Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

"Вестерн" получил главный приз фестиваля в Тромсё, "Нелюбовь" - без наград

ТРОМСЁ (Норвегия), 21 янв — , Анастасия Яконюк. Драма "Вестерн" (Германия, Болгария, Австрия) немецкого режиссера получила главный приз "Аврора" на фестивале в норвежском Тромсё, а заявленная на конкурс работа российского режиссера "Нелюбовь" осталась без наград, передает корреспондент РИА Новости с церемонии закрытия фестиваля.

Итоги фестиваля были объявлены в субботу вечером в Тромсё. Международный кинофестиваль TIFF является самым крупным кинофестивалем в Норвегии и входит в пятерку самых значимых культурных событий в своей стране, он проводится с 1991 года в городе Тромсё за полярным кругом. В программу кинофестиваля в 2018 году вошли около 140 художественных, документальных и анимационных картин режиссеров из десятков стран мира, в том числе, из России. Фестиваль ежегодно посещают около 60 тысяч человек, это больше, чем население самого города, где он проводится.

Видео дня

В конкурсную программу фестиваля в этом году вошли 12 фильмов из разных стран, в том числе, российская картина "Нелюбовь", немецкий фильм "Аустерлиц", франко-китайская картина "Ангелы носят белое", американская "Экслибрис: американская публичная библиотека", сербско-хорватская "На другой стороне", испанская "Лето 1993" и другие.

Культурные противоречия на стройплощадке

Фильм-победитель "Вестерн" — это драма, повествующая о разнице культур. Группа немецких рабочих отправляется на стройплощадку в пограничный с Грецией и Болгарией район. Их задача — построить электростанцию рядом с небольшой деревушкой. С приходом рабочих возникает множество проблем: языковой барьер, культурные различия, недоверие населения к чужакам. Фильм Гризебах получил высокую оценку жюри и зрителей Каннского кинофестиваля.

Кроме германского режиссера на норвежском кинофестивале получили призы китайско-французская картина "Ангелы носят белое", "Солдаты. Истории из Ферентари" — совместное производство Румынии, Сербии и Бельгии, норвежский документальный фильм "Пер Фугелли: Последний рецепт". Зрители отдали свое предпочтение и приз зрительских симпатий японской картине "Когда вяжут серьезно". Участвовавшая в конкурсе работа российского режиссера Андрея Звягинцева "Нелюбовь" на этот раз осталась без наград.

Как рассказала РИА Новости директор фестиваля Марта Отте, в этом году центральной темой кинофорума стали взаимоотношения человека и моря, ей были посвящены около десяти фильмов, рассказывающих о насущных проблемах, о вызовах, ранимой природе и силе человеческого духа.

Норвежские зрители ждут российское кино

Каждый год в конкурсной программе фестиваля заявлены работы российских режиссеров. В этом году норвежская публика увидела фильм Звягинцева "Нелюбовь", который уже покорил аудиторию нескольких крупных фестивалей, в том числе, Каннского. Кроме того, кинолента вошла в число девяти картин, которые могут быть номинированы на премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.

"Нелюбовь" рассказывает о современной московской семье, которая переживает тяжелый и мучительный развод. Главные герои — Женя и Борис — фактически еще являются супругами, но каждый из них уже начал новую жизнь, им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и взаимных претензий главные герои перестают замечать единственного ребенка, 12-летнего Алешу, который чувствует себя совершенно ненужным и однажды неожиданно исчезает.

"Я знаю, что зрители в Норвегии ждут "Нелюбовь", потому что картина имела огромный успех в Каннах. Она берет за душу, затрагивает нерв, она о наших родителях, о том, что нам близко. Конечно, фильм, прежде всего, о российском обществе, но в Норвегии он может быть понят как картина о частной жизни, ведь и в нашей стране так много людей, которые разводятся, семьи распадаются, страдают дети. Это очень эмоциональный фильм", — сказала Отте РИА Новости.

В Норвегии работы Звягинцева знают в первую очередь благодаря фестивалю TIFF: в 2012 году "Елена" взяла главный приз фестиваля. В 2004 фильм "Возвращение" получил приз зрительских симпатий, в 2015 "Левиафан" участвовал в конкурсной программе, остался без призов, но вышел в широкий прокат в королевстве.

Директор TIFF отметила, что российское кино в целом очень популярно в королевстве. На фестивале не скрывают, что российское кино — это часть истории кинофорума, концепции для его развития. Одной из своих миссий фестиваль считает посредничество между Западом и Востоком.

"Я уверена в том, что публика хочет смотреть русские фильмы, и мы знаем наверняка, что они смотрят — мы видим цифры по проданным билетам. Для нас важно говорить о соседях, рассказывать о том, чем живут люди рядом с нами, поэтому каждый год мы делаем особый акцент на российском кино", — пояснила директор фестиваля.

Во внеконкурсной программе зрители также увидели российские ленты "Голова. Два уха" , , дебютную картину учителя из Якутии "Костер на ветру", работу мурманских документалистов "Дорога в Арктику".

Советская классика в новом звучании

В конкурсной программе фестиваля участвуют только "свежие" киноработы — премьеры последнего года. Однако внеконкурсный показ вызывает у зрителей не меньший интерес.

Одной из особенностей фестиваля в Тромсё является проект, в котором музыканты вживую озвучивают немые фильмы.

Ежегодно в январе кинофестиваль собирает команду профессиональных музыкантов, представляющих разные страны, культуры и стили музыки, чтобы в течение недели создать свое видение музыкального сопровождения классической немой картины. Билеты на этот проект продаются, как правило, задолго до того, как музыканты встречаются и начинают репетировать.

На фестивале проект впервые встречается с публикой, причем классические советские картины — одни из самых частых "участников эксперимента". В прошлые годы "новое звучание" обрели картина "Третья Мещанская" (1927), "Дом на Трубной" (1928) , "Мать" (1926) .

На этот раз выбор пал на картину "Беларусьфильма" "Проститутка" (1926). Действие немой картины разворачивается в середине 1920-х годов в Москве и повествует о разных судьбах девушек из домов терпимости.

"Нам хотелось сделать женскую историю, чтобы было как можно больше музыкантов-женщин, и подобрать фильм. "Проститутки" — это советская пропаганда, все это понимают. Но в ней есть добрая наивность, которая хорошо ложится в современный контекст", — говорит руководитель проекта .

Музыкант Анна Спиридонова из Архангельска признается, что сначала была несколько шокирована выбором фильма. По ее мнению, картина неоднозначная, но она согласилась участвовать в эксперименте и получить новый опыт.

"От музыки зависит много: в каком ракурсе мы представим этот фильм. У каждого из четырех музыкантов своя оценка. Но мы пришли к общему знаменателю. Мы сделали фильм не ироничным и глупым, а глубоким. Вообще в советских фильмах никогда не возникает чувство безысходности. Это то, чего не хватает современному искусству", — говорит Анна.

"Я думаю, советские фильмы — это фантастически качественное кино, нет вопросов. Фильм, конечно, прежде всего, — портрет того времени, но идеология фильма — абсолютно советская. И снова это — универсальная история. Когда одну из женщин в фильме спрашивают, зачем она занимается проституцией, она отвечает, что не видела в своей жизни ничего, кроме голода, холода и лишений. Это знакомо многим бедным людям по всему миру", — говорит директор фестиваля.

По словам Шайтанова, после премьеры в Тромсё проект отправится в турне по разным странам, запланированы Германия, Китай, Швеция, Финляндия и Россия.