Орлова: главная Любовь советского зрителя
Ей благоволили власти и лично Сталин, ее боготворили простые граждане. Советский зритель тридцатых годов всегда мог сказать, что видел идеальную женщину – это была Любовь Орлова.
1. «Веселые ребята»
История Орловой по-настоящему началась с фильма «Веселые ребята». Ему тяжело было пробиться на экран. Сама идея снять веселую музыкальную комедию родилась во время разговора Сталина, Горького и Александрова, который только вернулся из США.
Уже в процессе съемки картина несколько раз была на грани срыва, многие, в том числе и работающие над ней, считали киноленту совершенно «несоветской».
Горькому пришлось буквально «пробивать» фильм, устраивая специальный показ для Политбюро и Сталина. Но даже после этого ее предварительно прокатали в Европе и США.
Дело в том, что в те годы власти крепко держали искусство за горло. Все, что не вписывалось в стандарты «нового советского искусства», безжалостно изгонялось, как тот же джаз, которым просто переполнен фильм. И тут народ увидел легкую, по-настоящему смешную лирическую комедию без тяжеловесной пропаганды. И раскованную, веселую и красивую блондинку – Любовь Орлову.
У феномена Орловой в мире просто нет аналогов. В закрытом и жестко регламентируемом обществе, где дворянское происхождение закрывало путь к образованию, она предложила образ с тонким флером аристократизма, выточенный буквально до мельчайших деталей, с небольшой долей сексуальности, когда упоминания секса были под запретом.
Это была идеальная женщина - и при этом она выглядела досягаемой и простой.
Затем Григорий Александров снял фильм «Цирк», уже специально заточенный под актрису и еще более «американский». После него слава Орловой стала просто космической.
Потом была «Волга-Волга» – вершина советской пропаганды тридцатых. Перед самой войной творческий дуэт Александрова и Орловой снова возвращается к истории «советской золушки» в фильме «Светлый путь». А в 1947 она снялась в картине «Весна», который стал своеобразным финалом ее эпохи. Были еще фильмы и роли в театре, но в оттепель Орлова уже не вписалась.
2. Первая суперзвезда
Любовь Орлова стала первой и, пожалуй, единственной «настоящей звездой» в СССР. Звездой со всеми обязательными атрибутами: толпами фанатов, баснословными гонорарами, шикарными автомобилями, большим домом и изысканным аксессуарами. Конечно, все это с учетом окружающей советской действительности.
Орлова и Александров сразу после «Веселых ребят» купили автомобиль. Это был «Бьюик». Сама Любовь Петровна за руль не садилась, предпочитая шофера. Хотя права она получила во время съемок фильма «Светлый путь» еще в 1939 году. Позднее они приобрели уже Mercedes-Benz 170V.
Ее называли подругой Сталина, который явно и неявно благоволил ей и закрывал глаза на многое. Перед ней открывались все двери, вплоть до правительственных.
Простые поклонники подражали ее героиням, делали прически, как у нее, макияж, пытались копировать даже походку. Психиатры ввели понятие «синдром Орловой», когда желание быть похожей на известную актрису становилось манией.
На Орлову однажды даже покушались. В 1952 году на Западной Украине неизвестный подарил ей траурный букет роз, она укололась, на шипах оказался яд – несколько недель пришлось пролежать в больнице.
Однако превратить свою известность в «живые» деньги в СССР было сложно. Гонорары за фильмы были стандартными и популярность артистов в расчет не бралась. Одна из немногих возможностей – это творческие вечера, и Орлова гастролировала по всей стране, давая иногда по тридцать представлений в месяц.
3. «Советская Марлен Дитрих»
Образ Любови Орловой придумал Александров. У него перед глазами были лучшие голливудские фильмы и американские звезды, многих из которых он знал лично. В 1929 году он уехал в США, где работал вместе с Эйзенштейном и учился киноискусству.
Прообразом для Орловой стала Марлен Дитрих. Чтобы стать больше на нее похожей, она даже перекрасилась в блондинку, хотя по природе была темной шатенкой.
Сходство особенно легко обнаружить в первых двух фильмах творческого дуэта: «Веселых ребятах» и «Цирке». Некоторые сцены буквально слизаны с фильмов Дитрих. Например, кадры с Орловой, когда она сидит на пушке («Цирк») почти один в один скопированы из «Голубого ангела». Правда, там Дитрих сидит на бочке.
