Войти в почту

Россия: история и нехватка черного юмора

Авторитарные режимы ввиду продолжительности своего существования склонны дряхлеть, они начинают принимать гротескные решения, повторяя абсурдные ошибки прошлого и демонстрируя панический страх перед призраками. Запрет какого бы то ни было фильма или произведения искусства в целом вызывает у публики еще больший интерес и приковывает к себе внимание, однако Кремль повторяет ошибку, старую как мир. Самым ярким примером является недавно введенный в России запрет на показ картины «Смерть Сталина» английского режиссера Армандо Ианнуччи (Armando Iannucci). Не буду раскрывать содержание фильма, скажу только, что режиссер, обращаясь к стилистике черного юмора, желает привлечь внимание зрителя к феномену жажды власти, к тому, на что способны люди, стремящиеся занять первое место и не гнушающиеся никакими средствами. Хронологически лента охватывает довольно короткий период — март 1953 года, когда умирает Сталин, и после ликвидации всемогущего палача диктатора Лаврентия Берии власть берет в свои руки Никита Хрущев. Объяснения по поводу отсрочки премьеры, а затем и показа приводятся самые разные. Министр культуры России Владимир Мединский, неоднократно обвинявшийся в плагиате при написании докторской диссертации, считает, что «фильм высмеивает историю нашей страны и очерняет память о наших гражданах, победивших фашизм». Это абсолютно бредовое обвинение, если учесть, что перед нами не картина с какими-то притязаниями на историческую точность, а комедия черного юмора в старых британских традициях. Это утверждение может сделать только историк (каким Мединский, по собственным заверениям, является), воспитывавшийся на принципах «соцреализма» и потому не способный понять, что смерть диктатора Сталина и многие сопровождавшие это событие факты могут быть представлены в виде карикатуры и при этом не утратить своих жестоких и бесчеловечных аспектов. Это правда, что некоторые эпизоды фильма основаны на реальных фактах, но только для того, чтобы трансформироваться в сюрреалистические сцены и показать чудовищность созданного Сталиным режима. Берия, Хрущев, Маленков и другие товарищи диктатора — подлинные исторические фигуры, но в картине такого жанра они необходимы лишь для того, чтобы продемонстрировать борьбу за власть в регистре черного юмора. Руководитель отдела информации Российского военно-исторического общества заявила, что фильм «Смерть Сталина» «презренен», добавив, что «это плохой фильм, это скучный фильм, и он подлый, отвратительный и оскорбительный». Повторяю: тем, кто еще не вышел из парадигмы «соцреализма» и «коммунистического героизма», а также пропагандистских выкладок тоталитарных режимов вроде коммунистического Советского Союза и нацистской Германии, фильм действительно покажется отвратительным и мерзким. Кто, например, разрешил режиссеру, ко всему прочему британцу, вложить в уста членов руководства Коммунистической партии Советского Союза столь «оскорбительные» фразы в сцене, где они обнаруживают диктатора лежащим на полу и комментируют исходящий от его тела неприятный запах? Действительно, это уже ни в какие ворота не лезет, ведь диктаторы не умирают, как обычные смертные, они покидают этот мир каким-то особым образом. Российская коммунистическая партия, вторая по величине партия в российском парламенте и одна из самых послушных прислужниц Кремля, назвала фильм «формой психологического давления на нашу страну». Несколько персонажей в фильме действительно могут не совпадать со сложившимися у коммунистов представлениями. Так, маршал Георгий Жуков, командовавший советскими войсками во Второй мировой войне, в фильме совсем не похож на икону, неся в себе черты карикатурного хвастуна. Но я смотрел фильм, и если у русских действительно настолько слабая психика, как уверяют нас коммунисты, то это, видно, потому, что не все так ладно в королевстве Владимира Путина. Здесь следует отметить, что коммунисты, и не только русские, в целом очень плохого мнения о массах, они то и дело норовят представить народ настолько инфантильным, чтобы можно было выдать ему свидетельство о полной неспособности думать. Поскольку один из московских кинотеатров все-таки решил показать фильм зрителям, заявив, что распоряжение Министерства культуры не было дано в письменной форме, билеты на него были мгновенно распроданы — не только на премьеру, но и на все последующие февральские дни, в которые фильм мог быть показан. Говорю «мог быть», потому что в итоге в кинотеатр прибыли полицейские и восстановили «законный порядок». Запрещенную в кинотеатрах картину можно посмотреть в многочисленных некачественных пиратских копиях в интернете, но это не останавливает любопытных, и авторитарный режим в очередной раз выставляет себя на посмешище. У российского «самодержавия» есть самые серьезные основания запретить эту картину, ведь в фильме, как в зеркале, режим видит сам себя — похоже, так оно и есть. Как гласит известная русская пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». По-моему, фильм не настолько высокого качества и не настолько опасен, чтобы его запрещать, но лучше смотреть картину, когда она выйдет на экраны в Португалии. PS. Обратите пристальное внимание на список российских олигархов и политиков, которые могут стать объектами санкций со стороны Соединенных Штатов. В нем больше двухсот человек, включая премьер-министра Дмитрия Медведева и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Путин прокомментировал это событие, сказав, что «собаки лают — караван идет», но все может усложниться, если заграничные счета российских олигархов и политиков будут заморожены, а сами они не смогут наслаждаться роскошной жизнью на Западе.

Россия: история и нехватка черного юмора
© ИноСМИ