Джоан Кроуфорд: одержимая

1. Трудное детство

Люсиль Фэй Лесюр, таково настоящее имя актрисы, родилась в 1908 году в семье разнорабочих. Родители расстались до ее рождения, и долгое время Люсиль считала своим настоящим отцом отчима – импресарио Генри Дж. Кассина, за которого мать вышла замуж вскоре после того, как её бросил первый муж.

Кассин управлял небольшим оперным театром в городке Лоутон, штат Оклахома. Именно там Люсиль впервые приобщилась к эстрадному искусству. Она с удовольствием наблюдала, как репетируют и выступают актёры водевилей, и мечтала оказаться на их месте.

Отчим поощрял интерес Люсиль к искусству, однако сыграл в её жизни неоднозначную роль. По некоторым свидетельствам Кассин слишком сблизился со своей падчерицей, и когда ей было 11 лет, подверг её сексуальному насилию. Существует множество публикаций о том, что Кроуфорд в детстве спала со своим отчимом, однако прямо актриса об этом никогда не говорила. Один из авторов биографии звезды Лоуренс Квирк утверждает, что Кроуфорд никогда не скрывала «злоупотребления со стороны своего отчима, и это упоминалось практически в каждой книге о ней».

И всё же прямых обвинений Кроуфорд никогда не выдвигала. По всей видимости, она и сама не осознавала сексуальные отношения с отчимом (если мы предположим, что они были) как нечто неправильное. Такую трактовку предлагает спродюсированный Джессикой Лэнг сериал «Вражда», который поднимает этот вопрос. В нём Джоан гордится предполагаемой связью с отчимом и защищает его как человека, который показал, что такое «настоящая любовь».

После нескольких лет жизни в Лоутоне Генри Кассин был обвинен в растрате, и семье вновь пришлось переезжать. Вскоре после этого мама Люсиль развелась с ним, а её отправила в католическую школу Святой Агнессы, где девочке приходилось отрабатывать затраты на обучение.

Оплатить школу мама была не в состоянии – заработанного в прачечной с трудом хватало на еду. При такой нагрузке времени на учёбу у Люсиль почти не оставалось. На тех же условиях она училась в Академии Рокингема, и, толком так и не окончив школу, по протекции классной наставницы поступила в колледж. Однако спустя несколько месяцев поняла, что не готова к учёбе.

2. Танцы

Бросив колледж, Люсиль решила стать профессиональной танцовщицей. Она победила в одном из любительских конкурсов эстрадных танцев и начала выступать в странствующих ревю. Вскоре её заметил продюсер Джейкоб Шуберт и предложил роль в своей бродвейской постановке «Невинные глаза».

Благодаря этой работе Кроуфорд познакомилась с продюсером Нильсом Гранлундом, который организовал для неё кинопробы и отправил их в Голливуд. Через какое-то время студия Metro-Goldwyn-Mayer прислала предложение: 75 долларов в неделю. Кроуфорд отправилась покорять фабрику грёз.

Путь в кино она начала с самых низов, впервые появившись на экране в картине «Леди ночи» в качестве дублёрши Нормы Ширер. Потом было ещё несколько эпизодических ролей, однако Кроуфорд не была указана в титрах как их исполнительница. Одной из первых картин, где Кроуфорд появилась под своим именем (тогда еще настоящим) стали «Красавицы» с Сейзу Питтс в главной роли.

3. Голливудская звезда

Уже к концу первого года в Голливуде руководство студии MGM признало, что начинающая актриса могла бы стать звездой. Однако ей следовало подыскать более звучное имя. К этому процессу даже подключили читателей одного из еженедельников о кино. С их помощью сначала был выбран псевдоним «Джоан Арден», но выяснилось, что на него уже претендует другая актриса. Тогда остановились на «Джоан Кроуфорд». Под этим именем актриса появилась в фильмах «Единственная вещь» и «Салли, Ирен и Мэри», где сыграла свои первые заметные роли.

В 1926 году она снялась в нескольких фильмах, самым заметным из которых стал «Бродяга, бродяга, бродяга», где она играла в паре с Гарри Лэнгдоном. И всё же Джоан не устраивало, как медленно движется её карьера. Она хотела главных ролей.

Видя, что Metro-Goldwyn-Mayer не готова в неё вкладываться, Кроуфорд стала действовать самостоятельно. В свободное время она регулярно участвовала в танцевальных конкурсах, которые проводились в голливудских отелях поблизости. Она часто побеждала, чем привлекла к себе дополнительное внимание публики. Руководство студии оценило потенциал Кроуфорд и ей стали предлагать более значительные роли.

Уже в 1926 году Кроуфорд попала в число наиболее перспективных начинающих актрис. Но настоящий успех пришел пару лет спустя, когда Джоан сыграла главную роль в фильме «Наши танцующие дочери». Успех картины открыл для Кроуфорд путь на вершину Голливуда. К 1929 году она уже на равных соперничала с такими звездами, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Норма Ширер. Кроуфорд успешно перешла к звуковому кино и в 30-х упрочила свое положение, став одной из самых популярных актрис в мире.

4. Хлопушка

Добившись успеха в конце 1920-х, Джоан Кроуфорд стала одним из самых выразительных символов культуры флэпперов или хлопушек – молодых эмансипированных девушек, появившихся в Америке в эпоху джаза. Она воплотила на экране (прежде всего, знаковой стала картина «Наши танцующие дочери») образ современной молодой американки – яркой и независимой, самостоятельной и свободной, танцующей и изящной.

5. Ненасытная

Желтая пресса неоднократно писала, что прежде чем актрисе удалось пробиться в Голливуд, она не брезговала съемками в эротических фильмах. Впоследствии участие Кроуфорд в подобных фильмах было оспорено. Однако миф сильнее. У Джоан Кроуфорд сложилась неоднозначная репутация ненасытной и одержимой сексом хищницы. Существует версия, что и в кино она пробилась через постель и впоследствии пользовалась этим методом для добывания выгодных ролей.

С одной стороны, подобные случаи имели место в Голливуде. И даже сама Кроуфорд досадовала на Норму Ширер, которая была замужем за начальником производства на студии MGM: «Как я могу конкурировать с Нормой? Она спит с боссом!», – восклицала Кроуфорд. С другой стороны, все это похоже на выдумки дешевых журналистов.

В любом случае, Кроуфорд прославилась как одна из самых красивых и любвеобильных звёзд Голливуда. Она была замужем за актерами Дугласом Фэрбенксом, Франшо Тоуном, Филиппом Терри, а также председателем совета директоров компании PepsiCo Альфредом Стилом, примерно – по 4 года за каждым.

Среди внебрачных увлечений актрисы особое место занимает Кларк Гейбл, с которым Кроуфорд познакомилась во время работы над фильмом «Одержимая». Впоследствии она признавалась, что буквально теряла голову, стоило Гейблу появиться на съемочной площадке. Одной из самых значительных совместных работ актеров стала картина «Танцующая леди».

Среди любовников Кроуфорд называли также актеров Джеки Купера, Генри Фонду, известного адвоката Грега Боцера, продюсера Билла Дозиера и бесчисленное количество малоизвестных актеров.

6. Легенда

Джоан Кроуфорд получила широкую известность уже на излёте немого кино, став одной из самых ярких актрис второй половины 20-х. Но в следующее десятилетие только упрочила свою популярность. Здесь пригодились не только танцевальные таланты актрисы, но и умение петь. В первой же роли со звуком (в фильме «Недотрога») Кроуфорд исполнила несколько песен. Картина была хороша принята зрителями, и Джоан стала одной из первых звёзд уже звукового кино.

В 30-х Кроуфорд стала одной из самых высокооплачиваемых звезд Голливуда. В эти годы она сыграла в фильмах «Украденные драгоценности», «Гранд-отель», «Танцующая леди», «Сэйди Макки» и многих других. Уолт Дисней был фанатом Кроуфорд, и сделал её одним из главных прототипов для образа Злой Королевы в мультфильме «Белоснежка и семь гномов».

Несмотря на популярность свой «Оскар» Кроуфорд получила только в 1945 году, когда её карьера уже пошла на спад. Актриса удостоилась награды за роль в фильме «Милдред Пирс».

Одну из последних значительных ролей Кроуфорд сыграла в паре с другой легендой Голливуда – Бетт Девис. В 1962 году они снялись в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?», сюжет которого закручен вокруг болезненного соперничества двух сестер-актрис. Создатели фильма рассказывали, что в процессе съемок обнажилась реальная неприязнь двух знаменитых актрис, которая помогла сделать противостояние между их героинями более убедительным.

И хотя существует версия, что это было всего лишь маркетинговым ходом, в 2017 году соперничество между Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис легло в основу телесериала «Вражда», который рассказывает о закулисье картины «Что случилось с Бэби Джейн?». Роль Джоан Кроуфорд в сериале сыграла Джессика Лэнг.

7. Дорогая мамочка

К середине XX века Джоан Кроуфорд стала одной из легенд американской киноиндустрии. Кроуфорд была красивой, яркой, взбалмошной, сексуальной – ровно такой, какой и должна быть суперзвезда. А кроме того, она занималась благотворительностью и взяла на воспитание четверых приёмных детей.

Однако самый сильный удар по репутации Кроуфорд был нанесен вскоре после её смерти. Старшая приёмная дочь Джоан, Кристина, написала мемуары «Дорогая мамочка», в которых представила легендарную актрису настоящим монстром. Она обвинила Кроуфорд в алкоголизме, склонности к насилию, пренебрежении своими родительскими обязанностями. Кристина считает, что её мать больше заботила карьера и любовники, нежели воспитание детей. Она пишет, что в моменты срывов Джоан била её и однажды даже пыталась задушить.

Сложно сказать, насколько эти обвинения соответствуют действительности. Книга Кристины была неоднозначно воспринята друзьями и знакомыми семьи актрисы. Многие встали на сторону Джоан, отметив, что хотя она была очень амбициозна и возможно имела проблемы с алкоголем, в истории Кристины эти факты явно преувеличены. Более того, младшие дети актрисы также выступили резко против сестры. Они сказали, что никогда не испытывали на себе и не наблюдали тех ужасов, которые описывает Кристина. Однако её поддержал брат Кристофер. Интересно, что в отличии от младших детей Кристофер и Кристина были лишены наследства. В своём завещании Джоан написала, что причины им хорошо известны.

Книга «Дорогая мамочка» стала бестселлером, впоследствии Кристина выпустила и второе, дополненное издание. Кроме того, в 1981 году по книге был снят одноимённый фильм, в котором роль Кроуфорд сыграла Фэй Данауэй. Но материнство Джоан Кроуфорд так и осталось одной из тайн её жизни.