Разведчик Штирлиц, солдат Стрельцов и другие важные роли Вячеслава Тихонова
8 февраля 2018 года Вячеславу Тихонову исполнилось бы 90 лет. Когда-то он работал токарем на военном заводе и учился в Автомеханическом институте, но, следуя мечте стать актером, бросил все и уехал поступать во ВГИК. На экзамене он провалился, но один из преподавателей поверил в талант красивого молодого человека и дал ему шанс. И этот шанс актер не упустил. Спустя годы его имя стало знакомо каждому зрителю. Он сыграл около семидесяти разных героев, но некоторые из них стали главными и для самого актера, и для зрителей. Источник: Дом Кино Тракторист Матвей Морозов («Дело было в Пенькове») Деревенская история о трактористе Матвее Морозове, который попал в тюрьму из-за трех женщин — жены, влюбленной в него девушки и местной самогонщицы, стала для Вячеслава Тихонова поворотной. Актера тогда режиссеры не баловали предложениями. После дебюта в драме «Молодая гвардия» ему долгое время не давали хороших ролей. Матвея Морозова актер очень хотел сыграть. Он понимал этого героя — он сам был родом из маленького города, из простой рабочей семьи, работал токарем на оборонном заводе. Но на роль уже был утвержден Сергей Гурзо, и режиссер Станислав Ростоцкий очень долго пробивал кандидатуру Тихонова в худсовете. Против него были и автор повести, по которой был написан сценарий, и руководство киностудии им. Горького. Никто не верил, что человек с аристократической внешностью сможет сыграть простого тракториста, а в паре со Светланой Дружининой они смотрелись не как жители деревни Пеньково, а как герои модных журналов. Убедить худсовет Ростоцкому удалось уже после начала съемок. Тихонова утвердили, а вот его дружбе с Сергеем Гурзо пришел конец. Зато с фильма «Дело было в Пенькове» началась многолетняя творческая и мужская дружба с режиссером Станиславом Ростоцким. Солдат Николай Стрельцов («Они сражались за Родину») Режиссер Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов уже работали вместе — актер играл Андрея Болконского в эпопее «Война и мир». Работой оба остались недовольны, но Бондарчук все равно позвал актера на роль в драме «Они сражались за родину». Для максимальной достоверности фильм снимали там, где шли бои Великой Отечественной войны, — в Волгоградской области. Режиссер выкупил деревню, чтобы сжечь ее вместе с пристроенными бутафорскими домами и полями ржи, согнал деревенский скот для сцены отступления, арендовал настоящую военную технику, заставлял съемочную группу и актеров рыть окопы… Вячеслав Тихонов играл простого солдата, оглохшего после контузии, но все равно вставшего в строй. Чтобы вжиться в образ, актер начал заикаться и с трудом выговаривать слова, причем не только на съемочной площадке. На съемках сцены контузии Вячеславу Тихонову пришлось выдержать настоящий танковый обстрел. Режиссер хотел добиться еле заметной нервной дрожи героя и попросил танкистов стрелять в сторону актера из всех холостых орудий. Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскаленными углями. От жара плавился воздух, от выстрелов содрогалась земля, а стоящий в эпицентре Тихонов чуть было на самом деле не оглох. Сцена получилась одной из самых сильных в фильме, а роль солдата Стрельцова потом назвали «второе небо Аустерлица». Школьный учитель Илья Семенович («Доживем до понедельника») Когда Станислав Ростоцкий пригласил Вячеслава Тихонова на роль переживающего кризис учителя, то эффектная внешность актера опять стала проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого актера. Он представлял, что героя сыграет кто-то из «старой школы» типа Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина. Не хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. После роли Андрея Болконского актер чуть было не разочаровался в профессии — настолько себе не понравился на экране, поэтому к выбору ролей относился болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актера их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему актеру с десяток лет. Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало «Доживем до понедельника» слишком острым и опасным и отправило письмо в Минкульт. Пока письмо получали и рассматривали — Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учета мнения Минкульта. «Доживем до понедельника» стал лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран», а учитель истории Илья Мельников долгие годы был образцом советского педагога. Сам же Тихонов почувствовал, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы. Макс Отто фон Штирлиц («Семнадцать мгновений весны») До сих пор первая ассоциация с именем Вячеслава Тихонова — Штирлиц. Звездная роль не испортила его последующую карьеру, как это часто бывает, но Штирлиц преследовал актера всю жизнь. Ни одно интервью не обходилось без вопросов о разведчике, и Вячеслав Тихонов каждый раз говорил, что роль хорошая, но он не Штирлиц, о герое не думает, анекдоты о нем не любит и вообще «давайте поговорим о других работах». На главную роль были другие претенденты, которые нравились режиссеру Татьяне Лиозновой больше, чем Тихонов. Фаворитом был Арчил Гомиашвили. Пробовались также Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту три года. В отличие от Тихонова. Актера пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы, и… режиссер пришла в ужас. Только пообщавшись с актером, она поняла, что лучшего кандидата не будет. Тем более что у Тихонова уже был подобный герой — в фильме «Жажда» он играл разведчика, заброшенного в немецкий тыл. Такого успеха Вячеславу Тихонову не принесла ни одна роль — он сразу стал кумиром нескольких поколений. Во время показа сериала пустели улицы, а потом во дворах дети играли в Штирлица и Мюллера. В интервью актер говорил, что вся съемочная группа знала, что сняли хорошее кино, но никто не предполагал, что будет такой многолетний триумф. Писатель Иван Иванович («Белый Бим Черное ухо») Над экранизацией повести Гавриила Троепольского рыдала половина СССР. Фильм о собачьей верности снимал Станислав Ростоцкий, и никого, кроме своего друга Вячеслава Тихонова, в главной роли не видел. Тихонов к тому времени устал от шлейфа Штирлица и с радостью согласился сыграть скромного писателя, который любил неторопливые прогулки, охоту и свою «неправильную» собаку. Хотя сложно сказать, у кого роль в фильме была главнее — у Вячеслава Тихонова или английского сеттера Степана, сыгравшего шотландского сеттера Бима. С подбором собаки пришлось помучиться — одни были неподходящего окраса, другие вели себя как попало. Потом кинолог нашел Степу, от которого режиссер пришел в восторг: «Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий!» Вячеслав Тихонов и Степан стали настоящими друзьями, и когда надо было снять радостную встречу собаки с хозяином — их просто разлучали на пару дней. Оба искренне радовались друг другу и сцены снимали без репетиций и дублей. Степан за роль Бима получил огромную зрительскую любовь и ввел моду на сеттеров, а Вячеславу Тихонову и Станиславу Ростоцкому вручили Ленинскую премию. Фильм был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран» и поехал на «Оскар» — бороться за победу в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Статуэтку «Белый Бим Черное ухо» не выиграл, но на показах зал аплодировал фильму стоя.