Секс-символы в XX веке: 1990-е
Основной инстинкт – мощное оружие, сметающее все на своем пути. Эти мужчины и женщины оказали громадное влияние на всеобщее представление о сексуальности и границах дозволенного, задали стандарты красоты и стали эротическими кумирами своего времени. На звание секс-символа претендовали многие, мы выбрали главных.
1. Джулия Робертс
Густая копна рыжих волос, широчайшая, от уха до уха, улыбка и совершенно детская непосредственность Робертс – конечно, неплохой начальный капитал, но в ее карьере все могло случится иначе, если бы режиссер «Красотки» Гарри Маршалл не переснял концовку фильма.
В первой версии проститутка Вивьен была наркоманкой, и герой Ричарда Гира вышвыривал ее из машины. Маршалл интуитивно понял, что зритель ждет другого финала – и угадал. Фильм стал сенсацией, его и сейчас примерно каждая вторая девочка называет в списке своих любимых, а на Робертс обрушилось всеобщее обожание.
Несколько лет актриса сопротивлялась желаниям публики и играла совершенно не то, чего от нее ждали – вторую «Красотку». В итоге зритель победил. После череды громких провалов Робертс вернулась в романтический жанр, а почти сразу же вернула себе титул главной кинозвезды 90-х.
2. Брэд Питт
Мода на карамельных блондинов с голубыми глазами в масскульте вечна. В начале 90-х вакантную позицию девчачьего кумира занял Брэд Питт – классический порочный красавчик, сладкий, как свадебный пирог. Пропуском в индустрию стала роль в нашумевшей приключенческой драме Ридли Скотта «Тельма и Луиза», главном феминистском манифесте эпохи – у Питта был крохотный, но смыслово важный выход и эротическая сцена с Джиной Дэвис. Этого оказалось достаточно, чтобы появится на радарах.
В середине 90-х Питта уже вовсю приглашали на главные роли в статусные разножанровые проекты: актер снялся в мистической драме «Интервью с вампиром», слезливой мелодраме «Легенды осени», красивом байопике «Семь лет в Тибете», а модные журналы из года в год провозглашали его «самым сексуальным мужчиной мира» – казалось бы, играть ему любовь-морковь до морковина заговения, но не тут-то было.
Главным жанром для сладковатого блондинка стал мистический триллер с уклоном в глубокомысленность – «Семь», «12 обезьян» и, конечно же, «Бойцовский клуб» принесли артисту наибольший успех. Герой экрана, Питт еще и важнейший персонаж мировой светской хроники: его громкие романы, браки, расставания и разводы с популярными артистками Дженнифер Энистон, Гвинет Пэлтроу и Анджелиной Джоли наделали шума и обсуждались не меньше, а, возможно, даже больше чем его достижения в кино.
3. Шэрон Стоун
Отличница с высокими отметками, Стоун отказалась от учебы в пользу карьеры модели и несколько лет ходила по подиумам Парижа и Милана, однако всегда хотела большего. Модельный бизнес с самого начала не был пределом ее мечтаний, девушке хотелось в кино.
«Я, понятное дело, не вписываюсь в определение типичной модели. Я не похожа на этих девушек. Я могу выйти на подиум и хорошо выглядеть, хотя все равно на пленке смотрюсь лучше, чем вживую. Но я не обладаю ни стандартно-идеальной фигурой, ни стандартно-идеальным ростом. Этот мир всегда отдавал какой-то фальшью в моих глазах. Мне всегда было там немного некомфортно», – говорила актриса в одном из своих интервью.
В кино Стоун попала в начале 80-х, но следующие 10 лет оказались заполнены трудной, рутинной и безрадостной работой, выбиться в звезды первого ряда красотке никак не удавалось. Она играла либо в проходных, либо в ужасных фильмах. Или роли были столь маленькими и незначительными, что её всё равно никто не замечал.
Одной из первых удач в карьере Шэрон Стоун стал фильм «Вспомнить всё», где она сыграла жену героя Арнольда Шварценеггера. После этой роли, снова второстепенной, но яркой и с самим Шварценеггером в паре, актрису впервые по-настоящему заметили в Голливуде. Эта же роль познакомила Стоун с режиссёром Полом Верхувеном, который через два года позвал её на кастинг своего следующего фильма – «Основного инстинкта» на роль Кэтрин Трамелл.
С ролью роковой красотки Шэрон справилась блестяще, кадры с перекидыванием ноги на ногу – самые волнующие и эротичные в кинематографе 90-х. В этом знаменитом образе Шэрон воплотила активное и опасное начало женской сексуальности. Эта хищная агрессивная сексуальность стала её визитной карточкой. Но актриса во многом так и осталась заложницей удачного амплуа.
Фильмография Шэрон насчитывает около 50 картин. И несмотря на то, что у неё были сильные роли и после «Основного инстинкта», этот фильм так и остался главным в её карьере. И впоследствии актриса играла скорее саму себя – роковую красотку Шэрон Стоун.
4. Дженна Джеймсон
Эта блондинка удерживает звание самой известной порноактрисы всех времён. В девяностые и в начале двухтысячных Джеймсон была олицетворением порноиндустрии для тех, кому было лень копаться в этом удивительном мире поглубже.
