Кинопутешествие по Мексике: дикая местность на границе с Голливудом
Мексиканский кинематограф переживает невероятный подъем — в основном благодаря покорившим Голливуд режиссерам Иньярриту, дель Торо и Куарону. Впрочем, все они с чего-то начинали и когда-то, до Ди Каприо и 3D, снимали колоритные картины о родной стране. Об этих дебютах и других важных мексиканских фильмах про любовь, войну, беспризорников, пришельцев и наркоторговцев рассказываем в нашей подборке.
1. «После мрака свет»
Год: 2012
Режиссёр: Карлос Рейгадас
В ролях: Рут Рейгадас, Митси Ферран, Хоаким Чардонненс, Андер Верес, Наталиа Асеведо
Яркий пример кино, которое принято называть поэтическим — этот фильм принес своему автору, одному из главных представителей так называемой «новой мексиканской волны» приз за режиссуру на Каннском кинофестивале.
История молодой семейной пары, переехавшей из города обратно в некогда родную мексиканскую глушь, и их детей, теперь вынужденных расти в одновременно спокойной и на удивление опасной, местами даже враждебной среде. Тут и странные родственники, и пространные разговоры, и сам дьявол.
Нелинейное повествование «бросает» героев из настоящего то в прошлое, то в будущее, а изображение — почти квадратное по формату, а зачастую ещё и снятое с эффектом «рыбьего глаза», то есть с форумом в центре и размытыми краями — добавляет магии этому реализму.
Все это может показаться не более , чем псевдоглубокомысленными упражнениями в красоте в духе Терренса Малика, однако ситуацию спасает то, что фильм, как ни крути, сильно замешан на национальном колорите, мексиканской культуре, истории, мифах и легендах, узнавать и познавать которые крайне любопытно.
2. «Сука-любовь»
Год: 2000
Режиссёр: Алехандро Иньярриту
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Эмилио Эчеваррия, Гойя Толедо, Альваро Гарреро, Ванесса Бауче
Пожалуй, главный мексиканский режиссёр современности, в настоящее время обладатель уже двух «Оскаров», свою первую номинацию на премию Американской киноакадемии получил в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Действие разворачивается на улицах Мехико, где случившаяся однажды страшная автомобильная авария связывает три сюжетные линии и судьбы нескольких героев — влюблённого в жену брата виновника ДТП Октавио, лишившейся ноги после столкновения с его машиной фотомодели Валерии и старика-киллера Эль Чиво, выхаживающего раненую в аварии собаку Октавио.
Благодаря нетривиальному построению сюжета, вместе основанному на понятных в любой точке мира простых истинах, фильм стал хитом и в мгновение ока превратил Иньярриту в живого классика, а исполнителя главной роли Гаэля Гарсию Берналя в звезду.
3. «И твою маму тоже»
Год: 2001
Режиссёр: Альфонсо Куарон
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Диего Луна, Марибель Верду, Ана Лопез Меркадо, Даниэль Хименес Качо
Впрочем, становлению Берналя поспособствовала и ещё одна мексиканская картина начала 2000-х. Задолго до «Гравитации», которая принесла ему премию «Оскар», режиссер Альфонсо Куарон снял на родине один из самых страстных фильмов в истории кино.
Двое приятелей отправляются в дорожное приключение и на просторах жаркой Мексики встречают такую же не обремененную моральными принципами, но более опытную испанку.
Дальше едут втроем со всеми вытекающими последствиями – мальчики взрослеют, девушка залечивает душевные раны, зрители наслаждаются песчаными пейзажами и юными Берналем и Диего Луной.
4. «Лабиринт Фавна»
Год: 2006
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Ивана Бекеро, Серхи Лопес, Марибель Верду, Даг Джонс, Ариадна Хиль
Фантастическая картина дель Торо – про сказочный лабиринт, в который попадает девочка Офелия, про Фавна и его задания, которые ей необходимо выполнить, про страшные испытания, про Испанию 1944 года, ту, что под гнетом диктатуры Франко и в центре Европы, охваченной войной.
Мистика, сотканная из множества удивительных и живописных деталей, как и всегда у дель Торо, — не выдумка, а неотъемлемая часть мира. А потому фильм можно воспринимать и как аллегорию, и как философскую притчу-размышление на политические и религиозные темы, и как правдивую историю.
5. «Дикая местность»
Год: 2016
Режиссёр: Амат Эскаланте
В ролях: Хесус Меза, Рут Рамос, Симоне Бучио, Кенни Джонстон
Эскаланте, в отличие от Куарона, дель Торо и Иньярриту, в Голливуд, кажется, не рвётся, предпочитая «Оскару» призы европейских кинофестивале — у него уже есть награды за режиссуру из Канн и Венеции. Впрочем, лавры соотечественников не дают покоя, и Эскаланте старается выделиться, как может.
Например, сняв историю про поселившегося где-то в сельской Мексике пришельца со множеством щупалец, каждый из которых, по сути, является мужским половым членом и способен удовлетворить несчастных героев фильма. Удовлетворить буквально до смерти — и смех, и грех.
