Эдита Пьеха: голос оттепели
Она изменила культуру популярной песни в СССР, раздвинула границы её свободы и под видом комсомольского энтузиазма привнесла в советскую эстраду рок-н-ролл и джаз. Один из самых звонких голосов 60-х, законодательница моды и икона стиля – Эдита Пьеха.
>> Не только Матильда: самые скандальные балерины
1. Почти француженка
Эдита Пьеха родилась на севере Франции в городке Нуайель-су-Ланс, куда переехали её родители-поляки в 1920-е годы. Однако они были простыми рабочими, шёл 1937 год, поэтому о счастливом детстве говорить не приходится. Эдите было три года, когда Францию оккупировала нацистская Германия.
>> Сельма Лагерлеф: фантастическая шведка
Отец певицы работал в шахте и умер в 37 лет от силикоза – профессионального заболевания шахтёров. Чтобы семья не потеряла жильё, его место был вынужден занять старший брат Эдиты – Павел. Он 3 года проработал в тяжелейших бесчеловечных условиях, и в 1944 году умер от заработанного в шахте туберкулёза. Он прожил всего 17 лет.
>> Ава Гарднер и Фрэнк Синатра: зажигательная смесь
Вскоре после этого мама Эдиты вновь вышла замуж, и в 1946 году семья переехала в Польшу. Во Франции Эдита свободно говорила на французском и немецком языках, польский же знала заметно хуже, поэтому с учёбой в новой школе сначала не ладилось. Однако со временем подтянула язык, освоилась в новых условиях, и не только стала одной из лучших учениц, но и сама захотела стать учительницей.
2. Студентка
Отчим Эдиты был работящим человеком, но тяги падчерицы к знаниям не понимал. Даже наказывал её за излишнее увлечение чтением. Он считал, что ей нужно стать портнихой – на кусок хлеба этим ремеслом всегда заработает.
И всё же Эдита хотела учиться. Она поступила в педагогический лицей и окончила его с отличием, после чего прошла конкурс и получила направление на учёбу в СССР. Эдита мечтала учиться на психолога в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде, но в тот год психологический факультет не набирал студентов, поэтому она поступила в Ленинградский государственный университет, который тогда носил имя Жданова.
Студенческая жизнь и сделала из юной любознательной полячки звезду. Поступив в университет, Пьеха сразу же записалась в хор польского землячества, и вскоре её заметил Александр Броневицкий – руководитель этого хора, а также один из основателей самодеятельного студенческого ансамбля Ленинградской консерватории. Через пару месяцев Эдита была уже солисткой студенческого коллектива.
3. Красный автобус
В ночь с 1955 на 1956 год первокурсница Эдита Пьеха впервые выступила на настоящей сцене – в Малом зале Консерватории. Вместе с хором она спела польскую песню «Красный автобус», и была с восторгом принята публикой, среди которой было немало известных музыкантов и композиторов. Эдита 4 раза выходила на бис, для начинающей певицы это был триумф.
Успех вдохновил музыкантов, они продолжали репетировать и выступать, и через несколько месяцев о новом музыкальном коллективе знал чуть ли не весь город. И это при том, что названия ансамбль первое время не имел. Его Эдита Пьеха придумала почти случайно. Когда перед очередным выступлением спросили, как объявить музыкантов, певица сказала – «Дружба». Так и осталось.
На эстрадной сцене Ленинграда «Дружба» прославилась уже в первые годы своего существования. Особенной популярностью пользовалась песни «Красный автобус» и «Гитара любви». В 1956 году они вошли в документальный фильм «Мастера ленинградской эстрады».
Впрочем, сама Пьеха считает, что по-настоящему её карьера началась чуть позже – только в 1957 году, когда она, наконец, увидела свое имя на афише. С этого года начинается период зарубежных гастролей. Вместе с «Дружбой» Пьеха объездила полмира – Чехословакия, ГДР, Польша, ФРГ, Куба, Австрия, Боливия, даже США. Всё это случилось благодаря победе на конкурсе VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году. Завоевав золотую медаль, ансамбль «Дружба» получил статус профессионального и был приписан к Ленконцерту.
4. Голос 60-х
К началу 60-х Эдита Пьеха стала уже суперзвездой. Правда, перед этим набиравший популярность ансамбль едва не закрыли. Музыканты – иностранцы, солистка – поёт с акцентом, музыка слишком вольная и молодёжная, и вообще – очень уж много в ней идеологически враждебного джаза. Худсовет Ленконцерта распустил «Дружбу», но благодаря связям Броневицкого и Пьехи в Министерстве культуры, вскоре удалось возобновить работу коллектива. Были набраны новые музыканты, и Пьеха продолжила петь.