Дженна пришла в порно в 1993 году, имея за плечами биографию трудного американского ребёнка: жизнь в трейлере, наркотики, насилие, работа в стрип-клубе и съёмки голой в попытках заработать денег. Однако в отличие от множества других Джеймсон «попала в струю», и уже через несколько лет её имя стало широко известно в Штатах.
Потом были бесконечные награды, миллионные гонорары, телешоу и собственная порностудия, приносящая по 30 миллионов долларов в год, а также три мужа и два развода.
5. Деми Мур
Деми Мур выросла в неблагополучной семье, в подростковом возрасте бросила школу ради модельного бизнеса, а оттуда и до кино было рукой подать.
Первую главную роль она получила в 88-м году, а в начале 90-х ее популярность достигла мирового масштаба – «звездным часом» Мур стала мелодрама с элементами мистики «Привидение». Душераздирающая история девушки, парня которой убили уличные грабители, а он возьми, да и вернись к возлюбленной призраком, не оставила равнодушной решительного никого.
Изящная брюнетка с коротким каре, небольшой грудью и пронзительным взглядом резко выделялась на фоне длинного ряда однотипных пышногрудых блондинок. На Мур посыпались роли интеллектуалок («Несколько хороших парней»), бунтарок («Алая буква») и сильных женщин («Солдат Джейн»), а также роли, в которых вовсю обыгрывалась ее сексуальность («Стриптиз», «Непристойное предложение»).
В середине 90-х Мур зарабатывала больше любой другой голливудской артистки – но коммерческие сборы ее картин падали, а критики громили каждую новую работу.
В итоге статус «первой звезды» довольно скоро уплыл. Зрители не очень охотно платили за новые фильмы с участием Деми Мур, но удивительным образом всеобщая любовь к артистке никуда не делась.
Секрет, вероятно, в неотразимом обаянии лучших, ранних работ Мур и активной светской жизни: долгое время публика любовалась эталонной семейной жизнью Деми Мур и «крепкого орешка» Брюса Уиллиса – много шума наделало появление обнаженной Мур на последних месяцах беременности на обложке журнала Vanity Fair, – а когда этот брак распался, с не меньшим интересом следила за ее новыми романами.
6. Хью Грант
Кинокарьера Гранта началась в середине 80-х, а в 87 он получил главный приз Венецианского фестиваля за лучшую мужскую роль в гей-драме «Морис», снятой по одноименному роману британского классика Э. М. Форстера.
Но свою самую важную роль Грант исполнил в 94-м в малобюджетной картине Майкла Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны». На первый взгляд совершенно не амбициозная (так, полтора часа нескучно время провести), разговорная и неотразимо обаятельная комедия имела оглушительный коммерческий успех во всем мире, фактически вытащив британскую киноиндустрию из многолетнего кризиса.
Гранту, как выяснилось впоследствии, досталась знаковая роль 30-летнего по-чеховски нелепого в общем и целом балбеса из британского праздного класса – попадание в запросы аудитории оказалось стопроцентным. «Свадьбы» оказались в номинации на «Оскар», актера срочно выписали в Голливуд, где отныне он снимался в фильмах нового жанра – «комедия с Хью Грантом».
Случившийся летом 95-го скандал – Грант был арестован в своей машине на Сансет-бульваре в Голливуде во время занятий сексом с чернокожей проституткой, – по идее должен был разрушить репутацию романтического героя, но общественно порицаемое амурное похождение скорее пошло красавчику на пользу – отныне ему разрешалось играть не только очаровательных умников, но и не менее очаровательных подонков-сердцеедов.
Пока «хороший» Грант крутил роман с главной кинозвездой 90-х Джулией Робертс в «Ноттинг Хилле», «плохой» Грант похищал сердечко всеобщей любимицы Бриджит Джонс и стоял на пути ее счастья с еще одним прекрасным, но гораздо более скучным британцем Колином Фертом.
7. Памела Андерсон
Андерсон родилась в семье официантки и рабочего. После окончания учебы она устроилась работать учителем физкультуры в одну из канадских школ. Однажды спортивная и пышногрудая блондинка попала в кадр телетрансляции одного из местных футбольных матчей с банкой пива в руках – пивоваренная компания незамедлительно предложила красотке рекламный контракт.
В конце 80-х Памела впервые засветилась на обложке Playboy, и в дальнейшем неоднократно появлялась в легендарном журнале, и в его видео сборниках. В 92-м запустился главный проект в ее жизни – телесериал «Спасатели Малибу», который вывел Андерсон на звездную орбиту. Сериал собирал гигантскую аудиторию во многом из-за пробежек Андерсон в красном бикини по калифорнийскому пляжу – этого оказалось достаточно, чтобы завоевать звание национального секс-символа.
Красотку приглашали на главные роли в кино, но успеха не случилось. По всей вероятности, публичное пространство кинозала мешало поклонникам ее таланта всецело насладиться главным талантом артистки – большой, ну очень большой грудью. Памела – звезда эпохи домашнего видео и телевидения. Скандальный брак с рок-музыкантом Томми Ли существенно укрепил звездные позиции секс-дивы, а украденное видео домашних утех блондинки и рокера стало первым громким скандалом подобного рода.
