Кино по субботам #158
О том, чем нас собирается кормить мировой кинематограф в 2018-м году, можно прочитать в этой статье. Не все так однозначно, обилие супергеройского кино вселяет тревогу. А в этой подборке все прекрасно: опять немного группы The Who, реальный итальянский ужас с африканским колоритом, хорошее русское кино и европейские шедевры. 1. Квадрофения (Quadrophenia), 1979 Продолжаем начатую в прошлой подборке тему влияния знаменитого ВИА «The Who» на мировой кинематограф. В прошлый раз был откровенный мюзикл «Томми», а сегодня – целиком и полностью художественный фильм, основанный на одноименном альбоме 73-го года. Сами музыканты в фильме не появляются, выступив в роли продюсеров, а Пит Тауншенд – еще и в роли сценариста. Но без музыкантов не обошлось. Например, одну из значимых ролей в фильме исполняет еще молодой, но уже целованный Стинг. Тогда он был не самостоятельным, а самой яркой блямбой легендарного трио The Police, да и раздражал не больше любого другого молодого популярного музыканта. Отношение к фильму до сих пор неоднозначное. Некоторые считают его классикой, а некоторые – чересчур затянутым эпическим повествование о жизни мода, который только и делает, что глотает пилюли и дерется с рокерами, а потом неожиданно осознает, что вел жизнь недостойную. Хотя, фильм занял почетное 35 место в списке «Сто величайших британских фильмов» (а на Альбионе умеют кино делать), явил миру группу The Jam и показал изнутри, как жили две протосубкультуры, от которых все пошло. 2. Квнщики, 2018 Раньше было принято говорить, что каждый второй в нашей стране сидел, а каждый пятый охранял. Теперь в пору говорить, что каждый второй играл в КВН, а каждый пятый писал шутки. Странное культурное явление – тысячи молодых людей, начиная с институтов, пытаются перешутить друг друга, чтобы, если повезет, к 30 годам попасть в телевизор, а дальше, если получится, сделать карьеру. Стоит поиграть хотя бы в универской лиге, чтобы влюбиться в игру. Она вымотает нервы, заберет все свободное время, станет причиной конфликтов с друзьями и родственниками, заставит сотню раз усомниться в себе и особенно в собственном чувстве юмора, помешает карьере и учебе, но, черт возьми, оно того стоит. Даже несмотря на то, что квновская жизнь – это попойки, плавно переходящие в мучительное создание шуток. А все ради чего? Кто-то делает это ради цели, кто-то – ради славы, а кто-то и сам не знает, зачем. Главное – вовремя задать этот вопрос, иначе эти три буквы испортят тебе жизнь. Собственно, фильм об этом. Его автором стал Илья Аксенов – человек, который был и остается лицом любимой в народе команды «Сега мегадрайв 16 бит». Кто лучше квнщика снимет картину про муки творчества, поиск спонсоров, ежегодную вакханалию в сочинской «Жемчужине» и проблемы, с которыми сталкивается каждый. Не сказать, что фильм идеален с художественной точки зрения, но по нему можно изучать это культурное явление, что называется, изнутри. Кстати, чтобы снять фильм, авторы собрали команду и отправили ее на фестиваль в Сочи, так что отчасти это документалка. Главное достоинство фильма в том, как показаны нюансы, образы квнщиков (бородатые мужики за 30 и безусые студенты), внутряк и прочее. Все это имеет место, даже наркотики. Так что ничего удивительного, что фильм про КВН получился совершенно несмешным. Скорее это грустная исповедь. И дело не в том, что «КВН уже не тот». Просто здесь показано все, как есть. 3. Прощай, Африка (Africa addio), 1965 Один из лучших документальных фильмов в истории, снятый живыми классиками Якопетти и Проспери. Правда, его в той же мере можно назвать эталонным фильмом ужасов. Потому что настоящий кошмар творится не в кино, а в реальной жизни. Авторы отправились в Африку снимать кино о том, что происходит в новообразовавшихся государствах, освободившихся от колониальной власти. Напомним, что это были 60-е – конец колониального владычества, когда на карте мира появились десятки новых стран. Но вместо молодых, стремящихся к светлому будущему, режиссерам удалось заснять бессилие властей, войну с браконьерами, жестокие культы, уцелевшие с древности. Это совсем не вяжется с песней «Africa» группы Toto. А дальше еще хуже: бессмысленная и кровавая гражданская война в Конго, геноцид в Руанд, показанный во всей красе. Самое страшное, что эти проблемы никуда не делись и поныне, в том числе геноцид и гражданская война. Поэтому после просмотра «Прощай, Африка» остается ощущение: на этом континенте нет и не будет ничего, кроме дикости и жестокости. А кадры с реальными убийствами людей только добавляют в этом уверенности. Надо отдать съемочной группе должное – они всегда были на передовой, снимая кадры ценой жизни. Хотя некоторые до сих пор уверены, что убийства происходили по команде: «Камера, мотор!». 4. Король чертова острова (Kongen av Bastøy), 2010 И в Норвежском королевстве не все спокойно. Если верить сценаристам и режиссерам, в начале ХХ века, когда в стране еще не нашли нефть и она еще не раздражала своим благополучием, на острове Бастей была колония для бездомных подростков. Их содержали в садистских условиях, всячески унижали, оказывали психологическое давление и, видимо, угрожали, что они не сдадут ЕГЭ. Мальцов использовали в качестве дешевой рабочей силы. Само собой, в таких жестоких условиях они и сами стали зверями. Главному герою надоело работать на холоде, чистить выгребную яму, хлебать жижу из железной миски и потихоньку превращаться в безвольное подобие человека. К тому же он случайно убил офицера, и все, что ему остается, – это совершить дерзкий побег. Настоятельно рекомендуем посмотреть эту нордическую педагогическую поэму с яркими сценами садизма, унижения и боли. Хотя, вопреки этому, фильм не получился грязным. Получилась странная смесь «Тюряги» со Сталлоне, «Выжившего» с Ди Каприо, великого «Беспредела» с Пистоном и «Педагогической поэмы» Макаренко. Суровая сага о борьбе и выживании, которая не становится менее серьезной от того, что чалятся подростки, а не взрослые мужики. И только после просмотра понимаешь, почему она заявлена в первую очередь как боевик, а не драма. 5. По ту сторону надежды (Toivon tuolla puolen), 2017 Любимец европейской богемы и «думающей аудитории», Аки Каурисмяки без сомнения снял один из лучших своих фильмов. Даже если ты не смотрел «Жизнь богемы», «Ленинградские ковбои едут в Америку» – настоящую классику и, возможно, лучшие фильмы маэстро, эта трагикомедия даст в полной мере представление о гении финского режиссера. Каурисмяки, по всей видимости, верит в людей, и потому снял фильм про человеческую доброту, безвозмездную помощь и надежду. Все присущие его лентам атрибуты – рестораны, иммигранты, странные диалоги и вычурные музыканты – в наличии. Вроде бы, тема эмиграции заезжена до дыр: их либо показывают отрешенными чужаками, либо ублюдками, которые мешают жить коренному населению. Здесь же эмигрант показан человеком. Как и его новый финский друг. И в этом простом человеческом общении раскрываются все проблемы мира. Кино без дорогих декораций, но с очень тонким юмором, интересными ходами и хорошим сценарием. Тот случай, когда для того, чтобы рассказать историю, не нужен бюджет. Нужен талант.