси.

6. Две любви

«В жизни я любила только двух мужчин — и оба стали моими мужьями!» – признавалась актриса. Первый муж Софико – Николай Шенгелая. Они были знакомы с самого детства, вместе росли, вместе поступили во ВГИК и работали в кино. Поженились еще на втором курсе, родили двоих детей и счастливо прожили больше 20 лет.

Однако когда Софико было уже за 40, неожиданно пришла вторая любовь – актер и спортивный комментатор Котэ Махарадзе. Они уже были знакомы раньше, но чувства вспыхнули во время совместной работы над спектаклем «Уриэля Акоста».

«Когда в разгаре был наш роман с Котэ, а я из-за детей не решалась разбивать семью, Котэ с ума сходил. Помню, мы были в Подмосковье, ночь, зима, сугробы. Мы вышли из ресторана, и он мне говорит: «Или ты мне скажешь "да", или я покончу с собой». Я сказала: «Всего хорошего». Он забрался на высоченный сугроб и — бац! С высоты прыгнул в овраг. Я, не задумываясь, помчалась за ним и прыгнула следом — в темноту», – рассказывала актриса позднее.

В конечном итоге, Софико приняла непростое и болезненное решение и развелась со своим первым мужем. В 1980 году она вышла за Котэ. Этот брак оказался не менее счастливым, чем первый. Софико с огромной любовью и нежностью относилась к мужу: «С Котэ мне было очень легко. Он был тонкий, любящий, внимательный. Недаром прослыл донжуаном. Меня это не волновало, ведь это было до моей эры. Когда мы поженились, друзья Котэ привезли в подарок якорь — настоящий, чугунный. Чтобы он в семейной жизни наконец бросил якорь».

По воспоминаниям друзей и родственников именно Софико была главой семьи. Несмотря на свой звездный статус она умела делать буквально все. Вкусно и с удовольствием готовила для своей многочисленной родни, руководила перестройкой дома, могла сама положить плитку и поклеить обои, сама шила себя одежду. Но главное – принимала решения.

«Она – скала, которая тянула все на своих плечах. Ей памятник надо поставить за то, что сохранила дом, музей и театр во второй половине – 90-х», – пишет внучатый племянник актрисы журналист Рамаз Чиаурели.