«Довлатов», Агент Смит и мультфильм от Уэса Андерсона: на что обратить внимание на 68-м Берлинском кинофестивале
Берлинский кинофестиваль стартует уже завтра, 15 февраля, пора подготовиться. Чего ждать зрителям от конкурсных и внеконкурсных лент? Какая лента получит «Золотого медведя»? Какие фильмы стоят внимания, а какие можно пропустить? Бигпикча совместно с каналом Кино ТВ ответили на эти и другие вопросы о кинофестивале. 1. «Собачий остров» (Isle of Dogs). Главные люди: за собак разговаривают Скарлетт Йоханссон, Грета Гервиг, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон и Билл Мюррей. Музыка от Александра Деплы — лауреата Венецианского кинофестиваля, обладателя «Золотого глобуса», BAFTA, «Оскара» и вновь претендующего на все премии мира за «Форму воды» дель Торо. Режиссер — Уэс Андерсон, чей предыдущий фильм «Отель „Гранд Будапешт“» получил в Берлине Гран-при жюри. Что знаем: второй, после действительно бесподобного «Бесподобного мистера Фокса», заход Уэса Андерсона на территорию анимации. В центре истории — 12-летний мальчик, парящий на самодельной летающей тарелке над свалкой в поисках любимой собаки. Отправил ее туда коррумпированный мэр города, а по совместительству опекун главного героя. Добро должно победить. Чего ждем: симметричные кадры, удивительно прорисованную шерсть, наивность, как основу драматургии, и остросоциальную мораль. Шансы на победу — 3%: «Золотого медведя» мультфильму в Берлине скорее всего не дадут, а вот приз за «выдающиеся художественные достижения» — вполне могут. 2. «Черный 47-й» (Black 47). Главные люди: режиссер Лэнс Дэйли в своей профессии уже лет восемь как подающий надежды, помочь их, наконец, оправдать собрался интригующий актерский состав: Агент Смит из «Матрицы» и Элронд из «Властелина Колец» Хьюго Ирвинг, звезда «Убийства священного оленя» Барри Кеоган и обладатель «Оскара» Джим Брондбент. Что знаем: что 1847-й — страшный год в истории Ирландии: голод из-за неурожая, болезни, угнетение крестьян. Главный герой прибывает на родину и готов мстить за несчастья семьи. Чего ждем: психологического костюмного боевика, крепко завязанного на историческом контексте. Очередного поиска ответа на вопрос, кто я — тварь дрожащая или право имею. Шансы на победу — 0%: знаменитый парадокс Берлинале: фильм может входить в основную программу, но вне конкурса. «Черный 47-й» — именно такой пример. 3. «Наследницы» (Las herederas). Главные люди: парагвайский режиссер Марчело Мартинесси прежде снял три короткометражки, за одну из которых (The Lost Voice) получил приз Венецианского кинофестиваля. Что знаем: баллада о труде, кажется, в духе братьев Дарденн: две женщины — одна работает, другая сидит дома, но все меняется, когда «добытчица» попадает в тюрьму за долги. Чего ждем: ничего конкретного. Фильм может стать как открытием фестиваля, так и необязательным его элементом; как тонкой историей двух «женщин с судьбой», так и левацкой агиткой. Шансы на победу — 2%: Дебют есть дебют. 4. «Ева» (Eva). Главные люди: режиссер Бенуа Жако — фигура в европейском кино неоднозначная. Он дебютировал аж сорок лет назад с фильмом по мотивам произведений Достоевского и Анной Кариной в главной роли, участвовал во всех главных киносмотрах планеты, но ни в фестивальных, ни в коммерческих успехах особо замечен не был. В «Еве» режиссер рекрутировал одну из величайших актрис современности Изабель Юппер — уже интересно. Что знаем: «Ева» — экранизация классического английского детектива Джеймса Хедли Чейза. Изабель Юппер вновь (после Верхувена) играет в опасный секс. Ее героиня — роковая обольстительница, оказывающаяся под одной крышей с писателем, который ищет финал своего остросюжетного романа. Чего ждем: прежде всего, Юппер, в свои 64 открывающую новые грани экранной сексуальности. Шансы на победу — 5%: если даже «Она» осталась без призов на куда более терпимом к эротическим триллерам Каннском кинофестивале, что уж говорить о перспективах «Евы» на смотре, где детектив никогда не считался почетным жанром. 