Хотелось плакать и просить, чтобы срочно нашли другую актрису: как снимали "Лед"
С самого детства Надя верила в чудеса. Она представляла себе, как выходит на лед под овации и танцует свой самый красивый танец. И вот благодаря вере и упорству Надя становится знаменитой фигуристкой. Но, когда ее мечты о громких победах, красивой жизни и прекрасном принце уже, кажется, готовы исполниться, судьба преподносит ей настоящее испытание. И чтобы его пройти, нужно будет снова, как в детстве, поверить в мечту, ведь, может быть, победа не всегда должна быть громкой, а прекрасный принц необязательно передвигается на белом коне... "Лед" − история о поиске себя, сложном пути к успеху, сильном характере, трудном выборе и, конечно, о любви. С чего все началось? Идея фильма появилась еще в 2012 году. Правда, с тех пор она претерпела немало изменений. "Когда мы первый раз встретились, речь шла о совершенно другом кино", − рассказывает автор сценария Олег Маловичко. И по его словам, потом родилась идея не просто красивой доброй истории, а мрачной, как сказка братьев Гримм, со злой мачехой, брошенной сиротой, которая убегает из дома, чтобы встретить призрака своей матери. Главная героиня картины Надя − фигуристка, которая грезит о больших победах и медалях. А именно фигурное катание было выбрано потому, что это очень подходило к идее фильма. "Мы хотели рассказать историю девочки, которая, исполняя мечту погибшей матери, находит себя через препятствия и преграды. И лед оказался очень хорошей метафорой, очень интересной площадкой, на которой все это можно разыграть, − объясняет Маловичко. − Нет ничего равного фигурному катанию, особенно парному, потому что здесь сплавлены и спорт, и музыка, и эротизм, и мужское и женское начала". Главным консультантом картины выступила Елена Масленникова, тренер по фигурному катанию и хореограф, которая работает вместе с Ильей Авербухом. "Елена не только консультировала, но и сама ставила номера, сама тренировала наших актеров, привлекала лучших дублеров. Она настоящий профессионал, − рассказывает продюсер Александр Андрющенко. − При этом мы снимали кино художественное. И Елена это понимала, равно как и то, что ее репутация может слегка пострадать. Но она помогла нам внести в фильм специальные, не совсем правдоподобные ходы, которые нужны для истории, а не для спортивной документальной драмы. И она отлично справилась с этой художественной правдой". Режиссером картины выступил дебютант в большом кино, но имеющий богатый опыт в съемках видеоклипов Олег Трофим. "Биография Олега Трофима похожа на мою: в свое время он тоже снимал много музыкального видео. В кино у него дебют. Но это и интересно, потому что дебютная энергия − всегда совершенно другая", − отмечает продюсер Федор Бондарчук. По словам самого Трофима, он думал о музыкальном кино уже давно и на тот момент уже занимался съемками музыкального видео, учился режиссуре в институте, что-то пробовал, но не решался писать сценарий или как-то готовиться − понимал, что для такой сложной формы нужно еще расти и расти, набираться опыта. "Вот еще лет семь я так и ходил вокруг да около, − смеется, − взрослел. В середине 2015-го Михаил Врубель и Александр Андрющенко и предложили мне сценарий. Для меня это был долгожданный дебютный проект в кино − первый фильм, но тот факт, что сценарий был написан с расчетом именно на музыкальную форму, конечно, сильно меня напугал. Я все еще считал, что не готов взяться за такой ответственный проект. Но ребята, кажется, верили в меня сильнее, чем я сам. Они сказали: "Мы тебя поддержим". И поддержали, за что я им очень благодарен. Кино случилось, случилась магия". Поиски Нади Лапшиной После того как сценарий был почти готов, режиссер найден, начался кастинг, который затянулся на долгие месяцы и продолжался почти до начала съемок. В целом на главные роли было отсмотрено до 500 претендентов. "Кастинг шел долго, потому что главное для нашей героини − спорт. Ее мечта − это спорт. И дело тут не в сложностях в съемочном процессе, где главные артисты должны кататься на коньках. Дело в том, что профессиональные спортсмены − другие, не такие, как все. У них мотивация другая, юность другая, все другое, − говорит Федор Бондарчук. − Я все время вспоминаю историю из детства. Когда я шел в школу, и не сказать, чтобы торопился, Илзе и Андрис Лиепа уже возвращались с репетиции в Большом. А когда я шел из школы, они уже шли на очередную репетицию. Мы − почти ровесники. Но они − другие. У них характер другой, стремления, воля. И вот эту черту характера, присущую героям