Войти в почту

Сериал «Вражда»: как воевали Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис

В начале марта 2017 года на канале FX начался показ телесериала-антологии Брайна Мерфи «Вражда» — первый сезон называется «Бетт и Джоан» и рассказывает о непримиримом соперничестве, за гранью фола, двух постаревших голливудских актрис-суперзвезд Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис на съемочной площадке триллера «Что случилось с Бэби Джейн?»

1. О чем этот сериал

1961 год. Артистка Кроуфорд – моложавая пенсионерка в роскошном норковом манто – в состоянии тяжелого алкогольного опьянения устраивает дебош на пороге банкетного зала, где американские киноакадемики чествуют звезду новой эпохи – блондинку Мэрилин Монро в чем-то красном и обтягивающем.

Наутро к оскандалившейся дамочке заявляется светская обозревательница с интересным ультиматумом, заодно уточняется причина загула: Кроуфорд давно вышла в тираж, предложений от продюсеров нет и не ожидается, вдобавок артистка славится своей склочностью, живет сильно не по средствам и любит прикладываться к фляжке с водкой, которую всегда носит с собой.

Поразмыслив над сложившимися обстоятельствами, Кроуфорд решает взять судьбу в свои руки, находит любопытный бульварный роман, в котором есть две потенциально ярких роли для женщин в возрасте и предлагает включиться в проект талантливому, но в последние годы неудачливому режиссеру Роберту Олдричу и своей заклятой сопернице – артистке Дэвис, звезде прошлого, чья карьера тоже давно клонится к закату.

Происходящее на экране спустя годы для документального фильма комментируют другие голливудские звезды – Оливия де Хэвилленд и Джоан Блонделл (короткий, но яркий выход Кэтрин Зеты-Джонс и Кэти Бейтс в смешных париках), – которые вносят полную ясность: Кроуфорд и Дэвис на дух не переносят друг друга и вообще странно, что обошлось без кровопролития. На двадцатой минуте возникает титр: «Первый день принципиальных съемок» – пожилые тигрицы выходят на арену.

2. Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис

Бетт Дэвис занимает вторую строчку в списке величайших актрис американского кино за всю историю, а Кроуфорд замыкает десятку. У первой два «Оскара», вторая получила всего одну статуэтку. На роли ярчайших звезд прошлого продюсеры «Вражды» позвали Джессику Лэнг и Сьюзан Сарандон – у них на двоих тоже три высших награды американской киноакадемии и более удачного кастинга трудно придумать.

В основе вражды – многолетнее личное и профессиональное соперничество Бетт и Джоан, которое серьезным образом изменило голливудскую киноиндустрию. В эпоху, когда большие студии жестко привязывали актеров к контрактам, именно Бетт и Джоан на правах «куриц, которые несут золотые яйца» ломали систему — о том, как это происходило, рассказывает Стэнли Туччи в роли продюсера Джека Уорнера из тех самых Warner Brothers.

Студийные интриги разбавляются интимными подробностями: кто с кем спал, как отзывались друг о друге (почти всегда – гадко), какие подлости совершали. В эти моменты «Вражда» превращается в желтый глянцевый журнал, полный интриг и сплетен. Как уверяют западные кинокритики, создатели сериала излагают голливудскую изнанку очень близко к правде.

Обе актрисы носили негласные титулы «самых влиятельных женщин в индустрии» и сделали блистательные карьеры, однако между ними было принципиальное различие, которое и подпитывало их соперничество: Дэвис обладала большим драматическим талантом, зато у Кроуфорд была выигрышная внешность и она частенько выезжала на успехе, которым пользовалась у мужчин.

3. Кто делает сериал

Главный создатель «Вражды» – американский сценарист, режиссер и продюсер Райан Мерфи, который снял полнометражные фильмы «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс и Хавьером Бардемом, комедию «На острой грани» с Аннетт Бенинг и Алеком Болдуином, а также сериалы «Американская история ужасов», «Части тела», «Хор» и принимал участие в суперуспешном проекте «Американская история преступлений» (пожалуй, главный телехит 2016 года).

Мерфи начал карьеру в качестве журналиста и сотрудничал с довольно либеральными изданиями, кроме того, он – открытый гомосексуал. Создатель «Вражды» живет в партнерстве с фотографом Дэвидом Миллером и воспитывает сына, рожденного от суррогатной матери.

Свободные взгляды и репортерское прошлое Мерфи, несомненно, ощущаются в сериале. «Вражда» довольно точно воссоздает атмосферу Голливуда середины XX века, при этом фильм, сотканный из умилительного ретро, качественной стилизации и острого репортажа из прошлого чаще клонится к последнему.

В сериале много сарказма и едких наблюдений над ситуацией и персонажами. Мерфи полностью исключает взгляд «снизу-вверх» и порой откровенной высмеивает и издевается над своими героями. «Вражда» – кино не о темных пятнах прекрасного прошлого, а о насущном настоящем.

Исторический материал нужен Мерфи, чтобы поднять актуальные темы сексизма, эйджизма (дискриминации человека на основе его возраста – прим. редакции) и мизогинии.

4. Что значит сериал-антология. Будет продолжение?

Антология – в последние время довольно популярный формат американских телешоу. Продюсеры выпускают первый сезон, посвященный определенной теме и, если проект оказался успешным, продлевают его на новые сезоны, которые в рамках заданного формата расскажут новую историю.

Например, так произошло с «Американской историей преступлений». Первая часть «Народ против О. Джея Симпсона» была об убийстве, совершенном знаменитым американским футболистом, второй сезон – об урагане Катрина, третий – про скандал Клинтон-Левински.

«Вражду» тоже продлили – вторая часть будет называться «Чарльз и Диана» и расскажет об отношениях принца Чарльза и принцессы Дианы. К истории Бетт и Джоан создатели больше не вернутся – она закончена.