Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет
Та еще парочка
Комедия
Купить билет

Актер Михаил Петров: «Мою любовь к театру взрастило Суворовское училище» 

Фото: АиФ – Ульяновск
25 января ведущему актёру Ульяновского театра драмы, Заслуженному артисту РФ Михаилу Петрову исполнилось 60 лет. 10 февраля юбиляр сыграет главную роль в спектакле «Сирано де Бержерак» по одноимённой пьесе Эдмона Ростана.
Жизнь мёдом не кажется
В. Толстой: Михаил Николаевич, принято считать, что для зрителя театр начинается с вешалки, а для вас, как для актёра, с чего он начинался? Вы мечтали стать актёром? Или это получилось как-то внезапно?
М. Петров: Скорее, внезапно. Я мечтал о военной карьере и даже закончил Ленинградское Суворовское училище. Но в этом учебном заведении слишком много внимания уделяли культуре, стараясь воспитывать будущих офицеров в лучших традициях русской армии. Мы регулярно посещали театры, концерты, выставки… В итоге, когда пришло время распределяться по военным училищам, куда выпускников принимали без экзаменов, я решил «выйти в отставку». А нечего было нас по театрам водить… Сами виноваты. Поехал поступать в Казанское театральное училище. Приняли сразу. Хотя я приехал, когда экзамены были уже в разгаре. Из трёх туров я прошёл только один, но педагог после того, как я прочёл басню, сразу сказал, что я принят.
— И чем вы объясняете такое чудо?
— Обычно педагоги набирают студентов уже с прицелом на дипломный спектакль. Видимо, меня-то ему и не хватало… Но мало было поступить. Надо было ещё и удержаться. Нас, например, поступило что-то около тридцати человек, а закончило двенадцать. Там идёт жёсткий отбор, нешуточная конкуренция — как, впрочем, и в любом театре. Первые два курса потери несли после каждой сессии — особенно на экзаменах по актёрскому мастерству. Так что уже в училище будущим актёрам дают понять, что жизнь в театре им мёдом не покажется.
— Как вас в Ульяновск-то занесло?
— Согласно советской традиции — по распределению. Правда, сначала меня чуть не отправили в Талды-Курган, но одного из наших педагогов пригласили ставить спектакль в Ульяновском театре, и он привлёк к этой работе несколько выпускников. Так что мне пункт назначения изменили, а в Талды-Курган отправился кто-то другой. С 1981 года я и отрабатываю здесь своё распределение.
— И с тех пор основная творческая деятельность связана с Ульяновском?
— Не основная, а вся! Первая большая роль была в спектакле по пьесе Карло Гольдони «Веер» — сеньор Эваристо, молодой влюблённый романтичный герой.
Дорога каждая роль
— А если вспомнить творческую биографию — есть ли спектакли, которые остаются самыми любимыми, и режиссёры, с которыми было наиболее приятно и продуктивно работать?
— Как актёр я состоялся, конечно, при Юрии Семёновиче Копылове — он был главным для меня и режиссёром, и педагогом.
— Я слышал, что подходы у него были довольно тиранические…
— Да! Он мог довести актёров на репетициях до белого каления и никогда принародно не признавал, что был не прав. И только наедине иногда примирительно спрашивал: «Ну чё ты обиделся-то?». Извиняться он не умел… Но именно он сделал из меня актёра. А вот любимые роли едва ли смогу выделить. Обычно болеешь тем, чем занимаешься в данный момент. Для актёра вообще каждая роль дорога, с любой из них связаны какие-то переживания, какие-то сложности. Бывает так, что читая пьесу, вообще не понимаешь, что и как с этим делать. Но постепенно что-то складывается, как картинка из пазлов…
— А сколько всего было ролей?
— Тоже не знаю. Когда мне двенадцать лет назад присваивали звание заслуженного артиста России, кто-то просматривал мой послужной список, и было названо число 130. Сейчас можно точно сказать, что больше.
–Бывает так, что исполнитель роли отождествляет себя с персонажем, а тот после спектакля не уходит и оставляет некий отпечаток на личности актёра?