5. «Довлатов». Главные люди: Алексей Герман-младший, Данила Козловский, если чем-то и неизбалованный, то международными фестивалями, российские звезды: Елена Лядова, Антон Шагин, Светлана Ходченкова, сербское дарование Милан Марич и польский оператор Лукаш Зал: камера «оскароносной» Иды и прошлогоднего арт-хита «Ван Гог. С любовью, Винсент». Что знаем: несколько дней из жизни любимого писателя петербургской интеллигенции. Судя по трейлеру, довольно бодрая история о Довлатове, его друзьях, городе и времени. Сразу после Берлина фильм выйдет в интригующий, ультракороткий (4 дня) российский прокат. Чего ждем: первого фильма Германа-младшего с хорошим юмором, легкую и умную трагикомедию, споров в фейсбуке о том, как на самом деле все происходило в 70-х. Шансы на победу — 7%: первые три фильма режиссера неизменно отправлялись в Венецию, где собирали хорошую прессу и призы вплоть до Серебряного льва за лучшую режиссуру, предыдущая его картина «Под электрическими облаками» участвовала в Берлинском конкурсе, уехав с наградой «за операторскую работу и художественные решения в части интерпретации будущего». «Довлатов» — один из главных фаворитов в конкурсе этого года, впрочем, главный герой для международного жюри, конечно, фигура не только не сакральная, но и, пожалуй, не слишком любопытная. 6. «Транзит» (Transit). Главные люди: любимец Берлинале (три приза) Кристиан Петцольд, Франц Роговский из «Хэппи-Энда» Ханеке и Паула Бир из «Франца» Озона. Что знаем: экранизация одноименного романа арестованной гестапо в 30-х и положившей жизнь на борьбу с нацизмом Анны Зегерс. В книге действие происходит в начале Второй мировой войны, в фильме — в современности. Главный герой — безымянный мужчина в поисках собственного «я». Чего ждем: в каком-то смысле продолжения «Феникса», предыдущего фильма режиссера. Сюжеты и проблематика (по крайней мере, на бумаге) выглядят практически идентично. Еще ждем работы Паулы Бир, два года назад признанной лучшей молодой актрисой Венецианского кинофестиваля. Шансы на победу — 10%: немецкий паспорт, гуманистический посыл и литературная основа картины — факторы, которые поднимают акции Петцольда крайне высоко. К тому же, режиссер давно ходит вокруг да около «Золотого медведя» и рано или поздно должен уже его получить. 7. «Недвижимость» (Toppen av ingenting). Главные люди: Монс Монссон и Аксель Петерсен — дуэт модных шведских авторов, постепенно подбирающихся к высшей лиге европейского фестивального кино. Что знаем: «Недвижимость» — комедия о сверхблагополучном скандинавском обществе. Шведская прогрессивная старушка объявляет войну (с огнестрельным оружием) за квадратные метры. Чего ждем: смешных, но очевидных скетчей в духе Каннского триумфатора — «Квадрата» Рубена Эстлунда, скандинаво-румынскую документальную эстетику, обаятельную Леоноре Экстранд в главной роли. Шансы на победу — 11%: почему бы и нет? Остросоциальные комедии — любимый жанр берлинской публики. 8. «Молитва» (La Prière). Главные люди: режиссер третьего французского эшелона Седрик Кан и исполнитель главной роли, возможно, будущая звезда европейского кино Энтони Байон. Что знаем: «Молитва» — это драма о молодом человеке с наркотической зависимостью, прибывающем в загородную лечебницу. Волшебные виды контрастируют с казарменными, если не тюремными порядками. Чего ждем: душераздирающего романа-взросления с позитивной моралью и хэппи-эндом (но это не точно). Шансы на победу — 1%: их мало. Французский фильм, способный победить в Берлине, давно был бы задрафтован Каннами. 9. «Дочь моя» (Figlia mia). Главные люди: в кастинге — обладательницы Кубков Вольпи за лучшую женскую роль Валерия Голино и Альба Рорвахер и приза Teddy в Берлине — Удо Кир. Режиссёр — одна из самых ярких дебютанток позапрошлого фестиваля Лаура Биспури. Что знаем: «Соломонова» история о двух матерях и одном ребенке на фоне бесподобных пейзажей Сардинии. Чего ждем: «экзамена второго фильма» для Лауры Биспури. Итальянка громко заявила о себе феминистской драмой «Клятвенная девственница», а в «Дочери моей», судя по всему, выводит конфликт «женщина против всех» на новый уровень. Шансы на победу — 7%: если Том Тыквер, начитавшись газет, решит в этом году воспеть женщину, то «Дочь моя» — самый очевидный кандидат. 