Жанна Моро: другая

Она стала лицом нового французского кинематографа, воплотила на экране идеал интеллектуальной женственности и пробудила в Пьере Кардене интерес к женщинам.

>> Шпильки как эффективный метод самозащиты

1. Война и «Антигона»

Жанна Моро родилась в 1928 году в семье француза Анатоль-Дезир Моро и английской танцовщицы Кэтрин Бакли. Вскоре после рождения девочки отец перевез семью из Парижа в Виши, где открыл небольшой отель и пивной ресторан. Однако в годы Второй мировой войны семья оказалась разделена, и немецкую оккупацию Жанна пережила вместе с матерью во французской столице.

>> Диана фон Фюрстенберг: Wonder Woman

Жанна с детства много читала и до определенного времени неплохо училась. Золя, к примеру, будущая актриса прочитала в 13 лет. А кроме того, она всерьез увлекалась театром и кино. К 15 годам эти увлечения значительно потеснили интерес к учебе. Жанна регулярно сбегала с уроков, предпочитая потратить свое время на новый спектакль или фильм.

>> Как женщины завоевали право ходить без шляп

Это приводило к скандалам с отцом, который был недоволен тягой дочери к сценическим искусствам. Запреты, естественно, подействовали противоположным образом – чем строже реагировал отец, тем сильнее Жанна хотела стать актрисой. К 16 годам она уже точно знала, чем будет заниматься в жизни.

Поворотным моментом стал спектакль по пьесе Жана Ануя «Антигона», премьера которого состоялась в оккупированном Париже в 1943 году. «Эта постановка произвела на меня огромное впечатление. Впервые я увидела настоящую пьесу и настоящих актеров. И была потрясена», – вспоминала Моро впоследствии.

2. Театральная актриса

В отличие от отца мать Жанны разделяла стремления дочери. Она наняла учителя, который подготовил ее к поступлению в Высшую национальную консерваторию драматического искусства. Вскоре после этого родители Жанны развелись, и ее мама уехала вместе с младшей дочерью в Англию.

Жанна осталась в Париже и начала актерскую карьеру. В 1947 году, проучившись всего год, она вышла на профессиональную сцену Авиньонского театрального фестиваля. Дебют заметили и уже спустя пару месяцев Жанну пригласили в труппу «Комеди Франсез». Она стала самой молодой актрисой знаменитого театра за всю его историю.

Дебютировав в постановке по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», Моро так ярко заявила о себе, что очень быстро стала одной из ведущих актрис. Впрочем, сама она довольно быстро разочаровалась в театральных порядках и в 1952 году покинула труппу «Комеди Франсез». «Все считали, что я была в ярости и не хотела уходить, но этот театр стал мне тюрьмой. Мне претила его аморальность. Солидные актеры хватались за неинтересные им роли, лишь бы те не достались другим», – вспоминала актриса.

После этого Моро еще пару лет проработала в «Национальном народном театре», она играла в постановках по произведениям Жана Кокто, Джорджа Бернарда Шоу, Теннесси Уильямса и считалась одной из многообещающих молодых театральных актрис. В то же время Моро уже делала первые шаги в кино и связывала свое актерское будущее именно с ним.

3. «Лифт на эшафот» и «Любовники»

Жанна Моро дебютировала на экране еще в 1949 году, однако добиться успеха в кино ей удалось не сразу. Сначала актрисе доставались только небольшие роли в малобюджетных детективах и триллерах.

Первую заметную роль она сыграла в гангстерском фильме Жака Беккера «Не тронь добычу» в 1954 году. Но по-настоящему на экране Жанну Моро раскрыл режиссер Луи Маль, который дал ей главную роль в своей дебютной картине «Лифт на эшафот». «Они просто не умели ее снимать», – так Маль оценил предшествующие работы актрисы в кино.

В «Лифте на эшафот» Жанна сыграла роковую женщину, которая на пару с любовником запланировала убить своего мужа. Фильм был отлично принят зрителями, и Моро получила первую громкую славу. Но еще большую известность ей принесла роль в следующей картине Маля – фильме «Любовники». Фильм взял специальный приз на кинофестивале в Венеции и широко обсуждался в обществе, в том числе из-за наличия откровенных сцен.

Но работы актрисы в картинах Луи Маля стали лишь прелюдией к той роли, которую она сыграла в истории французского кинематографа.

4. Звезда «новой волны»

Карьера Жанны Моро на экране неразрывно связана с новой волной французского кино. Она стала одной из главных актрис этого новаторского направления после встречи с Франсуа Трюффо. В его знаменитом фильме «400 ударов» Моро сыграла эпизодическую роль, но получила главную в картине «Жюль и Джим». За роль роковой красавицы Катрин актриса была номинирована на премию Британской академии.

Сама она считала работу в этом фильме лучшей в своей карьере. Но что еще важнее – Трюффо изменил взгляд Моро на кинематограф. «Я оказалась среди людей, которых понимала гораздо лучше. Кино стало значить для меня нечто большее, чем просто актерская работа», – вспоминала актриса.

