Старые ленты о главном
Разумеется, эпохой «Дальтелефильма» кинематографическая история региона отнюдь не исчерпывается. Сохранились интервентские записи, запечатлевшие Владивосток 1919 года — с весёлыми китайцами и суровым Колчаком. С 1929 года в Хабаровске действовала Дальневосточная студия кинохроники; ряд лент снял режиссёр «Совкино» Александр Литвинов, в том числе в сотрудничестве со знаменитым путешественником Владимиром Арсеньевым («В дебрях Уссурийского края» и «Лесные люди» 1928 года); при участии оператора «Совкино» Алексея Кушешвили (до 1927 года — начальник штаба Гродековского погранотряда в Приморье) были сняты документалки о пограничнике Карацупе, челюскинцах, Чкалове, боях на Хасане… На Дальнем Востоке снимались и художественные фильмы столичных и зарубежных режиссёров — от «Пароль не нужен» Бориса Григорьева о юном Штирлице (1967) и «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975) до «Сказки про темноту» Николая Хомерики (2009) и «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского (2010). Яркие авторы и режиссёры — и местные, и приезжие — работают на Дальнем Востоке и сегодня. В приморской столице возрождён фестиваль документального кино «Человек и море» и действует кинокомиссия, здесь же проходит кинофестиваль «Меридианы Тихого», в Благовещенске — «Амурская осень», на Сахалине — «Край света»… И всё-таки студия «Дальтелефильм» занимает в киноистории региона совершенно особое место. Ещё в 1957 году киногруппа Владивостокской студии телевидения впервые выпустила репортаж о параде кораблей и демонстрации трудящихся. В 1960-м вышли «Дальзаводцы» Альберта Масленникова — первого дальневосточного режиссёра, а в 1966 году документальный фильм «Дорога легла за экватор» владивостокца Олега Канищева был отмечен рядом наград. Но по-настоящему история студии началась 1 января 1968 года, когда киногруппа, к тому времени называвшаяся Главной редакцией производства программ на плёнке, была преобразована в «Дальтелефильм». Первым главным редактором студии стал Павел Шварц. За более чем четвертьвековую историю «Дальтелефильм» выпустил почти 400 лент. Правомерно говорить о дальневосточной школе документального кино, что подтверждено десятками всесоюзных и международных наград. Среди наиболее известных лент «Дальтелефильма» — «На траверзе мыса Эримо», «Амба» о тигре, «Там, где сходятся меридианы», «Анна Ивановна» о первой женщине-капитане, Герое Соцтруда Щетининой, «Край рыбацкий», «О диких оленях и пастухе Кармазине», «Остров в Океане», «Человек, который сломал радугу», «Рыбачки»… Кинолетопись Дальнего Востока творили режиссёры Канищев, Лихачёв, Масленников, Патрушев, Сафрошин, Соломин, Шацков, Шепшелевич, операторы Якимов, Дорохов, Рещук, Колобов, Корляков, Нестеренко, Ющенко и другие. Хорошо узнаваемой заставкой стал парусник на фоне восходящего из-за океана солнца, нарисованный художником-мультипликатором Павлом Захаровым. Сугубо дальневосточными рамками студия не ограничивалась. В 1969 году был запущен в производство полнометражный документальный фильм «Города и годы», снимавшийся на всей Транссибирской магистрали (авторский текст читал Олег Табаков). Съёмочные группы «Дальтелефильма» работали в открытом море и глубоко под водой, на дрейфующих льдинах, в тайге, в жерлах вулканов, рудниках, у экватора — словом, от Арктики до Антарктики. Как единственная в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке киностудия, «Дальтелефильм» помогал приезжим коллегам. Предпринимались и попытки, пусть не очень удачные, снимать игровое кино. Так, в 1969 году режиссёр Масленников снял полнометражный художественный фильм «Хлеб» по пьесе Владимира Киршона. Само собой, хватало обязательных дежурных тем — о юбилеях Октября, о рабочем классе, героических моряках и пограничниках… Но даже самые идеологически нагруженные ленты сегодня представляют историческую ценность — как хроника жизни и отражение советской «дальневосточной матрицы». А другие сюжеты, за которые брались авторы «Дальтелефильма», сегодня стали только актуальнее. Константин Шацков снимал фильмы об учёных («Профессия — геолог»), о чукотской поэтессе Антонине Кымытваль («Утренние строки»), об охране природы («Чернохвостая чайка»). Экологическую тематику затрагивали и другие режиссёры — «Внимание, природа» Канищева, «Заповедник у кромки прибоя» Масленникова, «Гребешок» Юрия Шепшелевича… В 1984 году в фильме Валентина Ткачёва «Велик ли Тихий океан?» прозвучали важные слова: «Нельзя бесконечно брать — океан не бездонный». Авторы ставили вопрос о поиске общего языка между человеком и «солярисом"-морем. Владимир Патрушев не раз снимал кино о коренных дальневосточниках — «На Най — Человек земли», «Нанайский напев». Армейско-патриотические сюжеты нередко превращались в трогательные человеческие истории — взять хотя бы канищевский фильм «Здравствуй, мама!» о погибшем на Даманском пограничнике Николае Петрове. Граница, экология, коренные малочисленные народы — все эти темы ничуть не устарели. Вот разве что о «человеке труда» сегодня говорить почему-то не модно… Настоящей классикой и визитной карточкой студии стал 13-минутный фильм Олега Канищева 1969 года «Полтора часа до объятий» о возвращении из Антарктики во Владивосток китобойной флотилии «Советская Россия». Китобойный промысел давно запрещён, но «Объятия», на которые, как говорят, повлиял итальянский неореализм, впечатляют и сегодня. Не всегда сдача фильмов проходила гладко. К тем же «Объятиям», как вспоминал Канищев, были претензии у худсовета: «Фильм этот — о любви, о больших чувствах, которые посещают людей при встрече после длительной разлуки. Но им не понравилось, что в кадре не было партийного руководства, отчётов о том, сколько заготовили китового мяса… Была ещё претензия, что я вставил плачущих женщин. Но это естественно, это жизнь. Экспедиция иногда привозит с собой цинковые гробы». Так получилось, что ветеран студии Канищев снял последний фильм, вышедший под брендом «Дальтелефильма», — «В тот день закончилась война» 1995 года. В кадре — парад Победы во Владивостоке (уже шла война в Чечне, в которой участвовали и морпехи Тихоокеанского флота), ещё многочисленные фронтовики, среди которых полковник в отставке Иван Лоскутов, прототип лейтенанта Лёньки Петрова из знаменитой поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста»… К моменту выхода этой ленты «Дальтелефильм» был уже почти год как закрыт. Кино — предприятие дорогостоящее — в ураганные 1990-е оказалось «неэффективным». К сожалению, далеко не все ленты «Дальтелефильма» оцифрованы и доступны широкому кругу. Многие вообще не сохранились. Но когда просматриваешь уцелевшие, видишь: лучшие из них если и устарели, то только физически.