С каждым днём популярность певицы росла. Она сотрудничала с лучшими советскими композиторами и поэтами, и очень быстро стала главной эстрадной звездой Советского Союза. Уже сама манера исполнения, как бы заграничная, делала Эдиту Пьеху необычайно интересной для молодых слушателей. К этому стоит добавить прекрасные вокальные данные и лёгкую современную музыку.
Песни Пьехи стали саундтреком к эпохе оттепели. Страна словно просыпалась, стряхивала дремоту и впервые училась смотреть в будущее с оптимизмом. Сложно представить что-то более подходящее для советских 60-х, чем песни Эдиты Пьехи. Они рифмуются и с энергичной молодой прозой Аксёнова, и с резкими, громкими и угловатыми стихами Вознесенского, и с надрывными, исполненными пафоса, любовными виршами Евтушенко.
В эпоху, когда поэзия собирала стадионы, а страна в очередной раз пыталась разорвать заколдованный круг, искренний оптимизм песен Эдиты Пьехи оказался как нельзя кстати.
5. Эталон элегантности
Но Пьеха была не только певицей, для СССР тех лет было важно и то, что она была иностранкой. Это, с одной стороны, провоцировало постоянную критику – ругали за акцент, за навязывание чуждых советской молодёжи западных ценностей и всё в таком духе.
С другой стороны, заграница всегда оставалась для советского общества запретным плодом, который волнует и манит. И заграничный штамп автоматически вызывал интерес и гарантировал качество. Во-многом Пьеха были интересна уже потому, что она оттуда – из этого сказочного мира, которым пугают, но к которому хочется приобщиться.
Всё это сделало Пьеху законодательницей моды и иконой стиля для советской молодёжи. Ещё бы – красивая молодая иностранка поёт русские песни, но так, словно они зарубежные. А кроме того, всегда великолепно выглядит и прекрасно одевается. Для 60-х, как заметил Леонид Парфёнов, «её манеры заграничной гостьи и неослабевающий с годами акцент» считались эталоном элегантности.
6. Первооткрывательница
Но Эдита Пьеха была не только певицей и иконой стиля, она серьёзна изменила эстрадную культуру в СССР и привнесла в неё много нового.
Пьеха была первой советской певицей, которая исполнила на русском языке зарубежную песню – «Только ты», которую написал Бак Рам – автор и композитор, работавший с такими рок-н-ролльными группами, как Three suns, Penguins и The Platters.
Она впервые взяла микрофон в руки, стала более раскованно двигаться и общаться с публикой во время выступления. Она привнесла свободу в манеру поведения певицы на сцене, которой раньше советская эстрада не знала. Кроме того, Пьеха ввела традицию отмечать на сцене дни рождения и юбилеи творческой деятельности.
Пьеха была одной из первых советских певиц, чьи пластинки расходились миллионными тиражами, а концерты собирали стадионы, причем не только в СССР.
Но главное – она раскрепостила (насколько это было возможно) советскую эстрадную песню как таковую. Привнесла в неё элементы рок-н-ролла и джаза и смогла парадоксальным образом связать их с вполне себе комсомольским энтузиазмом, не слишком заступая за красные флажки цензуры.
Всё это сделало Пьеху своей как для продвинутой молодёжи, мечтавшей о джинсах и западных пластинках, так и для вполне добропорядочных комсомольцев, приобщающихся к общему делу на великих стройках коммунизма.
7. Династия
Эдита Пьеха трижды была замужем. И от каждого уходила сама – в поисках настоящей любви и настоящего счастья.
Первый муж – руководитель ансамбля «Дружба», её коллега и ближайший сподвижник – Александр Броневицкий. Он внёс немалый вклад в судьбу Эдиты как певицы. «Именно он выковал из меня артистку. Он был не только композитором и аранжировщиком, чьи песни я пою до сих пор. Он был крестным отцом моего успеха», – говорила Пьеха.
Артисты жили и работали вместе 20 лет. После расставания Пьеха ушла из «Дружбы» и собрала собственный коллектив. Впоследствии она признавалась, что считает расставание с Броневицким ошибкой и всегда с теплотой отзывалась о бывшем муже.
«И я променяла Броневицкого. На недостойного избранника. Он ничего не мог мне дать в творческом плане, к тому же оказался скрытым алкоголиком. С ним мы прожили очень недолго», – с досадой рассказывала певица.
«Скрытый алкоголик» – спортсмен и сотрудник КГБ Геннадий Иванович Шестаков. Пьеха прожила с ним в браке с 1976 по 1983 гг. После развода вышла замуж в третий раз, но позже и этот брак назвала ошибкой. Певица признавалась, что «женское счастье» обошло её стороной и сожалела, что оставила своего первого мужа.
Впрочем, это не помешало Эдите Пьехе вырастить дочь Илону Броневицкую, которая пошла по стопам матери – стала театральной актрисой, певицей и телеведущей. Её сын, Станислав Пьеха, продолжил династию и также стал популярным певцом.