Катрин Денев: дневная красавица

Воплощение французского шика и очарования – Катрин Денев.

1. «Шербурские зонтики»

Катрин Денев дебютировала на экране в 1957 году в фильме «Гимназистки». Актрисе тогда было всего 14, но такое раннее начало нисколько не удивляет: все в ее семье были актерами. И на первых порах Катрин не слишком-то замечали на фоне ее ближайших родственников. Она несколько лет играла проходные роли и находилась в тени старшей сестры Франсуазы Дорлеак, потому и взяла фамилию матери – Денев.

Все изменилось в 1964 году, когда Катрин получила роль в музыкальной мелодраме «Шербурские зонтики». Картина прогремела в Каннах, а рассказанная в ней история моментально вошла в классический репертуар современного музыкального театра.

В фильме нет ни одного «нормального» диалога – все реплики пропеты персонажами, и это было одним из новаторских приемов картины (стоит заметить, что добиться постановки фильма создателям было непросто – продюсеры не понимали идею, считая ее провальной).

Но простенький сентиментальный сюжет о романтической любви, от которой в итоге остается лишь невстреча, повисшая посреди заснеженной автозаправки, очень полюбился зрителям. Критиков же подкупили изощренные кинематографические средства, которыми этот сюжет был рассказан.

«Шербурские зонтики» стали одной из самых популярных любовных историй XX века. А Катрин Денев, идеально воплотившая образ провинциальной француженки, из актрисы второго ряда превратилась в звезду.

2. Бунюэль

С самого начала своей карьеры Катрин Денев стремилась выходить за границы собственных актерских возможностей. Она предпочитала работать с теми режиссерами, которые способны увидеть ее в новом свете, а не эксплуатировать уже утвердившееся амплуа.

Именно поэтом после успеха «Шербурских зонтиков» актриса максимально дистанцировалась от образа романтической блондинки. Например, в 1965 году она сыграла в фильме «Отвращение» у Романа Полански – трагическую роль неуравновешенной маникюрщицы, полной противоречий и подавленных желаний.

>> Софи Лорен: спасибо спагетти

А следующим важным этапом в карьере Денев стала работа со знаменитым Луисом Бунюэлем. В его фильме «Дневная красавица» она превратилась в скучающую жену буржуа, которая мечтает разнообразить свою сексуальную жизнь садомазохистскими играми и устраивается работать в бордель. Днем, пока мужа нет дома, Северин работает, а по вечерам снова надевает маску добропорядочной домохозяйки.

Картина «Дневная красавица» стала одной из важнейших для эпохи сексуальной революции, и решающую роль в успехе фильма сыграла именно Катрин Денев. Созданный ею образ совершенной и отстраненной красавицы контрастирует с окружением борделя и придает фильму особое очарование.

Журналист Дэвид Денби сравнивал Денев в этом фильме с дорогой куклой. А кинокритик Сергей Кудрявцев назвал ее ангелом греха. Всех завораживала тайная порочность, скрытая за маской невозмутимости и нарядами от Ива Сен-Лорана. «Она соблазнительна, как грех, и неподкупна, как сама добродетель», – говорил о Денев Луис Бунюэль.

Роль в «Дневной красавице» стала одной из наиболее значительных в карьере Денев. Она же создала вокруг актрисы ореол угрожающей сексуальности. И многочисленные романы актрисы только дополняли этот образ.

3. Chanel №5

В 70-х Катрин Денев стала лицом «Шанель №5». Она была одной из первых актрис, привлеченных брендом к сотрудничеству, и рекламная кампания с Денев до сих пор считается едва ли не лучшей.

Участие в рекламе Chanel привело к росту популярности актрисы во всем мире – в США ее до сих пор знают прежде всего как «ту шикарную француженку с обложки». Снявшись в рекламе для «Шанель», Денев моментально стала не только лицом парфюмерного бренда, но вместе с тем и лицом самой Франции, одним из воплощений типичной французской красавицы.

Неслучайно американские журналисты назвали Денев самой элегантной женщиной в мире. А спустя несколько лет ее статус «лица Франции» был официально увековечен и на родине: Денев стала моделью для символа Французской Республики – бюста Марианны. До нее этой чести удостаивались Мирей Матье, Мишель Морган и, конечно же, Брижит Бардо.

4. Сен-Лоран

Катрин Денев принято называть музой Ива Сен-Лорана. Но она была не просто музой великого модельера, но и другом. «Катрин всегда была для меня особенной. У этой женщины удивительный шарм и большое сердце. Катрин Денев занимает особое место в моей душе», – признавался он. И актриса отвечала ему взаимностью, она была верна Лорану с 1965 года, когда модельер впервые одел ее для торжественного приема у королевы.

Он же подбирал ей наряды для фильма «Дневная красавица» и многих других картин. Вплоть до того момента, когда Сен-Лоран ушел из мира моды, Денев была его постоянным клиентом.

Фактически Ив Сен-Лоран стал соавтором стиля и публичного образа актрисы. Во многом благодаря ему она и превратилась в ту идеальную француженку, которая покоряет своей элегантностью и сдержанной, но нескрываемой сексуальностью. На последнем показе Ив Сен-Лорана Катрин исполнила для своего любимого модельера нежную и грустную песню.