На венецианской премьере эта артхаусная поделка, благодаря рваному монтажу напоминающая плохо склеенную мозаику из обрывающихся на полуслове сцен, но притворяющая глубокой социальной драмой, вызвала закономерный хохот публики — эпатировать публику фаллическими щупальцами также трудно, как и упомянутым выше равным монтажом.
6. «Зона»
Год: 2007
Режиссёр: Родриго Пла
В ролях: Даниэль Хименес Качо, Даниэль Товар, Алан Чавес, Карлос Бардем, Марио Сарагоса
Полнометражный дебют Родриго Пла принёс ему сразу две награды Венецианского кинофестиваля. Действие фильма разворачивается в благополучном районе Мехико, богатые жители которого выстроили вокруг своей «зоны» обитания стену с камерами наблюдения, отгородившись от нищеты и разрухи.
Однажды несколько чужаков пробираются на охраняемую территорию ради наживы и выясняют, что за красивыми фасадами скрываются отвратительные тайны, а жители Зоны не такие уж приличные и законопослушные, какими хотят казаться. Получилась реалистичная социальная драма в оболочке почти антиутопии.
7. «Забытые»
Год: 1950
Режиссёр: Луис Бунюэль
В ролях: Роберто Кобо, Альфонсо Мехиа, Эстела Инда
Испанец-сюрреалист Бунюэль немалую часть жизни провёл в Мексике и стал одним из главных творцов так называемого «золотого века мексиканского кино». В том числе благодаря своему программному фильму «Забытые», героями которого являются подростки из неблагополучного района Мехико.
Старшего, Жаибо, жизнь уже сломала и он, поддавшись тёмной стороне своей натуры, с нескрываемым удовольствием пользуется слабостью окружающих ради собственного блага - в том числе становится своего рода лидером банды подростков. Среди которых оказывается и второй герой, юный Педро, ещё не потерявший веру в добро, но готовый на все, чтобы угодить Жаибо.
Эта черно-белая лента, менее сюрреалистичная, чем иные работы режиссеры, а скорее даже тяготеющая к итальянскому неореализму, вызвала волну негодования в Мексике — профсоюзы требовали не просто запретить фильм, но и выслать режиссера, клевещущего на радужную действительность, из страны.
Однако, после нескольких каннских призов, в том числе и за режиссуру, страсти поутихли, а фильм вернули в национальный прокат.
8. «Дикий цветок»
Год: 1943
Режиссёр: Эмилио Фернандес
В ролях: Долорес дель Рио, Педро Армендарис, Мигель Анхель Феррис, Мими Дерба, Фернандо Сото Ла Марина
Ещё одним героем «золотого века мексиканского кино», расцвет которого пришёлся как раз на 1940-е годы, стал режиссёр Эмилио Фернандес. Эта картина принесла ему славу и осталась одной из лучших в фильмографии.
Сюжет как нельзя лучше описывает выражение «мексиканские страсти» и, если бы не социально-исторический фон, фильм можно было бы считать предтечей покоривших мир мексиканских мыльных опер.
Тут и любовь сына помещика к крестьянке, и споры из-за наследства, и похищение ребёнка, и бесконечные обманы и подмены личностей. Зато в главной роли прославившаяся в Голливуде в эпоху немого кино мексиканская актриса Долорес дель Рио.
9. «Утиный сезон»
Год: 2004
Режиссёр: Фернандо Эймбке
В ролях: Диего Катаньо, Дэниэл Миранда, Энрике Арреола, Данни Переа, Каролина Полити
Героями этой подростковой комедии — дебютной ленты Эймбке — стали 14-летние приятели Фламандцы и Моко, которым повезло, как они думают поначалу, остаться на целый день одним дома.
Но то, что должно было стать беззаботным выходным за видеоиграми и пиццей, превращается в безумный день, полный «сражений» — с соседями, курьерами, электричеством и нарисованными утками. И приводит к совсем недетским размышлениями и разговорам об одиночестве, любви, дружбе и взрослой жизни.
Картина вполне заслуженно получилась множество как национальных, так и международных наград — это тонкое и умное размышление о подростках, не свысока, без сарказма и надменности, а лёгкое.
Откровенное и раскрепощенное, но одновременно неловкое, смешное и эмоциональное кино — под стать своим 14-летним героям.
10. «Ад»
Год: 2010
Режиссёр: Луис Эстрада
В ролях: Дамиан Алькасар, Хоакин Косио, Эрнесто Гомес Крус
Бенни вынужденно возвращается на родину, депортированный из США, где прожил 20 лет. В мексиканской деревне его ждёт печальная картина — упадок, разложение и полный контроль со стороны наркокартеля.
Найти другую работу невозможно, и Бенни следует примеру соотечественников — тем более это сулит богатство и удовольствие без лишних хлопот. Однако мафиозная жизнь только на первый взгляд выглядит развеселой, и вскоре Бенни ей уже не рад — только вот теперь выпутаться сложно.
Эстрада безжалостно показывает все пороки родной страны, как оказалось, верно избрав сатиру главным оружием — эта чёрная комедия стала в Мексике одним из самых кассовых фильмов за всю историю национального кинематографа.