Алгоритм Ноева ковчега: места хватит всем, или чего ждать от Оскара-2018
О том, какие фильмы оказались среди номинантов рассказал колумнист Sputnik Армения Карен Аветисян. После объявления номинантов на главную американскую кинопремию, все кинематографическое и синефильское сообщество традиционно гадает и критикует, хвалит и анализирует, но как ни странно, почти не возмущается. На сей раз, кажется, над окончательным списком номинантов работали не только эксперты кино, но и опытные юристы и математики, составив его по беспроигрышному алгоритму библейского ковчега, где место есть всем и места нет придиркам. Трудность задачи заключается в том, чтобы угодить всем, да еще и с обязательным условием – чтоб при этом не пострадало Кино. Кажется получилось… Палитра Оскара, несмотря на академическую конъюнктуру, красится многослойностью и отличается пестроцветием: эпатажный гей-романс, остроумная комедия, военно-историческое полотно, журналистское расследование, социально-абсурдистский манифест, историческая драма, черный триллер, красочный байопик, антифашистская фантастическая сказка и т.д. При всем художественном и жанровом разнообразии, если эти фильмы посмотрит среднестатистический аполитичный зритель, он точно сможет прощупать болевые точки, актуальные посылы и приоритетные месседжи американского общества. Расовая дискриминация За лучший фильм поборется американский детективно-сатирический триллер "Прочь" (Get Out), дебют режиссера Джордана Пила, где большинство ключевых ролей исполняют чернокожие актеры, а главные герои – чернокожий Крис и белая Роуз, как подсознательный символ расового равенства. Чернокожий режиссер, в свою очередь, поборется за статуэтку в номинации ''Лучший режиссер'', также как и Дензел Вашингтон с ''Лучшими актерами''. Итальянский режиссер Лука Гуадоньино после удачных показов и высокой критики на фестивалях в Торонто, Нью-Йорке и Берлине представит гей-романс "Зови меня своим именем" с 22-летним Тимоти Шаломе, ставшего одним из самых юных номинантов на "Лучшего актера". Свобода слова После неожиданной победы в 2016 году фильма "В центре внимания" за жанр журналистское расследование в фильме "Секретное досье" взялся никто иной, как Стивен Спилберг с его любимчиком Томом Хенксом и вечной номинанткой Мерил Стрип, которая оказалась в списке лучших, внимание, в 21-ый раз! Феминизм и гендерное равенство "Принцесса" американского независимого кино Грета Гервиг с режиссерским дебютом "Леди Берд" наконец появилась не только в номинации "лучший фильм", но и "лучший режиссер", после того, как на Золотом глобусе многие протестовали, что как может автора "лучшего фильма" не быть в списке "лучших режиссеров". Оскар вместо Глобуса "извинился". Социальный протест и стремление быть услышанной доминирует в другом фильме-фаворите "Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури". Война холодная и горячая Сразу два фильма в основной номинации обратились к событиям 1940 года. Военное полотно Кристофера Нолана "Дюнкерк" посвящена одноименной операции после Дюнкеркской битвы. Фильм заканчивается знаменитой речью Черчилля, которому посвящен другой номинант — "Темные времена" Джо Райта, с "любимчиком" киноакадемии Гарри Олдманом в роли Сэра Уинстона. Атмосфера уже "холодной войны" смоделирована в фантастической мелодраме режиссера Гильермо Дель Торо, которую можно считать своеобразным обобщением всего вышеперечисленного, квинтэссенцией актуальных посылов. "Форма воды" На фоне противостояния СССР и США Дель Торо создает сюжет про любовную историю двух "чужих" — "Человека амфибии" и немой женщины, в борьбе против неофашистской системы, против бездушного тоталитаризма. В фильме собраны все персонажи, которые до сих пор подвергаются дискриминации в современном обществе — инвалид, чернокожий, гомосексуалист, но самое главное — немая женщина, ставшая иконографическим символом "поствайнштайновской эпохи". Интересен тот факт, что Дель Торо задумал немую женщину еще до новейших секс-скандалов Голливуда. "Совпадение" скажут одни, "не думаю" ответят другие, посчитав это пророчеством, также, как одни окрестят Оскар 2018 плакатом и конъюнктурой, в то время как другие увидят в этом детализированную проекцию и зеркальное отражение общества.