Изольда Извицкая – сгоревшая звезда

Напротив «Мосфильма» - главной киностудии СССР – в разные годы строили дома для кинематографистов. Причем, не только для «главных героев» кинопроцесса, но и для многочисленных «бойцов невидимого фронта» - ведь «Мосфильм» был огромной индустриальной махиной, в штате которой насчитывалось в лучшие времена 5 тысяч сотрудников. В числе прочих жила в доме №4 по 2-му Мосфильмовскому переулку актриса Изольда Извицкая – звезда знаменитого фильма Григория Чухрая «Сорок первый». Конечно, на момент выхода картины (а это был 1956-й год) о квартире в киношном кооперативе молодая актриса не мечтала. Она только-только окончила ВГИК, исполнила небольшие роли в нескольких фильмах и вышла замуж за актера Эдуарда Бредуна. В 1955-м Извицкую утвердили на главную роль в фильме молодого режиссера Григория Чухрая «Сорок первый» по повести Бориса Лавренева. Ей повезло, так как до нее на роль Марютки была утверждена не менее замечательная и впоследствии известная актриса Екатерина Савинова (Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра»). Но случай распорядился так: неотесанную дикарку Марютку сыграла обладательница утонченной внешности Извицкая. Сыграла – и попала в точку! «Сорок первый» Чухрая считается фильмом-предвестием оттепели в советском кино. Огромному успеху предшествовали бои режиссера с косным советским киноначальством. Чухрай дрался за свою концепцию, по которой герои фильма прежде всего мужчина и женщина, а уж потом – представители враждующих классов. И победить ему помогли молодые актеры, сумевшие проникновенно сыграть любовь. Исполнитель роли поручика Говорухи-Отрока Олег Стриженов уже был звездой – после роли Овода в фильме по одноименному роману Этель Лилиан Войнич. А к Изольде Извицкой успех пришел именно после «Сорок первого». В 1956-м году картину Григория Чухрая посмотрели в СССР 25 миллионов зрителей. В 1957-м «Сорок первый» отправили на Каннский кинофестиваль, где картина была отмечена премией «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». За год до триумфа советского фильма «Летят журавли» и исполнительницы роли Вероники Татьяны Самойловой советская актриса Изольда Извицкая покорила искушенную публику главного кинофестиваля мира. Вокруг нее в Каннах толпились журналисты и фотографы. По возвращении в Москву на Извицкую пролился дождь всевозможных поощрений. Например, ее ввели в состав Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки – то есть, дали возможность регулярно выезжать заграницу. Актриса представляла советское кино на выездных мероприятиях, состояла в труппе Театра киноактера и время от времени снималась в кино. К сожалению, слава, которую ей принесла роль Марютки в фильме «Сорок первый», стала, по большому счету, не благом, а бедой. Те самые киноначальники, которые боялись «тлетворного» влияния истории любви между красной снайпершей и белым офицером, за милую душу стали эксплуатировать красоту Извицкой, отвлекая ее от работы бесконечными поездками. Режиссеры почему-то боялись «шлейфа» звездной роли актрисы и не предлагали ей главных ролей. Увы, работы, равной роли Марютки, в судьбе Извицкой так больше и не случилось. Ко всему прочему, муж Изольды Эдуард Бредун не был востребованным актером, и слава жены его раздражала. По свидетельству коллег и друзей Извицкой, зависть мужа разъедала душу актрисы, как ржавчина. В 1971-м году Бредун ушел, и Извицкая осталась одна в доме по 2-му Мосфильмовскому переулку. 1 марта ее не стало. Актрисе было всего 38 лет. Именно обстоятельства трагического финала жизни Изольды Извицкой почему-то по-прежнему вызывают нездоровый интерес, что странно и несправедливо в отношении памяти об этой замечательной актрисе. Тем более радует тот факт, что недавно на родине актрисы, в маленьком городе Дзержинске открылся музей, посвященный Извицкой. Вернее, пока это не совсем музей, а только выставочный зал. Но планы у его устроителей большие. Итак. 29 марта 2017-го года во Дворце культуры химиков города Дзержинска открылся выставочный зал «Кинороман. Влюбленные в кино», посвященный двум замечательным кинематографистам-выходцам из Дзержинска – актрисе Изольде Извицкой и кинооператору Вячеславу Короткову. Мало кто знает об этом эпизоде в жизни Извицкой: будучи студенткой ВГИКа, она проводила дома летние каникулы и познакомилась со своим земляком Славой Коротковым – выпускником Ленинградского государственного института киноинженеров, начинающим кинооператором. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, они поддерживали отношения год, но потом их судьбы разошлись самым обидным образом: Коротков получил распределение на Свердловскую киностудию, Изольда начала сниматься, еще учась во ВГИКе. Те, кто помнят счастливую молодую пару, высказывают предположение, что жизнь Изольды могла бы сложиться совсем по-другому, будь с нею рядом любящий и надежный Коротков. Идея создания в Дзержинске музея Изольды Извицкой мерещилась ее землякам в течение многих лет. И вот, в год 85-летия со дня рождения актрисы в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Дворец культуры химиков» города Дзержинска был открыт отдельный, постоянно действующий зал «Кинороман. Влюбленные в кино», посвященный жизни, творчеству и любви Вячеслава Короткова и Изольды Извицкой. Эта чистая и трогательная история любви развернулась в городе Дзержинске и могла бы послужить сценарием для настоящего киноромана. О ней рассказала сестра оператора Вячеслава Короткова, Галина Краева (она всю жизнь провела в Дзержинске). Таким образом, Галина Евграфовна вдохновила сотрудников ДК на создание трех тематических стендов о жизни, творчестве и любви Вячеслава и Изольды. Тогда же была создана концепция будущей экспозиции, повествующей о влюбленных в кино и друг в друга, и придумано название «Кинороман. Влюбленные в кино». Новая экспозиция была открыта во Дворце культуры химиков в Год российского кино. Создатели экспозиции сами не заметили, как их увлекла поисково-исследовательская и коллекционно-собирательская деятельность. Экспозиция «Кинороман» уже стала составляющей многих мероприятий и пополнилась оригинальными открытками, буклетами, афишами, журналами со всего мира. Наступил момент, когда «Кинороман» «дорос» до отдельного выставочного зала, где каждый экспонат смог занять достойное место. Гостями церемонии открытия отдельного, постоянно действующего зала «Кинороман. Влюбленные в кино» стали краеведы, поклонники творчества Изольды Извицкой и Вячеслава Короткова, неравнодушные горожане. Среди гостей было очень приятно видеть учеников дзержинской школы №2, выпускницей которой была Изольда Извицкая, а также студентов Дзержинского техникума имени Красной Армии, который окончил Вячеслав Коротков. Свои поздравления и даже видеоприветы в Дзержинск прислали люди из разных точек земного шара. Так поздравительное письмо отправили руководители Гильдии актеров кино России – Сергей Никоненко, Людмила Чурсина и Валерия Гущина. Известные кинематографисты отметили, что открытие выставочного зала, посвященного актрисе и оператору, будет прекрасным подарком для всех, кто любит кино. В ходе церемонии было зачитано поздравление от кинооператора Ирины Уральской, чьи родители были очень дружны с семьей Изольды Извицкой. Ирина Викторовна поверила в начинание дзержинцев и передала в дар экспозиции торшер из московской квартиры Извицкой, который после смерти актрисы бережно хранился в семье Уральских. В ходе церемонии открытия выставочного зала были продемонстрированы интервью актера Владимира Андреева об Изольде Извицкой и воспоминания актрисы Татьяны Пилецкой о работе в фильме «Невеста», главным оператором которого был Вячеслав Коротков. И, конечно, напутствия новому выставочному залу адресовали директор МБУК «Дворец культуры химиков» Светлана Пастухова и младшая сестра В.Короткова Галина Краевая. Именно им было предоставлено почетное право перерезать символичную красную ленту и пригласить гостей в новый выставочный зал, где собраны уникальные экспонаты. Среди них личные вещи Вячеслава Короткова, переданные на хранение его сестрой, Галиной Евграфовной. Это шахматный столик, ночник, подаренный коллегами с «Ленфильма», множество документов и фотографий, а также кованый сундучок, в котором долгие годы хранились свидетельства истории любви Изольды и Вячеслава. Также в зале представлены фотографии из семейного архива Извицкой, которые более полувека хранились в Молдавии, у родственников ее супруга, актера Эдуарда Бредуна. Однако гостей выставочного зала могут привлечь не только интересные экспонаты, но и неповторимая атмосфера советской квартиры 50-60-х годов. Ощутить дух времени помогают очаровательные накомодные слоники, фарфоровые статуэтки, часы с боем, высокий, статный фикус. В зале можно ощутить ностальгический аромат «Красной Москвы», поставить пластинку с музыкой Шостаковича к фильму «Первый эшелон» и послушать пение хранителя зала – кенара по имени Купидон. Как было отмечено руководством Гильдии актеров кино, по России (да и в мире) официальных музеев, посвященных жизни и творчеству актеров, открыто не так уж много. «Кинороман» уникален также тем, что это, пожалуй, первое музейное пространство, посвященное не только актрисе, но и кинооператору, а также истории любви. Аналогом может быть, пожалуй, музей Ромео и Джульетты в Вероне. Но в отличие от веронского музея, данный выставочный зал посвящен не литературным героям, а реальным людям. Хочется верить, что отдельный, постоянно действующий зал «Кинороман. Влюбленные в кино», ставший признанием в любви выдающимся землякам, откроет новую кинотропу и привлечет множество туристов-кинолюбителей со всего мира в город Дзержинск. Город Вячеслава Короткова и Изольды Извицкой.

Изольда Извицкая – сгоревшая звезда
© Кадр из фильма "Сорок первый"