5. Неголливудская звезда

Несмотря на серьезный успех некоторых фильмов с Катрин Денев в Соединенных Штатах и ее признание в Голливуде, актриса не стала типичной голливудской звездой и почти всю жизнь работала в Европе. А ведь после триумфа «Шербурских зонтиков» перед ней открывался стандартный, но такой заманчивый путь секс-символа, роковой блондинки-звезды американского кинематографа. Но Денев выбрала иное.

>> Татьяна Доронина: нежность

Ее карьера в первую очередь связана с европейскими режиссерами: Бунюэль, Полански, Триер, Трюффо, Феррери, Озон и другими – весь цвет умного авторского кино. Денев очень внимательно подбирала себе роли и режиссеров, и главным ориентиром в этом выборе было не желание прославиться, но сделать еще один шаг в искусстве кино.

6. Мать-одиночка

«Пока существуют разводы, в браке нет смысла», – говорит Катрин Денев. Сама она всего раз пустилась в это бессмысленное предприятие, и ей не слишком понравилось. Хотя кое-какой прок от союза с фотографом Дэвидом Бейли актриса вынесла: «Зато теперь я в совершенстве знаю английский», – так она рассказывала о своих впечатлениях от замужества.

Но отрицание брака нисколько не помешало счастью Катрин в личной жизни. Вне брака она родила сына от режиссера Роже Вадима, а потом и дочь – от Марчелло Мастроянни. Оба возлюбленных звали замуж, но актриса каждый раз выбирала свободу. Секрет счастья по Катрин Денев прост: «Я – мать, а мать никогда не бывает одинокой».

7. Femme fatale

Откровенности ради, у актрисы были не только дети, но и коллекция мужчин, которой многие позавидовали бы. В этом по-настоящему звездном собрании не только Роже Вадим, Марчелло Мастроянни, Роман Полански, но и тот самый Ален Делон. Кстати, целуется он, по уверению Денев, отвратительно.

Но ни с кем из своих возлюбленных Катрин не оставалась надолго. Она всегда уходила. Не из жестокости – от страха: «Я всегда уходила первой даже от великих. Великие режиссеры Роже Вадим и Франсуа Трюффо, великий актер Марчелло Мастроянни, великий певец Серж Генсбур. Эти мужчины никогда не простили мне того, что я бросала их в разгар романа. Может быть, они не догадывались, что таким образом я спасала себя от нестерпимой боли».

8. Депардье

Катрин Денев и Жерар Депардье познакомились во время совместной работы в фильме Франсуа Трюффо «Последнее метро». Потом их дуэт появился в фильме Клода Берри «Я вас люблю» и относительно недавней картине Франсуа Озона «Отчаянная домохозяйка».

То, что между актерами возникла какая-то глубокая связь, стало видно сразу. Но характер их взаимоотношений до сих пор точно неизвестен. Актеры и сами говорят о своем многолетнем союзе расплывчато: «Настоящая дружба — это и есть любовь», – так о своих чувствах к Депардье говорит Денев. Депардье же выражается еще загадочнее и интимнее: «Катрин Денев – вот тот мужчина, которым я всегда мечтал стать».

Но, нет сомнения, без страсти в этой паре дело тоже не обошлось. Во время работы над «Последним метро» Депардье описывал Катрин свое видение взаимоотношений их персонажей, однако говорил не только о фильме Трюффо, но и своих искренних чувствах к партнерше: «Ты – воплощение буржуазности, породы, я – крестьянский сын с сильными руками и крепким здоровьем. В фильме Франсуа ты отдаешься мне бесстыдно, на полу, на что способны только образованные женщины. Ты представляешь собой – для моего героя – нечто похожее на социальное завоевание, шанс для парня от сохи, мужлана: подумать только – быть любимым самой прекрасной женщиной сен-жерменского предместья. Это все равно, что взятие Бастилии любви».

9. Без возраста

В интервью Катрин Денев много раз говорила, что старения не боится и никогда не скрывает свой возраст. «Не бойтесь взрослеть: в каждом возрасте есть своя прелесть», – говорит актриса.

Но чтобы «взрослеть» красиво она придерживается нескольких простых правил: «Я много сплю – не меньше восьми часов. Могу, как Наполеон, заснуть везде, при любых обстоятельствах, хотя бы на 15 минут. Каждую неделю делаю специальный дренажный массаж лица. Пью немало воды и стараюсь не бывать на солнце. Это еще моя мать мне советовала. При этом я не отказываю себе в еде, люблю готовить. Не считаю нужным слишком уж себя ограничивать, лишь слегка контролирую вес».

Кроме того, Катрин практикует раздельное питание, пьет много воды (но не отказывается и от вина за обедом), любит ходить пешком. Самой большой жертвой во имя красоты и здоровья для Денев мог бы стать отказ от курения. Но, по всей видимости, актриса до сих пор ведет неравный бой со своей вредной привычкой – курит, бросает, снова курит, переходит на электронные сигареты и так далее.

Однажды она даже закурила прямо во время пресс-конференции, что в помешанной на здоровом образе жизни Европе несколько шокировало публику. «Курение – это прекрасно. Я не горжусь тем, что курю, но и не стыжусь этого. Жаль, что в Европе дела с этим обстоят все хуже. Иногда я закуриваю на улице, и все тут же начинают щелкать камерами — не хотят пропустить такой снимок», – признается актриса.