Новизна сюжета и отсутствие стереотипов: какие фильмы берут на фестивали
Кто из режиссеров не мечтал хоть раз пройтись по красной дорожке в Каннах или Лос-Анджелесе? Ведь попасть в конкурс престижного кинофестиваля – это признание коллег со всего мира. Совсем скоро, в середине февраля, за это признание, а также за главный приз, будет бороться и наш режиссер Алексей Герман-младший. Его новый фильм «Довлатов» – в основном конкурсе 68-го Берлинского фестиваля. А Андрей Звягинцев номинирован на «Оскар» с лентой «Нелюбовь». Но каким должен быть фильм, чтобы понравиться отборщикам, и как он может попасть на международный смотр, узнала корреспондент «МИР 24» Екатерина Бакушина. В копилке режиссера Алексея Германа-младшего есть и «Ника», и «Золотой орел», и «Серебряный медведь». В этом году он снова поборется за главный золотой приз Берлинале с лентой «Довлатов». Алексей уверен, чтобы фестиваль тебя заметил, нужно снять историю, понятную международному зрителю. «Два критерия – это то, что фильм достаточно транспарентен для жителей разных стран, и то, что он, как минимум, запоминается и как-то необычно и интересно сделан для них. А вот где этот интерес, там уже отличается. Венеция, допустим, – более артовый фестиваль, Берлин сейчас, как ни странно, сдвигается в сторону арт-пространства, Канны, наоборот, сдвигаются в сторону политики», – сказа Герман. Каждый фестиваль имеет свою концепцию. Впрочем, одно условие одинаково на всех конкурсах – это новизна сюжета и отсутствие жанровых стереотипов. «Фестивали стремятся найти новые пути, новые жанры, новые методы, новые изобразительные решения, и за счет этого победители фестивалей, таких как Венеция, Канны, Берлин, часто не являются блокбастерами, они не собирают огромных денег в кинопрокате. Это кино, которое определяет вектор развития кинематографа», – отметил кинокритик Давид Шнейдеров. Крупные, престижные кинофестивали приглашают исключительно премьеры – то есть фильмы, которые нигде ранее не показывали. И если кинотворцы следуют всем техническим условностям, к примеру, соблюдают заявленный хронометраж, то они могут смело подавать заявку. Успех за океаном: Советские актеры, которые пытались покорить Америку «Отбор происходит двоякий – это встречное движение. С одной стороны, приглашаются фильмы, все желающие могут прислать свои фильмы для отбора. Второе движение тоже очень важное – это члены отборочной комиссии, которые сами ищут фильмы, ездят по кинорынкам, ищут среди тех фильмов, которые заканчиваются производством, те фильмы, которые не попадают на другие фестивали», – пояснил программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. Охоту за фильмами отборщики начинают еще со сценария. Сегодняшние тенденции таковы: если он не похож на авторское кино, а, скорее, на историю для массового зрителя, такой фильм на конкурс не возьмут. Так получилось и с картиной «Жги» Кирилла Плетнева. Отборщики Каннского фестиваля режиссеру пояснили, что драма о сотруднице женской колонии оказалась слишком светлой. Не отказался от фильма российский «Кинотавр», где актрисе Инге Оболдиной вручили приз за лучшую женскую роль. «Это все-таки получился такой арт-мейнстрим, то есть это вроде и не арт-хаус, и в то же самое время не, грубо говоря, такое зрительское кино, как «Горько», например. Это что-то между получилось. Это открытое кино, с открытыми эмоциями, а здесь очень часто – особенно фестивальная публика – не очень воспринимает это. То есть она как бы любит, когда закрытые персонажи, чернушные темы», – сказал режиссер Кирилл Плетнев. Есть правило: если фильм победил на каком-то международном фестивале, то шансы попасть на «Оскар» выше. Кстати, в отличие от других смотров, картины на него выдвигает специальный комитет каждой страны. Последними номинантами от России были «Нелюбовь» и «Левиафан» Андрея Звягинцева. И в этом случае уже одна номинация дает почет и славу – и на родине, и заграницей. Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.