Благодаря работе с Трюффо, Годаром и другими режиссерами новой волны Жанна Моро стала лицом этого направления. «Среди тех актрис, кто имел в кино хоть какое-нибудь имя, Моро была единственной, способной сыграть роль, требующую и властности, и смирения одновременно», – сказал Трюффо впоследствии.

Другой яркой работой актрисы стала роль в фильме Трюффо «Невеста была в черном». Она играет Жюли Кольер, чей жених погибает прямо на ступенях церкви. Ослепленная горем Жюли чуть не кончает жизнь самоубийством, после чего решает отомстить за возлюбленного и поочередно убивает причастных к его смерти мужчин. Впоследствии эту сюжетную канву Квентин Тарантино воспроизвел в фильме «Убить Билла», который содержит множество отсылок и к отдельным сценам, и к образу, который воплотила на экране Жанна Моро.

Успех режиссеров новой волны сделал Жанну Моро не просто популярной французской актрисой, но иконой авторского кино и звездой мирового уровня.

5. Интеллектуальная женственность

60-е – время свободы, экспериментов и сексуального раскрепощения. В эти годы блистают такие звезды, как Катрин Денев, Брижит Бардо, Софи Лорен – откровенно сексуальные, яркие, завораживающие своей красотой и пробуждающие желание. Жанна Моро была несколько другой. Она нисколько не терялась на фоне фигуристых красавиц с большой грудью, но побеждала их на другой территории. Ее красота была несколько иного свойства. Жанну Моро называли «эталоном интеллектуальной женственности».

В ней было достаточно чувственности и сексуальности, но они сочетались с французской утонченностью, глубиной и интеллектуальностью, и что еще важнее – в ней была какая-то живая неправильность, готовность к риску и открытость иному.

Серьезные роли в театре, успех в настоящем авторском кино – все это создало соответствующий ореол, благодаря которому Жанна Моро воплотила идеал интеллектуалки – не только красивой, но умной и волевой женщины. Во многом это было развитием вполне классического образа роковой красавицы из старых добрых детективных фильмов, но Моро оживила его силой своей индивидуальности и придала ему трагическую глубину.

6. Любимые и режиссеры

«Возраст не защищает вас от любви, но любовь, до некоторой степени, защищает вас от возраста», – сказала однажды Жанна Моро. Сама она влюблялась много и часто. Несколько раз была замужем, родила сына. Со многими режиссерами, с которыми работала, актриса заводила романы.

Она признавалась, что никогда не выбирала для себя роли, но режиссеров – обязательно. «Для меня кино – сродни большому совместному приключению с людьми, которыми я всегда восхищалась как художниками, будь то Луи Маль, Франсуа Трюффо, Луис Бунюэль, Джозеф Лоузи, Орсон Уэллс, Микеланджело Антониони», – говорила актриса.

Впрочем, это не значит, что Моро буквально спала с каждым своим режиссером. Она подчеркивала, что между режиссером и актрисой всегда есть некая особенная связь, но она не имеет непосредственного отношения к сексу:

«Между режиссерами и актрисами всегда есть некие чарующие, пленительные отношения. Когда режиссер монтирует фильм, он постоянно видит мелькающее перед его глазами одно и то же лицо. Вот почему связь с актрисой должна быть очень сильной, чтобы маэстро оставался возбужден и увлечен ею в ходе этой одинокой монтажной работы. Он становится одержимым, но не женщиной, а лентой. Это не имеет ничего общего с сексом. По крайней мере, не в тот момент».

Чаще всего любимыми мужчинами Моро становились актеры и режиссеры, однако актриса была не склонна ограничивать себя в любви. У нее был роман и со знаменитым джазовым трубачом Майлзом Дэвисом, и с модельером Пьером Карденом. С последним Жанна встречалась несколько лет. Позднее модельер признавался, что она была главной любовью его жизни. Во всяком случае, среди женщин.

«Я был геем и никогда не имел физической близости с женщиной. Но Жанна взволновала меня. Она была сногсшибательной и перевернула мою душу», – рассказывал модельер позднее.

7. Легенда

Имя Жанны Моро стало известно на весь мир в 1960-е. И ее вклад в мировой кинематограф связан, прежде всего, с этой героической эпохой. Однако сама актриса, несмотря на свой легендарный статус, никогда не останавливалась на достигнутом и не слишком любила говорить о прошлом.

Когда Моро однажды спросили, не испытывает ли она ностальгии по прошлым временам, она ответила решительным нет: «Ностальгию по чему? Ностальгия — это когда хочется, чтобы ничего не менялось. Я знаю многих людей, застрявших на месте. И думаю: Господи Боже, только посмотрите на них! Они умерли еще до собственной смерти! Это ужасный риск. Жизнь — это риск».

Моро продолжала сниматься и играть в театре вплоть до последних лет жизни. Более того – она успела реализовать себя как сценарист и режиссер, сняв в конце 1970-х два собственных художественных фильма – «Свет» и «Подросток», а в 1983 году документальный фильм об актрисе Лилиан Гиш. Кроме того, в свободное время актриса умудрилась записать несколько музыкальных альбомов.