Кейс «Смерти Сталина» вскрыл массу проблем как идеологического, так и практического толка. Во-первых, остается непонятным регламент выдачи и отзыва прокатных удостоверений. Несовершенства системы стали очевидны еще в конце прошлой недели, когда отменили, а потом вернули в прокат «Паддингтона» той же компании «Вольга». Партнерские показы в отсутствии прокатного удостоверения тоже пришлось отменять.
Павел Миронов директор по маркетингу «Румедиа» «Прокатное удостоверение позволяет компании проводить уже кинопоказы фильма. «Вольга», насколько мне известно, получила прокатное удостоверение с датой старта в прокате 25 числа. До сегодняшнего отзыва разрешения на прокат компания имела абсолютно юридически законное право проводить пресс-показы те или иные, партнерские показы, которые она запланировала, как в кинотеатре «Пионер». Искренне жаль. Фильм абсолютно нейтральный, мы отсматривали это кино в рамках фильмов, которые поддерживаем. Ничего крамольного мы там не увидели. Половина фильма очень смешная, вторая — грустная».
Одна из версий причин запрета «Смерти Сталина» — в Минкульте могли обидеться на компанию «Вольга» после того, как на прошлой неделе получилось отстоять своевременный выход в прокат «Паддингтона — 2».
Это объяснило бы спешность действий: в конце концов, у политической сатиры было прокатное удостоверение, в Минкульте кино посмотрели еще в декабре и одобрили. И вот теперь срочный показ для общественного совета и гневные письма.
Одно из них министру культуры Владимиру Мединскому написал, кстати, сын Никиты Хрущева, последние тридцать лет он живет в США. От имени семьи он попросил министра «приложить все усилия для того, чтобы эта подлая ложь не отравляла чувства людей, пришедших в кино, как молодых, так и тех, для кого еще свежа память о прошлом».
Справедливости ради нужно отметить, что местами неуместность этой сатиры отмечали даже молодые кинокритики, которые ходили на пресс-показ в декабре.
Александр Роднянский продюсер «Это вполне качественная, я бы даже сказал, хорошая картина, остроумная, местами смешная режиссера Армандо Ианнуччи, известного своими сатирами в адрес сильных мира сего и режимов, ими созданных. Мысль его совершенно очевидна: он считает, что страх можно победить только смехом. Это сатира политическая, освобождающая. По прошествии большого количества времени любой самый страшный режим покажется жалким и смешным. Вот об этом фильм. Мне трудно себе представить, как в нем можно найти экстремизм. Наверное, можно в чем угодно. Но люди, которые его посмотрели, не нашли в нем ничего особо предосудительного».
Депутат Елена Драпеко, которой тоже не понравился фильм «Смерть Сталина», уже предложила создать совет по нравственности для оценки художественных произведений. Соревнуясь в остроумии, люди, близкие к сфере кино, теперь составляют списки фильмов, которые никогда бы не вышли в России сейчас. Скажем, «Миссия невыполнима — 4», где Том Круз взрывает Кремль.
Но если отбросить шутки, то всерьез непонятно, насколько далеко зайдут инициативы Минкульта. Идеологически под вопросом теперь релиз французского фильма-катастрофы «Курск» с Колином Фертом. Вероятно, тема может оскорбить тех, кто помнит гибель подлодки. Протекционистски — каждую неделю выходят российские фильмы, которым надо расчищать дорогу к зрительским кошелькам за счет корректировки прокатных планов. И то и другое изменит рынок. Возможно, до неузнаваемости.