Даже в более поздних картинах, когда использовать образ западной кинодивы было необязательно с точки зрения стиля и тематики, он периодически прорывался. Создавалась впечатление, что Александрову просто доставляло удовольствие наряжать ее «под Марлен».
Говорить о полном сходстве все же нельзя. Дитрих создавала на экране образ холодной женщины-вамп. Это хищница, которая управляет мужчинами одной вскинутой бровью. В СССР такая героиня кино была просто немыслима. Несмотря на внешнее сходство, это были разные образы. Впрочем, было одно, что их объединяло – сексуальный магнетизм.
4. Эротика от Орловой
Сложно сказать, как Александрову удавалось протащить сквозь многочисленные худсоветы и цензуру такие легкие эротические намеки. Фильмы тридцатых годов удивительно целомудренны. И вдруг на экране появляется Орлова в обтягивающем трико с блесками.
Та самая сцена на пушке – это самое эротичное, что видел советский зритель на тот момент. И это были далеко не единственные ее сцены с эротическим подтекстом.
Самым скандальным получился фильм «Светлый путь». Вначале Таня, в исполнении Орловой, моется в душевой завода. Ничего предосудительного, актриса показана по плечи, а потом в полупрозрачной кабинке. Затем она размышляет о трудовых свершениях, сидя на кровати в одной ночной сорочке. «Добивает» сцена беседы с парторгом, во время которой она подскакивает и внезапно обнажает чулки.
Даже в боевом киносборнике были кадры, в которых юбочка Орловой игриво взлетает вверх во время танца.
Кстати, использовал сексуальность Орловой не только Александров. В «Деле Артамоновых» Рошаль устроил для нее совсем уж «возмутительный» стриптиз – без откровенной обнаженки, но с провокационными намеками. Хотя сексуальная революция в большевистской России провалилась, актриса немного приоткрывала зрителю запретную тогда тему.
5. Миллионы
Слухи о миллионах актрисы появились еще до войны. Подогревали их роскошные наряды, привезенные из Европы, частные автомобили и дача во Внуково, больше похожая на современную виллу. Не заметить все это было нельзя. Особенно в стране, где большинство населения жили в откровенной нищете.
Вряд ли можно говорить, что Любовь Петровна была миллионершей, но по советским меркам она была очень богатой.
Для примера, в 1940 году средняя по стране зарплата специалиста в месяц составляла 339 рублей, на которые можно было купить 665 килограммов картошки в государственном магазине – теоретически, потому что на практике эти магазины стояли пустыми. Так вот, каждая Сталинская премия «весила» 100 тысяч рублей, их актриса получила две. Еще две получил ее супруг Александров. И это было не единственное денежное поощрение от власти.
А ведь Орлова кроме того получала гонорары и ездила на гастроли. Кстати, для гастролеров государство установило таксу в 750 рублей. Но и тут актриса выделилась – она требовала три тысячи.
Надо признать, что и расходы у звезды были немаленькие. Фаина Раневская шутила, что моль в ее гардеробе никогда не заведется, ей просто не хватит там места. Виллу она возводила за свой счет, поэтому строительство несколько затянулось. А ведь были еще и пластические операции.
Считается, что их оплачивал Чаплин, но точно известно, что у Орловой с Александровым были счета за границей, которые они не афишировали.
6. Посол моды
Для советских женщин в тридцатых Орлова была своеобразным представителем высокой моды. Имея возможность бывать на Западе, она привозила немыслимое количество нарядов. Даже для столицы ее платья были эксклюзивными, и весь советский бомонд внимательно следил за тем, в чем она появляется на публике, чтобы моментально скопировать фасон.
Но актриса еще и постоянно гастролировала, давая концерты в самых отдаленных уголках СССР. Для небольших провинциальных городков появление на сцене Орловой всегда было источником для новых идей у местных портных.
Благодаря ей в СССР стали популярны белые платья с вырезом, деловые женские костюмы и завивка волос. Но лучше всего о влиянии Орловой на моду лучше всего говорит история с перчатками.
Во время Гражданской актриса испортила себе суставы кисти рук, когда была вынуждена возить тяжелые бидоны с молоком в город.
Далее она всегда считала руки некрасивыми и скрывала недостатки с помощью перчаток. В результате для советских женщин перчатки стали обязательным элементом модного образа.
За модой Любовь Орлова следила всегда. Даже в двадцатых годах, в самом начале своей карьеры, когда семья чуть ли не голодала, она старалась выглядеть максимально стильно.