нашего фильма, мы и искали в глазах артистов, а вовсе не умение стоять на коньках". Продюсер Михаил Врубель признается, что Аглаю (Тарасову. — Прим. ред.) искали долго. На роль главной героини рассматривали кандидатуры разных актрис, но все они чем-то не подходили. "А когда вдруг появилась Аглая, это было как гром среди ясного неба, − вспоминает он. − Когда мы ее утвердили, мы и понятия не имели, чья она дочь. Мы знали Аглаю как актрису, которая нам очень понравилась на пробах. А потом, когда выяснилось, что Ксения Раппопорт − ее мама, мы подумали, что снять их вместе будет правильно, логично, даже несмотря на то, что в кадре они друг с другом не встречаются". Милоша Биковича утвердили сразу после проб, при этом тренера Шаталину, по словам Олега Трофима, "рожали" долго. Но, когда возникла идея пригласить Марию Аронову, ни у кого не возникло никаких сомнений: все сразу поняли − это она. "И традиционно у нас в фильм вошли наши "талисманы" − Ян Цапник и Ксения Лаврова-Глинка. По ним даже обсуждений не было", − добавляет Александр Андрющенко. "Все артисты − это наша команда, наши талисманы. Ян Цапник, Ксения Раппопорт, Милош Бикович, Мария Аронова − великая русская актриса... Это все наши артисты. И так радостно наблюдать, что вокруг студии организуется свой микрокосмос", − признается Федор Бондарчук. А вот с Александром Петровым связана интересная история: он появился внезапно, буквально из ниоткуда, когда до начала съемок оставались считаные дни, говорит режиссер. "Я даже понятия не имел, насколько он популярен. Но на пробах Петров просто, как звезда, взорвался, и персонаж Саши именно в его лице, в его руках обрел какую-то особенную уникальную фактуру", − добавляет Трофим. Стечением обстоятельств оказалось и утверждение юной актрисы Дианы Енакаевой на роль Нади в детстве, на которую, к слову, тоже был большой кастинг. "Диана не фигуристка, это юная актриса. Но уже профессиональная, − рассказывает Александр Андрющенко. − Она еще не так много где появлялась, это ее первая большая роль. Но я думаю, скоро мы ее увидим". Дублерша Дианы тоже покорила всю съемочную площадку. "Для своего возраста она делала какие-то невероятные вещи на льду. Работала очень усердно, без каких-либо поблажек для себя: падала, вставала, снова падала и снова вставала. Она большой молодец!" − признается Олег Трофим. Конечно, дублеры были у всех актеров, однако перед исполнителями главных ролей стояла задача научиться уверенно кататься на коньках. "Да, они все тренировались, и довольно долго под руководством Елены Масленниковой и ее подручных. Но, конечно, мы использовали дублеров, так как нам важнее было показать красоту катания и достоверность, чем катающихся актеров", − поясняет Михаил Врубель. Голос Байкала Съемки фильма проходили в Москве и Сочи на различных ледовых аренах. Но самыми знаковыми, самыми красивыми, самыми запоминающимися для всей съемочной группы оказались сцены, которые были сняты в Иркутске, на Байкале. "На Байкале снять некрасиво просто невозможно, − вспоминает художник-постановщик Жанна Пахомова. − Для сцен, где герои катаются на коньках на естественном льду, мы специально выбирали особенные места, где лед не занесен снегом, где ветер весь снег сдувает, поэтому там было довольно скользко. А еще, так как дело шло к весне, лед на озере поднимался с большим грохотом, похожим на пушечные выстрелы. Но мы были в безопасности, так как с нами постоянно дежурили сотрудники МЧС. Они нас оберегали, грели нас, палатки для нас ставили. Это было очень приятно. Поэтому мы были спокойны". Правда, по словам Александра Андрющенко, несмотря то, что рядом были сотрудники МЧС и всем было известно, что толщина льда в этом конкретном месте выдержит любое количество людей, техники и грузовиков, у некоторых людей в съемочной группе были даже панические атаки. "Да, выглядело все довольно опасно, − подхватывает Михаил Врубель. − Мы снимали в феврале-марте, температура воздуха порой доходила до нуля. Однажды мы даже видели машину, наполовину торчащую из-подо льда: вторая ее половина провалилась под лед. Ты успокаиваешь себя, что тебя это не коснется. Но, оказываясь на расстоянии 200−300 метров от берега, среди этого несмолкаемого треска, наступает некоторая нервозность". Фильм выходит в прокат 14 февраля. Эта дата неслучайна: "Лед" прежде всего – волшебная история любви, полная юмора и эмоций. Она идеально подходит для просмотра в День всех влюбленных и по настроению, и как подарок любимому или любимой. Да и если вы еще не встретили свою любовь, но верите в нее – это кино для вас.