— Можно постараться найти в себе черты того персонажа, которого играешь. Человек сам себя никогда не знает до конца, так что такой поиск вполне уместен. Даже играя какого-то очень нехорошего человека, актёр старается как-то понять и оправдать своего героя. Сволочью никто не рождается — это жизнь людей ломает. Но всё, что происходит на сцене, на ней и остаётся. Если оставлять в себе переживания персонажа, то невозможно на следующий день играть другую роль. Если держать в себе всех, кого играл, то мозги просто «съедут», а для любой работы, даже для творческой, нужны здравый ум и твёрдая память.
— Актёр театра редко бывает на сцене один. Отношения между персонажами не отражаются на личных отношениях между актёрами?
— Жизнь на сцене — это параллельный мир, который не пересекается с реальностью. Как говорил Юрий Семёнович, театр всегда хотя бы чуть-чуть приподнят над реальной жизнью. Так что между персонажами одни отношения, между актёрами — другие.
— Например, в «Безымянной звезде» вы играли учителя Кудрю, музыканта, человека творческого и в душе очень романтичного, а ваша супруга, Фарида Каримова, — мадмуазель Ку-Ку, олицетворявшую всё ханжество этого мира…
— Так она же моего героя вовсе не гнобила! Она его даже по-своему любит, старается о нём заботиться. Только любовь её проявляется совершено особым образом. Что поделать — каждый любит, как может…
— А бывает так, что актёр в чём-то не согласен с автором пьесы или с режиссёром?
— Задача режиссёра в том и состоит, чтобы развеять эти сомнения. Обсуждения уместны только в «застольный период», пока идёт читка пьесы, пока не начались репетиции. В конце концов, только режиссёр видит спектакль целиком, его работа в том, чтобы донести до каждого исполнителя его задачу, а работа актёра — постараться понять и принять замысел режиссёра. Считаю, что актёр должен доверять режиссёру до конца. Иначе ничего хорошего не может получиться. Я припоминаю лишь один случай, когда спектакль в нашем театре не получился — приглашённый режиссёр ставил комедию Александра Островского «Красавец мужчина». Репетировали-репетировали, а перед сдачей Юрий Семёнович заявил, что премьеры не будет, потому что «спектакль не получился».
Тишина дороже аплодисментов
— Теперь поговорим о предстоящей премьере спектакля «Сирано де Бержерак». Это уже третий спектакль Искандэра Сакаева, в котором вы участвуете. Был священник в «Ромео и Джульетте» и врач Дорн в «Чайке». Чем отличаются ощущения в роли Сирано от двух предыдущих персонажей.
— Не могу сказать. Репетиции ещё идут.
— Так премьера «на носу»!
— Позволю себе ещё раз вернуться к Юрию Семёновичу Копылову. Иногда ему было достаточно сказать одно слово, чтобы перевернуть всё действие. А говорить о спектакле, как о чём-то состоявшемся, можно будет только после премьеры. Сирано находится в постоянном конфликте с обществом, он не такой романтик, как в пьесе Ростана. Он идёт на самоуничтожение из-за своего несогласия с окружающей действительностью. И даже любовь не заставила его наступить себе на горло, изменить своим принципам…
— А реакция публики как-то определяет настроение актёра на сцене?
— Ощущение зала играет огромную роль. Дело даже не в аплодисментах. Гробовая тишина в зале тоже говорит о многом. Если публика настолько сосредоточена на действии, и ей не до шевелений или перешёптываний — это ценится дороже, чем «восторги, лавры и цветы». Однажды на гастролях в Калуге после спектакля в зале была именно такая тишина. Пауза длилась так долго, что начали закрадываться мысли о провале. И вдруг раздалась просто оглушительная овация. Действие настолько захватило зрителей, что они просто не сразу очнулись. И такая глубокая и искренняя реакция актёру особенно дорога.
— В последние годы ульяновская труппа пополнилась молодыми актёрами. Есть разница между «старой школой» и «молодой гвардией»?
— Существует такая поговорка: на первом курсе мы все народные артисты, на втором — уже только заслуженные, на третьем — просто артисты, на четвёртом — студенты, а при выпуске уже не совсем понимаем, зачем мы вообще сюда пришли. Так что выпускник, как правило, только начинает понимать, чего он не умеет.
Сомнения приходят с опытом, потому что начинаешь яснее видеть собственные ошибки. С другой стороны, у молодых есть уверенность в себе — то, чего мне самому, например, когда-то не хватало. Это хорошее и полезное качество, и я им даже немного завидую.
— Как отметили юбилей?
— Как большинство других праздников — на репетиции.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео