Ещё

«Вестерн» получил главный приз фестиваля в Тромсё, «Нелюбовь» — без наград 

ТРОМСЁ (Норвегия), 21 янв — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Драма «Вестерн» (Германия, Болгария, Австрия) немецкого режиссера получила главный приз «Аврора» на фестивале в норвежском Тромсё, а заявленная на конкурс работа российского режиссера «Нелюбовь» осталась без наград, передает корреспондент РИА Новости с церемонии закрытия фестиваля.
Итоги фестиваля были объявлены в субботу вечером в Тромсё. Международный кинофестиваль TIFF является самым крупным кинофестивалем в Норвегии и входит в пятерку самых значимых культурных событий в своей стране, он проводится с 1991 года в городе Тромсё за полярным кругом. В программу кинофестиваля в 2018 году вошли около 140 художественных, документальных и анимационных картин режиссеров из десятков стран мира, в том числе, из России. Фестиваль ежегодно посещают около 60 тысяч человек, это больше, чем население самого города, где он проводится.
В конкурсную программу фестиваля в этом году вошли 12 фильмов из разных стран, в том числе, российская картина «Нелюбовь», немецкий фильм «Аустерлиц», франко-китайская картина «Ангелы носят белое», американская «Экслибрис: американская публичная библиотека», сербско-хорватская «На другой стороне», испанская «Лето 1993» и другие.
Культурные противоречия на стройплощадке
Фильм-победитель «Вестерн» — это драма, повествующая о разнице культур. Группа немецких рабочих отправляется на стройплощадку в пограничный с Грецией и Болгарией район. Их задача — построить электростанцию рядом с небольшой деревушкой. С приходом рабочих возникает множество проблем: языковой барьер, культурные различия, недоверие населения к чужакам. Фильм Гризебах получил высокую оценку жюри и зрителей Каннского кинофестиваля.
Кроме германского режиссера на норвежском кинофестивале получили призы китайско-французская картина «Ангелы носят белое», «Солдаты. Истории из Ферентари» — совместное производство Румынии, Сербии и Бельгии, норвежский документальный фильм «Пер Фугелли: Последний рецепт». Зрители отдали свое предпочтение и приз зрительских симпатий японской картине «Когда вяжут серьезно». Участвовавшая в конкурсе работа российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» на этот раз осталась без наград.
Как рассказала РИА Новости директор фестиваля Марта Отте, в этом году центральной темой кинофорума стали взаимоотношения человека и моря, ей были посвящены около десяти фильмов, рассказывающих о насущных проблемах, о вызовах, ранимой природе и силе человеческого духа.
Норвежские зрители ждут российское кино
Каждый год в конкурсной программе фестиваля заявлены работы российских режиссеров. В этом году норвежская публика увидела фильм Звягинцева «Нелюбовь», который уже покорил аудиторию нескольких крупных фестивалей, в том числе, Каннского. Кроме того, кинолента вошла в число девяти картин, которые могут быть номинированы на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
"Нелюбовь" рассказывает о современной московской семье, которая переживает тяжелый и мучительный развод. Главные герои — Женя и Борис — фактически еще являются супругами, но каждый из них уже начал новую жизнь, им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и взаимных претензий главные герои перестают замечать единственного ребенка, 12-летнего Алешу, который чувствует себя совершенно ненужным и однажды неожиданно исчезает.
"Я знаю, что зрители в Норвегии ждут «Нелюбовь», потому что картина имела огромный успех в Каннах. Она берет за душу, затрагивает нерв, она о наших родителях, о том, что нам близко. Конечно, фильм, прежде всего, о российском обществе, но в Норвегии он может быть понят как картина о частной жизни, ведь и в нашей стране так много людей, которые разводятся, семьи распадаются, страдают дети. Это очень эмоциональный фильм", — сказала Отте РИА Новости.
В Норвегии работы Звягинцева знают в первую очередь благодаря фестивалю TIFF: в 2012 году «Елена» взяла главный приз фестиваля. В 2004 фильм «Возвращение» получил приз зрительских симпатий, в 2015 «Левиафан» участвовал в конкурсной программе, остался без призов, но вышел в широкий прокат в королевстве.
Директор TIFF отметила, что российское кино в целом очень популярно в королевстве. На фестивале не скрывают, что российское кино — это часть истории кинофорума, концепции для его развития. Одной из своих миссий фестиваль считает посредничество между Западом и Востоком.
"Я уверена в том, что публика хочет смотреть русские фильмы, и мы знаем наверняка, что они смотрят — мы видим цифры по проданным билетам. Для нас важно говорить о соседях, рассказывать о том, чем живут люди рядом с нами, поэтому каждый год мы делаем особый акцент на российском кино", — пояснила директор фестиваля.
Во внеконкурсной программе зрители также увидели российские ленты «Голова. Два уха» , , дебютную картину учителя из Якутии «Костер на ветру», работу мурманских документалистов «Дорога в Арктику».
Советская классика в новом звучании
В конкурсной программе фестиваля участвуют только «свежие» киноработы — премьеры последнего года. Однако внеконкурсный показ вызывает у зрителей не меньший интерес.
Одной из особенностей фестиваля в Тромсё является проект, в котором музыканты вживую озвучивают немые фильмы.
Ежегодно в январе кинофестиваль собирает команду профессиональных музыкантов, представляющих разные страны, культуры и стили музыки, чтобы в течение недели создать свое видение музыкального сопровождения классической немой картины. Билеты на этот проект продаются, как правило, задолго до того, как музыканты встречаются и начинают репетировать.
На фестивале проект впервые встречается с публикой, причем классические советские картины — одни из самых частых «участников эксперимента». В прошлые годы «новое звучание» обрели картина «Третья Мещанская» (1927), «Дом на Трубной» (1928) , «Мать» (1926) .
На этот раз выбор пал на картину «Беларусьфильма» «Проститутка» (1926). Действие немой картины разворачивается в середине 1920-х годов в Москве и повествует о разных судьбах девушек из домов терпимости.
"Нам хотелось сделать женскую историю, чтобы было как можно больше музыкантов-женщин, и подобрать фильм. «Проститутки» — это советская пропаганда, все это понимают. Но в ней есть добрая наивность, которая хорошо ложится в современный контекст", — говорит руководитель проекта .
Музыкант Анна Спиридонова из Архангельска признается, что сначала была несколько шокирована выбором фильма. По ее мнению, картина неоднозначная, но она согласилась участвовать в эксперименте и получить новый опыт.
"От музыки зависит много: в каком ракурсе мы представим этот фильм. У каждого из четырех музыкантов своя оценка. Но мы пришли к общему знаменателю. Мы сделали фильм не ироничным и глупым, а глубоким. Вообще в советских фильмах никогда не возникает чувство безысходности. Это то, чего не хватает современному искусству", — говорит Анна.
"Я думаю, советские фильмы — это фантастически качественное кино, нет вопросов. Фильм, конечно, прежде всего, — портрет того времени, но идеология фильма — абсолютно советская. И снова это — универсальная история. Когда одну из женщин в фильме спрашивают, зачем она занимается проституцией, она отвечает, что не видела в своей жизни ничего, кроме голода, холода и лишений. Это знакомо многим бедным людям по всему миру", — говорит директор фестиваля.
По словам Шайтанова, после премьеры в Тромсё проект отправится в турне по разным странам, запланированы Германия, Китай, Швеция, Финляндия и Россия.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео