"Движение вверх" вызывает слезы даже у тех, кто никогда не плачет
Новый год начался с настоящей киносенсации. Спортивный блокбастер "Движение вверх", совместный проект телеканала "Россия 1" и студии "ТРИТЭ" Никиты Михалкова, продолжает бить уже свои же рекорды и разрушать стереотипы о российском кино. В кинотеатрах "Движение вверх" посмотрели уже более 10 миллионов зрителей. Неслыханно! Кассовые сборы перевалили за 2,5 миллиарда рублей. Такого не удавалось ни одной отечественной киноленте. А среди зарубежных фильмов в российском прокате больше пока собрал лишь "Аватар" — 3,6 миллиарда рублей. История невероятной победы советских баскетболистов над американцами на Олимпиаде в Мюнхене никого не оставляет равнодушной. Люди ходят на фильм по несколько раз, чтобы снова и снова ощутить душевный подъем и гордость за наших спортсменов, несмотря на то что речь идет о событиях 45-летней давности. Так в чем секрет "Движения вверх"? И действительно ли российское кино вышло на новый уровень? О том, что один из участников той самой советской сборной работает в простой московской школе Тренером по баскетболу, до недавнего времени знали единицы. С выходом на экраны фильма "Движение вверх" все резко изменилось. Бывший центровой команды Алжан Жармухамедов. Рост — 207 сантиметров. Автографы у него теперь даже собственные воспитанники выпрашивают. О том, что случилось 45 лет назад на Олимпиаде в Мюнхене, Алжан почти никому не рассказывал. Говорит, даже став олимпийским чемпионом, так и не научился "рисоваться". "Учителя, дети меня замучили. Каждый просит сфотографироваться", — рассказывает Алжан. Фильм "Движение Вверх" сделал, казалось, невозможное — обогнал по сборам за этот же период американский блокбастер "Аватар" и стал самым популярным российским фильмом за всю историю отечественного проката. Наша картина собрала уже больше 2,5 миллиарда рублей. Стало окончательно ясно, что русское кино вышло на новый уровень. За последние годы количество наших фильмов в кинотеатрах выросло с 18 до 25%. Едва ли не впервые иностранные блокбастеры начали смотреть меньше. "Для нашего зрителя принципиальны не только масштабы подвига, сколько зависимость от того, какой он. Выиграть у непобедимых канадцев в 1972-м или выйти на сцену Большого театра, будучи неизвестной девочкой из Шахтинска, спасти космическую станцию или обыграть американцев, которых 36 лет никто не обыгрывал. Гораздо важнее то отличие, тот драйв, которые позволяют нам победить, то, что этот подвиг совершается не индивидуально, как зачастую бывает в стандартах американских блокбастеров, а коллективно, вдвоем, но по большому счету командой. Командой на земле, командой в космосе, командой, которая взлетает с горящего острова. Это является очень важным для нас, для телеканала "Россия 1". Именно поэтому мы входим именно в такие фильмы", — считает Антон Златопольский, продюсер картин "Легенда номер 17" , "Сталинград", "Экипаж", "Движение вверх", генеральный директор телеканала "Россия-1". "Фильм "Движение вверх" замечательный. Американцев не мог победить никто в баскетболе. Но однажды это случилось. Мы надеемся, что и у нас однажды это случится. Был учрежден фонд Кино, и лидерская модель начала работать. Мы обещали, что через три года вы увидите результаты, и они действительно появились. Российское кино стало благодаря этой новой модели государственной поддержки очень системно, устойчиво начало присутствовать на наших же экранах. Потом вышло на зарубежные рынки, где никогда не было нашего зрительского кино", — сказал продюсер Сергей Сельянов. Один финальный матч. Год спортивной подготовки актеров. Баскетбольный зал образца 1972 года сконструировали в московском Дворце спорта, где развернута волейбольная площадка. Каждая доля секунды снимается по несколько часов и даже дней. Целый месяц с утра до вечера здесь постоянно работают шесть камер. Одна ездит вдоль бровки, вторая – летает, третья — у оператора, который на роликах носится по площадке между актерами в экипировке. Профессиональные спортсмены, режиссеры, графисты над финальной сценой работали сутками. Все ради тех самых трех секунд. Чтобы превратить актеров в настоящих баскетболистов, с ними работали профессиональные тренеры. Каждый из персонажей прорабатывался до мельчайших деталей. Кадры со съемок. Владимир Машков исполняет роль тренера, по поводу фраз и интонаций советуется с человеком, который видел все своими глазами. Иван Едешко — разыгрывающий защитник советской сборной — отдал ту самую передачу через все поле. Тем трем секундам он своими руками соорудил небольшой памятник: статуэтка баскетболиста Белова, который принес сборной большую часть очков. Сам Едешко, отдающий пас, и мяч, залетающий в корзину. Баскетбол — больше, чем профессия, — целая жизнь. У него даже цветы дома растут не в горшках, а в баскетбольных кроссовках. Момента, когда подвиг спортсменов увековечат по-настоящему, ждал много лет. "Это очень большой прорыв в кинематографии. Создать такой фильм — это и есть искусство. Пошел наплыв пошел детей в баскетбольную секцию", — рассказал Иван Елешко. То же самое происходило пять лет назад, когда на экраны вышел фильм "Легенда номер 17", — молодые и взрослые стали повально записываться в хоккейные секции. Фильм собрал 992 миллиона, обогнав западные хиты вроде картины "Сумерки. Затмение", почти все части "Гарри Поттера". "Легенда номер 17" стала одним из первых русских фильмов после "Брата" и Брата-2, который попал в самый уважаемый список ТОП-250 "Лучших художественных фильмов мира" IMDB. Раньше туда попадали "Москва слезам не верит", "Служебный роман", "Любовь и голуби". "Одним из толчков был фильм "Легенда номер 17". Мы получали письма и понимали, что есть запрос у зрителя на национальную историю с большой победой. "Экипаж" — тоже романтическая история: мужественная профессия, летчики, которые спасают людей, героизм. Когда закончили "Легенду номер 17", в поле зрения нашей студии попала книга Сергея Белова — великого спортсмена и выдающегося баскетболиста – "Движение вверх". Здесь есть заряд победы, духа и воли. Самое главное — это фильмы о настоящих мужиках, которые ставят перед собой великие задачи, которые невозможно сделать, а потом они эти задачи выполняют", — отметил Леонид Верещагин, продюсер фильма "Движения вверх". Примерно в одно время с фильмом "Легенда номер 17" вышла картина "Сталинград". Фильм стал самым кассовым в 2013 году и до сих пор входит в десятку самых популярных картин в России. Позже драма "Салют-7" о спасении орбитальной станции обогнала по сборам голливудский хит "Гравитация", получивший семь премий "Оскар". В новых фильмах зрителю предложили не заниматься самокопанием и вскрытием язв, а вспомнить то, чем не стыдно гордиться. Режиссеры повернулись к позитиву, основанному на реальных событиях. "Был такой тренд, если вы помните, нечеловеческий, когда картина "выстреливала" на три дня, потом "падала" с дико плохими комментариями. Обманывали на рекламе, выдавали какую-то красивую обертку, а внутри ничего не было. Я радуюсь, за "Движение вверх" как за свой успех. Мы прошли через сложности, через часто справедливую критику зрителей, но пришли. Теперь бы это удержать", — считает режиссер, продюсер Федор Бондарчук. "Продюсеры, режиссеры, сценаристы научились слышать зрителя гораздо лучше, чем 10 лет назад. Это очень важно, потому что в первую очередь мы делаем, несмотря на зарубежные какие-то достижения, кино для нашей страны. Это могут быть фильмы и про сильные истории из прошлого, как "Салют-7", "Движение вверх", "Легенда номер 17". Это могут быть легкие истории, комедии качественные. Они совершенно необходимы каждому человеку. И здесь тоже научились делать гораздо точнее. Гораздо меньше стало таких трешевых комедий, которые, что называется, ниже плинтуса. Российские сериалы уже лет 15 назад, наверное, вытеснили практически зарубежные, зритель предпочитает наши", — отметил Сергей Сельянов. "Такие картины очень часто в советское время выходили. Я имею в виду фильмы такие, как "Офицеры", "Укрощение огня". И для меня "Движение вверх "не о баскетболе и не о красной машине, даже не о этих трех секундах. Это, скорее, про ансамбль, про команду. Любую. Спортивную, производственную, творческую. Простите за пафос, про страну, которая бьется до последнего и болеет в едином порыве", — считает Леонид Верещагин. А люди как будто соскучились по этим сюжетам. "Картина всколыхнула патриотические чувства, гордость появилась. Это сплачивает народ, вызывает чувство гордости за свою страну, за тех ребят, которые могут совершить такое", — признаются зрители. За считаные дни до вылета в Южную Корею на подмосковной тренировочной базе, где у наших олимпийцев идут последние тренировки перед Играми, собрались спортсмены самых разных категорий: и олимпийскую сборную поддержать, и эмоциями зарядиться. Для них организовали специальный показ фильма "Движение вверх". Зрители в зале и зубы скалят, когда кто-то из героев на экране падает с травмой, и аплодируют, когда мяч летает в корзину. В финале глаза на мокром месте даже у тех, кто, казалось, никогда не плачет. И для большинства из этих ребят сегодня это не просто эмоции, а руководство к действию для собственного движения вверх.