8. Spice Girls
Идея собрать женскую поп-группу как альтернативу расплодившимся мальчиковым бойз-бендам, назвать их Spice Girls и покорить мировую сцену пришла в голову британским продюсерам в середине 90-х. Сказано – сделано. В перспективный проект отобрали пять девочек разных типажей: все симпатичные, но не более того, голосистые и с танцевальными навыками.
Успех превзошел все мыслимые ожидания. Их первый же сингл стал суперхитом. По итогам десятилетия «перчинки» стали самой коммерчески успешной женской группой в истории. На пике популярности «перчинок» сравнивали с «битлами» и вовсю говорили о британской экспансии на мировой эстраде.
Праздник получился ярким, но недолгим. Уже в 98-м классический состав распался – группу покинула рыженькая, Джерри Холлиуэлл, чтобы начать сольную карьеру. А через пару лет все участницы группы занимались собственными проектами.
9. Синди Кроуфорд
Обладательница «тела мечты», эталонная красотка 90-х, она прошла путь от обычной нескладной девчонки со Среднего Запада Америки до самой востребованной модели в мире.
Её отец был простым электриком, а мать работала медсестрой. Модельную карьеру маленькой Синтии ничего не предвещало. Даже наоборот – в детстве она стеснялась своей внешности, считала себя самой некрасивой из сестер и совершенно не пользовалась популярностью.
Все изменилось после случайного снимка в местной газете. На девушку обратили внимание модельные агентства и через пару лет Синтия впервые появилась на обложке журнала Vogue и подписала первый долгосрочный контракт, а дальше, как говорится, пошло-поехало.
Знаменитая родинка над верхней губой стала отличительным знаком Синди Кроуфорд, частью её индивидуального стиля. Сегодня это кажется само собой разумеющимся, однако в начале карьеры Синтии настойчиво советовали избавиться от этой своей «изюминки».
К концу 1980-х Кроуфорд достигла статуса супермодели. К слову, она стала первой супермоделью, полностью раздевшейся для журнала Playboy. До нее для модели из мира высокой моды это считалось просто неприличным.
Вместе с такими коллегами (так называемая «великолепная пятерка»), как Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста и Татьяна Патитц, Синди Кроуфорд ознаменовала собой расцвет фигуры супермодели в массовой культуре Европы и Америки.
В эти годы супермодели занимают ведущее место не только на страницах модных журналов, но и на телевидении. Их гонорары растут бешеными темпами и достигают миллионов долларов.
Почти десятилетие – с конца 1980-х до конца 1990-х – супермодели были в центре всеобщего внимания. Однако, уже с середины 1990-х интерес к супермоделям заметно падает. Их вытесняют актеры и звезды музыкальной сцены. Карьера Синди Кроуфорд в известном смысле стала пиком, высокой и непревзойденной классикой модельного бизнеса.
10. Леонардо ДиКаприо
ДиКаприо впервые появился перед камерой в два с половиной года, а в подростковом возрасте снялся более чем в тридцати рекламных роликах и телесериалах. Уже в девятнадцать лет он заполучил первые номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» за роль умственно неполноценного ребенка в драме «Что гложет Гилберта Грэйпа» – стало понятно, что ДиКаприо потенциально большая звезда.
В середине 90-х ДиКаприо сыграл еще несколько заметных ролей в проектах разной степени успешности. Ему отчаянно повезло – Леонардо провалил кастинг в амбициозном проекте Warner Bros. «Бэтман навсегда». Фильм стал одним из самых громких провалов десятилетия, похоронив карьеры двух многообещающих молодых артистов: из-под завалов не выбрались Вэл Килмер (Бэтман) и Крис О’Доннелл (Робин – эту роль и мог исполнить ДиКаприо).
Трудно сказать, как бы сложилась карьера ДиКаприо, если бы он примерил малиновое трико Робина вместо гавайской рубашки Ромео проекте База Лурмана «Ромео + Джульета». Фильм Лурмана тонко осовременил Шекспира, публика приняла картину, и влюбилась в светловолосого херувимчика с нежным личиком. Поэтому, когда Кэмерон предложил концепцию своего нового фильма: «Ромео и Джульета на борту «Титаника», выбор актера на главную мужскую роль казался очевидным.
Оглушительный триумф «Титаника» (рекордные кассовые сборы, рекордное количество номинаций и наград американской киноакадемии) сделал 24-летнего ДиКаприо новой главной иконой мировой массовой культуры: значки, футболки, школьные тетрадки, постеры – в конце 90-х образ ДиКаприо был буквально везде.
По идее, как это неоднократно случалось в индустрии, умопомрачительный успех должен был однажды разрушить его карьеру и жизнь. Однако в следующее десятилетие актер сумел (не без потерь, разумеется) выбраться из амплуа карамельного мальчика и, не утратив статуса всеобщего любимчика, сыграть множество разноплановых ролей в фильмах разных жанров.