Для этого ей пришлось научиться шить. Долгие годы у нее было классическое черное платье, которое она постоянно перешивала, «подстраивая» под моду. Даже став известной, не стеснялась брать нитку с иголкой. Однажды, приехав в Париж, Орлова дважды сама меняла длину своей юбки, чтобы попасть в тренд и быть «как настоящая француженка».
7. Жена Александрова
Известно о трех мужчинах в жизни Орловой, но ни красный чиновник Андрей Берзин, ни неизвестный австриец Франц не могут сравниться с Григорием Александровым. Встретившись в 1933 году, они не расставались до самой смерти актрисы. Ради него она бросила иностранца, который звал в Европу, а сам режиссер ушел от жены.
Он создал образ и дал толчок ее карьере, она полностью взяла на себя быт, превратив дом в маленькое подобие дворянской усадьбы. Он познакомил ее с американскими и европейскими звездами, она стала советской звездой.
Они жили по жесткому расписанию: Орлова следила, чтобы муж правильно питался, вовремя ложился в постель. Они называли друг друга только по старорежимному – на «Вы», спали в разных комнатах, что вызывало пересуды у знакомых.
Их дачу во Внуково Александров скопировал с виллы, в которой жил в Голливуде. Но именно Орлова занималась воплощением его мечты – создавала интерьер, выбирала мебель, обои. Более того, деньги на ее строительство и обстановку зарабатывала тоже она.
Сам Григорий Васильевич был окружен заботой, в семье царил культ мужа, его капризы тут же исполнялись, но при этом ни одно решение Любови Петровны никто никогда не оспаривал. Александров даже не общался долгое время с родным сыном, который обидел Орлову.
Взаимоотношения их, конечно, не всегда были идеальными. В конце тридцатых актриса начала пить, и Александров поставил ей жесткий ультиматум, после которого она полностью отказалась от алкоголя.
Сам он, по воспоминаниям современников, был бисексуален, до их встречи был завзятым ловеласом. Актриса даже спустя годы ревновала его к Эйзенштейну и Грете Гарбо, но, если у них и были интрижки на стороне, до скандалов ни разу не дошло.
8. Борьба с возрастом
Советского зрителя всегда поражало, как Орловой удается молодеть с каждым фильмом. Многие кивали на грамотный монтаж и ретуширование и не подозревали, что в свою внешность ей приходилось много вкладывать.
Надо понимать, что в фильме «Веселые ребята» Любовь Орлова снялась, когда ей уже было тридцать. В дальнейшем, постоянно играя молоденьких девушек, она на самом деле постоянно боролась с собственным возрастом. Вначале с помощью косметических средств, диеты и гимнастики.
Когда и это уже не помогало, она первой в СССР обратилась к пластической хирургии. Орлова летала в Париж, где ей делали подтяжки лица. В шестидесятых актриса помогла создать Институт красоты в Москве и стала чуть ли не первой клиенткой у известного хирурга Александра Шмелева. Там же она посещала косметологов.
Сколько всего операция сделала Орлова, сказать сложно. В некоторых источниках говорят о шести. В любом случае, актриса стала настоящим первопроходцем среди советских знаменитостей в части косметической медицины.
Известно, что диве привозили в СССР специальный остродефицитный крем с эффектом мгновенного лифтинга, который действовал всего несколько часов. Его она наносила перед каждым выходом в свет.
Но не только эксклюзивным кремам и дорогостоящим процедурам Орлова была обязана своей долгоиграющей красотой. Так, у нее был свой, вполне бюджетный, секрет ухода за кожей лица: умываться кефиром и смывать его минералкой.
9. Здоровый образ жизни
Забота о собственном здоровье не была для Орловой какой-то манией. Собственное тело было для нее инструментом, без которого невозможна актерская карьера. Поэтому она старалась максимально следить за ним. И хотя иногда курила, но в остальном вела правильный образ жизни.
Специально обливалась холодной водой, когда это еще не стало «мейнстримом». Не забывала и о физической нагрузке. До самой смерти актриса занималась по несколько часов в день у балетного станка и делала зарядку.
Орлова была сторонницей четкого распорядка дня и сбалансированного питания. На фоне хлебосольства в богатых домах того времени, ее стол даже на праздниках выглядел достаточно скромно. Даже в семьдесят лет она оставалась бодрой, подтянутой и свежей.