Как режиссер «Карнавала» сделала кинохит из собственной биографии
Сегодня уже невозможно представить себе в этой роли другую актрису. В день рождения Ирины Вадимовны, которой 8 февраля исполняется 69 лет, Teleprogramma.pro рассказывает о том, как 32-летней Муравьевой удалось сыграть юную девушку, почему для режиссера «Карнавал» был особенно дорог и о других подробностях съемок. Узнала себя А начиналось все в 1980 году, когда режиссер Татьяна Лиознова, уже известная на весь Советский Союз благодаря фильму «Три тополя на Плющихе» и сериалу «Семнадцать мгновений весны», преподавала во ВГИКе и случайно наткнулась в одном из старых номеров журнала «Искусство кино» на интересный сценарий Анны Родионовой. Речь шла о наивной провинциальной девочке, которая приехала в столицу, чтобы стать актрисой. Кадр из фильма «Карнавал» История показалась Лиозновой настолько близкой — ей самой довелось испытать многое из пережитого героиней — что она тут же дала задание своим студентам: экранизировать по отрывку из этого сценария. Когда студенты представили ей работы, она решительно все забраковала. Татьяна Михайловна, для которой все нюансы истории были важными, которая очень близко к сердцу приняла рассказ о юной покорительнице Москвы, была задета, она долго пыталась втолковать будущим режиссерам, в чем они ошибаются и как это можно снять. А потом вдруг остановилась и подумала: а почему бы самой не попробовать? Лиознова была москвичкой, но ее путь в профессию не устилали «лепестки роз». Она окончила ВГИК и ее приняли на «Мосфильм», но затем уволили, и будущей звезде советской режиссуры приходилось работать уборщицей, шить халаты, параллельно подрабатывая внештатным корреспондентом. И точно так же, как Нине Соломатиной, Лиозновой пришлось столкнуться с равнодушием благополучных людей и с крушением всех надежд. Впрочем, как говорит сама режиссер, все эти трудности только закалили ее характер, но не сломали. Конечно, Родионова и Татьяна Михайловна основательно переработали повесть, в сценарии появились моменты из собственной биографии режиссера. Например, когда Нина пьет воду прямо из уличной колонки. «У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, — вспоминала Лиознова. — И мы с подружками, возвращаясь из школы, в мороз пили оттуда ледяную, аж зубы сводило, воду, лишь бы показать мальчишкам, какие мы боевые». Личными переживаниями навеяны и финальные сцены: Нина возвращается домой и с тревогой и нежностью смотрит на спящую маму. Дело в том, что в период съемок «Карнавала» мать Татьяны Михайловны тяжело болела. Отец Лиозновой погиб на войне, понятно, что мама была для Татьяны Михайловны всем – во многом благодаря матери трудности были преодолены и Лиознова добилась выдающихся успехов в совсем не женской профессии. Каждый раз, когда у Татьяны Михайловны во время съемок фильма выдавались свободные минутки, она постоянно звонила домой. Карма — совесть фильма Долго искать актеров на главные роли Татьяне Михайловне не пришлось. К тому времени она закончила снимать «Мы, нижеподписавшиеся», и ей настолько понравилась работа актеров — Юрия Яковлева, Клары Лучко и Ирины Муравьевой, — что она с ходу предложила им сниматься в ее следующем фильме. Кадр из фильма «Карнавал» На роль цыганки Кармы Лиознова решила попробовать артистку театра «Ромэн» Екатерину Жемчужную, и та ей сразу понравилась. Жемчужная сохранила самые теплые воспоминания о работе с Татьяной Лиозновой и Ириной Муравьевой. Поначалу ей казалось, что ее роль не слишком заметная. Чуткая Лиознова это уловила и успокоила актрису: «Катя, твоя Карма — это совесть фильма. И вообще, ты знаешь, что карма — значит судьба?». Жемчужная на пять лет старше Муравьевой, но Екатерина рассказывала, что сразу почувствовала себя намного взрослее и опытнее, Ирина казалась такой наивной и молоденькой. Актрисы сразу же нашли общий язык. Строгого супруга Кармы сыграл настоящий муж Екатерины Георгий Жемчужный. Как признается актриса, в жизни она не курит и даже не переносит запаха дыма, а на съемочной площадке пришлось одну за другой курить крепкие папиросы «Казбек» - еще то испытание! Однако самым большим испытанием для Жемчужной стали съемки эпизода, когда Карма с грудным младенцем на руках в конце фильма встречает Нину, та у нее спрашивает о сыне, и Карма отвечает: «Умер». После этой сцены Екатерину пришлось отпаивать валокордином, так тяжело ей было играть потерявшую ребенка мать. Впоследствии этот эпизод пришлось вырезать — он показался киношному начальству чересчур трагичным для фильма, заявленного как музыкальная комедия. Орехи, роликовые коньки и неспетая песня Кадр из фильма «Карнавал» В «Нижеподписавшихся» Муравьева играла замужнюю женщину и мать, каковой она и была в реальной жизни (актриса более 40 лет прожила с режиссером Леонидом Эйдлиным; в 1975 году у нее родился сын Даниил, а уже после «Карнавала», в 1983 году – Евгений). Но предложение сыграть девчонку-школьницу Ирину нисколько не смутило, а даже обрадовало. Ведь ее творческий путь начинался с Центрального детского театра (ныне РАМТ), где она семь лет играла девочек и даже мальчиков. «Карнавал» она назвала прекрасной возможностью «вспомнить молодость». Кстати: В судьбах Нины Соломатиной и Ирины тоже есть немало общего. Муравьева поступила только на второй год после школы, и то лишь в студию при Центральном детском театре. ГИТИС она оканчивала заочно. Для роли Нины Муравьевой пришлось выучиться кататься на роликовых коньках. А тогда были совсем не такие ролики, как сейчас, - у них были большие колеса и плохая маневренность. Между тем Муравьева должна была не просто проехаться на роликах, а станцевать на сцене со знаменитым ансамблем «Ритмы планеты». Задача была поставлена крайне сложная. Когда Муравьева вместе со своим Театром имени Моссовета поехала летом на гастроли в Киев, ее сопровождали персональный тренер, массажист (после тренировок нещадно болели мышцы) и артисты «Ритмов планеты»: всего этого сумела добиться неугомонная Лиознова, решившая во что бы то ни стало добиться своего и научить артистку кататься. В итоге Муравьева научилась это делать — причем намного лучше, чем демонстрирует в фильме неуклюжая Нина. Сценку, когда Нина произносит скороговорки с орехами во рту, Лиознова придумала буквально на ходу и тут же решила включить в фильм. А вот петь Муравьевой режиссер не позволила, хотя Ирине Вадимовне очень хотелось исполнить песню про телефонный звонок самой, ведь у нее хороший и выразительный голос. И все же Лиознова приняла решение: нужно профессиональное исполнение, будет петь Жанна Рождественская. Слова пронзительной песни «Позвони мне, позвони!» принадлежат Роберту Рождественскому. Несмотря на то, что в фильме поет не Муравьева, актриса исполнила номер потрясающе, продемонстрировав удивительную пластику и попадание в образ. Признание Исполнительница роли Кармы — Екатерина Жемчужная — вспоминает: когда они и с театром «Ромэн» двое суток плыли на теплоходе из Владивостока в Японию на гастроли, артистов расселили очень неудачно — в разные каюты, не на свои места. Но, когда Жемчужную узнала администратор, артистку быстро перевели в каюту люкс и принесли целую сумку домашней еды: «Ешьте на здоровье, мы видели «Карнавал» - очень хороший фильм! Ешьте, не тратьте свои суточные!». И в Японии «Карму» сразу же стали узнавать на улице, подходили за автографами. В СССР после выхода фильма на экраны к Жемчужной иногда подходили в ресторанах с просьбой погадать. Но, пожалуй, самое весомое свидетельство успеха фильма — это 15-минутный без перерыва смех зрителей в зале, в тот момент, когда Нина выступает на роликах. Этому искренне позавидовал сам блестящий комедиограф Эльдар Рязанов.