Войти в почту

Вчера Берлинский кинофестиваль впервые за свою историю открылся анимацией — полнометражным фильмом Уэса Андерсона «Остров собак». Этот режиссер, любимец Берлина, совершил протестную акцию в защиту животных, отправленных (по сюжету) на мусорную свалку. На роль героя (мультик в российском прокате пойдет с 3 мая) назначен мальчик, решившийся на путешествие, чтобы отыскать пропавшего питомца... Что еще приготовил зрителям один из трех главных киносмотров мира? В этом году Россия представлена в главном конкурсе фильмом «Довлатов» Алексея Германа-младшего, известного своей тщательностью в реконструкции давних эпох («Последний поезд», «Гарпастум»). В роли ленинградского писателя — сербский актер Милан Марич. На экране — несколько дней из жизни Довлатова в 1971 году перед его отъездом в Эстонию. Встречи с Бродским накануне его эмиграции, отношения с будущей женой Леной, питерские тусовки, литературные чтения: И город на Неве с воссозданной до деталей атмосферой: знаменитое кафе «Сайгон», БДТ Товстоногова в эпоху расцвета, коридоры «Ленфильма» и прочие точки притяжения... О том, как приняла фильм фестивальная публика, мы еще расскажем, в нашем же прокате «Довлатов» появится с 1 марта. Из потенциальных хитов официального конкурса — лента Гаса Ван Сента «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет», в которой Хоакин Феникс сыграл американского карикатуриста Джона Каллахана — алкологика, наркомана и прославленного художника. Это вторая в конкурсе картина, основанная на биографиях. Интерес к ЖЗЛ — тенденция или случайность? Проверим на месте. Мой фаворит — немецкий режиссер Филип Грёнинг, снявший (после «Жены полицейского», разделившей публику несколько лет назад в Венеции на непримиримые лагеря) картину «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Близнецы Роберт и Елена готовятся к выпускному школьному экзамену по философии. Трактовки книг Хайдеггера сменяются у них то нежными, то агрессивными играми и сценами ревности друг друга к окружающему миру. Этот странный симбиоз обещает зрелище не для слабонервных. Польский режиссер Малгожата Шумовска уже стала завсегдатаем Берлинале. Теперь у нее премьера фильма «Лицо». Молодого беспечного героя накрывает несчастный случай. Яцек становится первым в стране человеком, которому делают пересадку лица. Есть все, чтобы возгордиться собой, почувствовать себя национальным героем. Одно лишь «но»: герой не узнает себя в зеркале... Жанр можно обозначить как терпкий фарс. «Ева» Бенуа Жако, как ожидается, будет востребована публикой из-за актрисы Юппер, сыгравшей загадочную проститутку не из дешевых, которая стала необходимой молодому писателю. Давным-давно роман Джеймса Хедли Чейза «Ева» экранизировал Джозеф Лоузи, отдав заглавную роль Жанне Моро, и вот новая попытка. Ну а Юппер не впервые эксплуатирует рискованные образы, ухитряясь всякий раз находить для них новые оттенки. В российском прокате этот фильм появится с 8 марта. В престижной, второй по значению программе «Панорама» покажут премьеру радикального проекта Тимура Бекмамбетова «Профайл» (копродукция США, Великобритании, Кипра, России). Этот англоязычный фильм сделан в формате скрин-лайф — действие происходит исключительно на экране компьютера главной героини. Британская журналистка внедряется под прикрытием в террористическую организацию, которая вербует европейских женщин. Звучит увлекательно, поглядим на образчик новой технологии. В сильной программе «Форум» пройдет премьера документального фильма известного мастера Сергея Лозницы «День Победы». Кстати, в этом году впервые на Берлинале учрежден приз в 50 тысяч евро за победившую документальную ленту. Фильм Лозницы снимался в берлинском Трептов-парке, где установлен знаменитый мемориал работы советского скульптора Вучетича. Спустя 72 года после окончания войны сюда в День Победы сходятся, приезжают издалека люди разных национальностей и убеждений. Они поют, дают интервью, выпивают, закусывают, дискутируют и идут бесконечным потоком в национальных костюмах, в военной форме, в которую облачают даже детей, несут флаги, иногда довольно причудливые. Так, например, одно полотнище сшито из украинского, российского и немецкого флагов. Поучительное весьма кино. Патриотизм тут смешан с любопытством, гордость — с горечью, созерцательность — с воодушевлением. Среди семи лент программы «Классика Берлинале», где демонстрируются отреставрированные великие фильмы прошлого, — и великая картина Михаила Калатозова «Летят журавли». Одним из самых ожидаемых фильмов главного конкурса станет «Время дьявола» филиппинского режиссера Лава Диаса, кумира киноманов и фестивальных жюри. На сей раз Диас снял, по его словам, рок-оперу. Необычный для него жанр. Оценит ли этот опус жюри во главе с немецким режиссером Томом Тыквером («Беги, Лола, беги», «Рай», сериал «Вавилон-Берлин»), мы узнаем 25 февраля.

Довлатов и компания
© Газета "Труд"