10. «Операция „Шаровая молния“ (7 дней в Энтеббе)» (7 Days in Entebbe). Главные люди: Бразилец Жозе Падилья обошёл в 2008-м Пола Томаса Андерсона с «Нефтью» в борьбе за «Золотого медведя», а ещё он, среди прочего, снял «Робокопа»; в главных ролях: Розамунд Пайк («Исчезнувшая»), Дэниэль Брюль («Бесславные ублюдки»), Эдди Марсан («Шерлок»). Что знаем: судя по всему, главный английский блокбастер года, новая версия захвата борта Air France в 76-м. Террористы посадили самолет в Уганде с целью обмена заложников на осужденных преступников. Дипломатического решения за 7 дней найти не удалось. Чего ждем: ничего хорошего. Шансы на победу — 0%: фильм будет показан вне конкурса. 11. «Утёйа, 22 июля» (Utøya, 22. juli). Главные люди: режиссер — Эрик Поппе, снявший «Тысячу раз „Спокойной ночи“» с Бинош. Что знаем: рисковая норвежская затея — снять игровой фильм по событиям 2011-го — убийства Андресом Брейвиком 77 человек на острове Утёйа. Чего ждем: самого скандального фильма фестиваля. Надеемся, что Поппе удастся обойтись без спекуляций на трагедии, но опасения такие есть. Шансы на победу — 3%: вне зависимости от качества фильма, решение наградить его станет историческим для Берлинале. Но такую ответственность на себя жюри, скорее всего, не возьмет. 12. «Три дня в Кибероне» (3 Tage in Quiberon). Главные люди: одна из важнейших немецких актрис поколения, Биргит Минихмайр, и красавица Мари Баумер. Что знаем: Роми Шнайдер за год до смерти. История, основанная на знаменитой фотосессии актрисы для журнала Stern. Чего ждем: женского варианта фильма Антона Корбайна «Лайф». Шансы на победу — 2%: совершенно непонятно, чем эта история может покорить жюри. Конечно, ничего нельзя исключать, тем более, что фильма еще никто не видел, но пока «Три дня» кажутся одним из безусловных аутсайдеров конкурса. 13. «Время дьявола» (Ang Panahon ng Halimaw). Главные люди: филиппинский гений Лав Диас, чьи предыдущие два фильма участвовали в Берлине и в Венеции в один год, взяв награды и там, и там (в Венеции и вовсе — «Золотого льва»). Что знаем: мюзикл о гражданской войне на Филиппинах. Хронометраж — смешные для Диаса четыре часа. Чего ждем: чего угодно. Один из самых удивительных режиссеров планеты везет один из своих, кажется, самых зрительских фильмов. Шансы на победу — 8%: Кто бы мог предположить еще несколько лет назад, что награждать Лава Диаса на фестивалях «большой тройки» будет казаться банальностью? 14. «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» (Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot). Главные люди: растерявший форму Гас Ван Сент, Хоакин Феникс с очередной выдающейся ролью и Руни Мара, фильмы без участия которой становятся редкостью. Что знаем: бездельник из американской провинции оказывается в инвалидном кресле и начинает рисовать карикатуры. Фильм уже показали на «Санденсе», где режиссера практически сравняли с землёй, а исполнителя главной роли, наоборот, вознесли к небесам. Чего ждем: к сожалению, немногого. Гас Ван Сент давно перестал удивлять, а в конкурсах крупнейших фестивалей оказывается скорее по старой привычке. Впрочем, на нынешнем Берлинале он по-прежнему — один из самых важных авторов и одна из самых ярких звезд. Шансы на победу — 1%: судя по заокеанской реакции, у фильма нет никаких шансов. Сомневаемся, что берлинское жюри смотрит кино принципиально другими глазами. 15. «Свинья» (The Pig). Главные люди: иранский паспорт — своего рода знак качества для режиссера. Мани Хагиги — не первый, конечно, парень в Тегеране, но его предыдущий фильм «Приходит дракон» — отличный. Что знаем: история о кинорежиссере, у которого все внезапно пошло не так. Его любимая актриса уходит в другое кино, жена — к другому мужчине и даже серийный убийца, ведущий охоту на местных кинематографистов, почему-то его игнорирует. Синопсис интригует. Чего ждем: самоироничную комедию-перевёртыш, в финале которой мы будем рыдать. Шансы на победу — 8%: традиционно для Ирана высокие. В худшем случае «Свинья» станет эдаким кинематографическим капустником, в котором участники фестиваля узнают себя и коллег. 16. «Не в себе» (Unsane). Главные люди: культовый режиссер и, пожалуй, самый важный человек современного сериала Стивен Содерберг и звезда «Короны» Клер Фой. Что знаем: во-первых, это фильм, полностью снятый на айфон, во-вторых, это хоррор. Главная героиня, сбегая от прошлого, оказывается в психушке, где сталкивается со своим самым большим страхом. Чего ждем: того, что форма не будет довлеть надо содержанием и «Не в себе» останется в истории не только как первый «телефонный фильм». Шансы на победу — 0%: вне конкурса. 17. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» (Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot). Главные люди: Филипа Грёнинга мы любим за «Жену полицейского», но «Брат Роберт», похоже, совсем другое кино. Что знаем: молодежная драма для умников. Брат с сестрой вместе проводят лето и на протяжении 174 минут болтают о немецкой философии, будущем, любви и сексе. Чего ждем: в идеале — нечто похожее на «Ускользающую красоту» Бертолуччи. Нижнего порога не существует. Шансы на победу — 2%: фильм Грёнинга выглядит слишком безобидным, чтобы претендовать на статус большого события или большие призы. 18. «Не трогай меня» (Touch me not). Главные люди: куда более известная среди современных медиахудожников, чем среди киношников, Адина Пинтилие дебютирует в игровом кино. В кадре: Лора Бенсон («Опасные связи») и Томас Лермаркус («Три дня на убийство»). Что знаем: «Не трогай меня» — часть масштабного арт-проекта, поддержанного кураторами крупных европейских музеев. Субъект исследования — конечно же, человеческая сексуальность. Чего ждем: двухчасового сеанса видеоарта, обязательного в программе любого уважающего себя фестиваля. Шансы на победу — 1%: подобные фильмы редко что-то получают, а в программу включаются в качестве символа «поисковости» фестиваля. Вряд ли лента Адины Пинтилие станет исключением. 19. «Эльдорадо» (Eldorado). Главные люди: Маркус Имхоф — удивительный человек. Четверть века назад он снял грандиозный фильм «Лодка полна», получил за него пять призов Берлинале и номинировался на «Оскар», но с тех пор главный успех — документальный фильм про пчёл. Что знаем: история о ливийских беженцах, которым тяжело. Чего ждем: фильма, который кто-нибудь привозит сюда каждый год. Коктейля из несправедливых чиновников, героических волонтёров и крупных планов несчастных мигрантов. Шансы на победу — 0%: вне конкурса. 20. «Музей» (Museo). Главные люди: Гаэль Гарсия Берналь в новой ленте Алонсо Руиса Палашиоса, чей предыдущий фильм выиграл в Берлине награду за лучший дебют. Что знаем: реальная история ограбления национального музея Мехико. Взлет и падение обаятельного преступника Берналя, почему-то фильм напоминает «Заложников» Резо Гигинеишвили. Чего ждем: притягательных мерзавцев, красивых мексиканских женщин, тупых и продажных копов. Шансы на победу — 7%: каждый фестиваль мечтает сам открыть режиссера и сам же потом наградить его главным призом. 21. «Ага» (Ága). Главные люди: болгарин Милко Лазаров, влюбившийся (как и все мы) в якутское кино и тоже решивший его снять. Что знаем: охотник на оленей и его жена живут во льдах, каждый день вступая в неравную схватку с природой, а перед сном рассказывая друг другу народные сказки и легенды. Возраст дает о себе знать, скоро их перестанет быть двое. Чего ждем: небанальную историю любви длиною в жизнь. Фантастической красоты пейзажей, чистых, хоть и обветренных лиц, ласкающий уши якутский язык. Шансы на победу — 0%: вне конкурса. 22. «Лицо» (Twarz). Главные люди: Малгожата Шумовска — важнейший польский режиссер в настоящее время. Что знаем: «Лицо» — это трагикомедия на границе Гоголя и Хармса. Главный герой в буквальном смысле его, лицо, теряет, и теперь вынужден искать новое. Тем временем, рядом строится огромная статуя Иисуса Христа. Чего ждем: польского «Тони Эрдманна». Шансы на победу — 16%: пожалуй, больше чем у кого-либо другого, недаром премьера «Лица» намечена на последний день фестиваля. 23. «В проходе» (In den Gängen). Главные люди: Сандра Хюллер («Тони Эрдманн»), Петер Курт («Гуд бай, Ленин») и Франц Роговский («Хэппи-Энд») в новом фильме режиссера «Подросткового страха». Что знаем: в прошлом году в Берлине победила лента «О теле и душе» — история любви на мясокомбинате. В этом — один из фаворитов конкурса — история любви в супермаркете. Главные герои: водитель погрузчика, продавщица из кондитерского, продавец из алкогольного. Чего ждем: больших актёрских работ (особенно от Сандры Хюллер), чистых отношений и левацкой морали. Шансы на победу — 6%: если это случится, Берлинале начнут называть самым сентиментальным и романтичным фестивалем. Самое новое и интересное о мире кино читайте в телеграм-канале Кино ТВ.