«Аэлита» и еще две экранизации книг Алексея Толстого

Алексей Николаевич Толстой — автор романов «Аэлита», «Петр Первый», «Хождение по мукам», а также множества известных повестей, сказок и пьес.

Читатели обожали его за волшебные и фантастические миры и проклинали за повесть «Хлеб» и другие пропагандистские поделки.

Трагедия его жизни состояла в том, что, несмотря на внешнее благополучие, писатель так и не смог прижиться в эмиграции, но и в СССР так до конца и не стал своим, хотя его и называли красным графом.

Тем не менее, уже в советской России Толстого активно публиковали, называли преемником Горького и даже позволяли писать сценарии к фильмам по мотивам его собственных книг.

Среди экранизаций произведений Алексея Николаевича Толстого есть и легендарные картины, которые могут быть интересны и современным зрителям. Три из них мы и решили вспомнить.

«Аэлита»

Фантастический роман, позже переработанный в повесть для юношества, вышел в 1923 году. Книга быстро стала популярной, и уже через год зрители кинотеатров смогли увидеть ее экранизацию.

Премьера состоялась 25 сентября 1924 года, от романа Толстого в сюжете осталось меньше половины, но это не повредило ни качеству, ни известности кинематографической «Аэлиты».

Автором фильма стал только что вернувшийся в СССР Яков Протазанов. Режиссер успел поработать на крупных киностудиях Франции и Германии и привез с собой опыт зарубежных коллег.

«Аэлита» стала шоком для зрителей, несколько лет подряд видевших на экранах только агитационные короткометражки. Эта работа Протазанова так и осталась лучшим научно-фантастическим фильмом эпохи немого кино.

Американский писатель-фантаст Фредерик Пол писал, что лишь полвека спустя советский кинематограф смог предложить нечто подобное («Сорялис» Андрея Тарковского).

До сих пор «Аэлита» смотрится на одном дыхании. Модный в 20-е сюжет о научных достижениях и полете в космос соседствует здесь со сложной историей любви, документальные кадры Москвы 20-х годов — с декорациями марсианского города, выдержанными в духе конструктивизма.

Несмотря на то, что денег на полномасштабный антураж у студии не хватило, в «Межрабпом-Руси» нашли средства на то, чтобы создать специальные механизмы, имитирующие марсианские приборы наблюдения за Землей.

Не менее интересны и костюмы героев, которые делались по эскизам Александры Экстер, Исаака Рабиновича и Надежды Ламановой. Все художники работали в театре, и «Аэлита» стала одним из немногих сохранившихся свидетельств того, каким был театральный советский авангард.

В съемках фильма приняли участие Юлия Солнцева (Аэлита), Николай Церетели (инженер Лось / Спиридонов), Валентина Куинджи (Наташа Лось), Николай Баталов (красноармеец Гусев), Юрий Завадский (Гор). В коротких эпизодах в картине появились совсем молодые Игорь Ильинский и Михаил Жаров.

«Золотой ключик»

Пожалуй, это один из самых недооценённых фильмов в истории советского кино. Сказка Александра Птушко вышла в 1939 году и сегодня почти забыта. Поздние экранизации истории о Буратино выглядят и ярче, и динамичнее, однако фильм Птушко во многом оказался революционным.

Начнем с того, что в этой картине режиссер продолжил опыты совмещения в одной ленте методов художественного кинематографа и кукольной анимации.

Первый раз этот ход Птушко использовал в «Новом Гулливере», созданном по мотивам романа Джонатана Свифта, но тогда он работал с настоящими куклами: в фильме задействовано множество крохотных фигурок. В «Золотом ключике» режиссер превратил кукол самих актеров:

«На меня надели огромную маску — целую голову из папье-маше. Глаза куклы не совпадали с моими глазами, и, чтобы я могла видеть, на щеках маски были проде¬ланы дырочки, затянутые марлей, выкра¬шенной под цвет щек.

Необходимо было замаскировать все, что только могло бы „выдать“ человека. Меня одели в деревянный фанерный футляр, пре¬вратив в бревнышко.

На руки и на ноги натянули трико, раскрашенное под дерево, а на колени и на локти были нашиты чер¬ные бархатные „шарниры“. На ступни наде¬ли огромные туфли, а на кисти рук — кар¬тонные перчатки», — вспоминает исполнительница роли Буратино Ольга Шаганова-Образцова.

Разница в росте между героями достигалась с помощью монтажа и оптического совмещения, постройки новых декораций и манипуляций с костюмами.

Создателям картины буквально на ходу приходилось придумывать все новые и новые методы съемок, чтобы добиться желаемого результата. Позже изобретениями Птушко пользовались многие режиссеры (в том числе и за рубежом).

«Хождение по мукам»

Трилогия Алексея Толстого была экранизирована дважды: в конце шестидесятых Григорием Рошалем. Экранизация первой ее части — «Сестры» (1957) — история двух молодых женщин и их возлюбленных, разворачивающаяся на фоне Первой мировой войны.

Второй раз трилогия «Хождение по мукам» снимали в формате сериала. Защищая идею многосерийной ленты, авторы говорили, что в картине Рошаля упущены важные сюжетные линии, чего, конечно, не случится в новой версии.

Режиссером сериала стал Василий Ордынский, а главные роли исполнили Ирина Алферова, Светлана Пенкина, Юрий Соломин и Михаил Ножкин. Картина оказалась ближе к литературному оригиналу, отчетливее видна и идеологическая линия. На экранах фильм появился в 1977 году, в канун празднования 60-летия Октябрьской революции.

Следующий сериал выйдет в 2017, к столетию революции.