На экраны выходит картина «За гранью реальности»
1 марта в прокат выходит фантастический фильм молодого российского режиссёра Александра Богуславского «За гранью реальности». Это история о талантливом аферисте, который решает собрать команду из людей с паранормальными способностями, чтобы сорвать куш в казино. Картина готовилась для международного проката, потому её изначально снимали на английском языке и в нетипичных для отечественного кино интерьерах. Одну из центральных ролей исполнил Антонио Бандерас — этот проект стал 200-м в его карьере. 1 марта в прокат выходит приключенческий фильм «За гранью реальности» — совместный проект российской кинокомпании Kinodanz и голливудской AMBI. Это первая полнометражная работа создателя сериала «Выжить после» режиссёра Александра Богуславского. Картину изначально готовили для международного проката: актёры заучивали реплики на английском языке, почти всем героям дали лёгкие к восприятию западной аудиторией имена. Даже интерьеры были подобраны таким образом, чтобы сомнений не оставалось — основное действие разворачивается не в России. Где именно, правда, не уточняется.
Одну из ключевых ролей в фильме исполнил Антонио Бандерас — для него это был первый опыт съёмок в российском кино. Компанию голливудскому актёру составили Милош Бикович, Евгений Стычкин, Аристарх Венес, Сергей Астахов, Любовь Аксёнова, Юрий Чурсин и Петар Зекавица.
По сюжету герой Милоша Биковича Майкл — талантливый аферист, промышляющий шулерством в дорогих казино. Во время очередного «дела», Майкла оставляет «с носом» другой игрок, и бедняга остаётся должен владельцу заведения (Сергей Астахов) круглую сумму. На то, чтобы вернуть деньги, у него есть неделя.
Так быстро подготовить новую аферу в одиночку невозможно, и потому герой решает привлечь к ней людей, обладающих паранормальными способностями. Помочь ему соглашаются таксист Тони (Евгений Стычкин), обладающий даром воздействия на электрические приборы, способный двигать предметы силой мысли представитель «золотой молодёжи» Эрик (Аристарх Венес), гипнозёр-аутист Костя (Юрий Чурсин) и телепат Вероника (Любовь Аксёнова).
После непродолжительных тренировок команда отправляется «грабить» казино. Однако в какой-то момент всё начинает идти не по плану, и аферисты оказываются в западне. Внимание, спойлеры!
Уже в момент чтения синопсиса на ум приходит другая кинолента — «Иллюзия обмана» (в ней также замешаны деньги и магия: группа иллюзионистов грабит банки и опустошает чужие счета). Во время просмотра фильма «За гранью реальности» ощущение, что его создатели вдохновились работой Луи Летерье, усиливается, однако дальше ассоциативного ряда дело не заходит.
Куда больше у картины Богуславского общего с «Началом» Кристофера Нолана — в нём герои крадут секреты из подсознания спящих людей. Похожую вещь проворачивают мошенники из «За гранью реальности»: проникают в «пространство общего подсознания человечества», находят в нём «комнату» жертвы и оттуда влияют на её восприятие действительности. Видоизменение ландшафта в этом странном месте также отсылает к аналогичным кадрам из «Начала».
Относительно короткая лента «За гранью реальности» (101 минута) кажется длиннее и затянутее, чем те же «Иллюзия обмана» (115 минут) или «Начало» (148 минут). Объясняется это, вероятно, композиционной нестройностью фильма: мы станем свидетелями сразу нескольких кульминаций, причём второстепенные вышли заметно сильнее главной. Создатели картины уже в первые минуты экранного времени обращают внимание зрителей на существование некоего навыка, которым в результате, по законам жанра, должен овладеть главный герой. Так и происходит. Однако эти — по сути, подытоживающие — сцены теряются на фоне остальных, отчего возникает ощущение незавершённости.
Массу вопросов также вызывают образы главных героев и разъяснение их мотивов. У режиссёра не хватает времени показать, что Майкл — эгоист, и потому так его называют образы из прошлого и девушка-телепатка. Зачем эта самая героиня помогает Майклу, не очень понятно (Режиссёр вкладывает в её уста довольно размытое объяснение: «Потому что я не такая, как ты»). В определённый момент эгоист решает перестать быть эгоистом, но в какой именно — тоже остаётся за кадром.
Даже из распространённого прокатной компанией краткого описания персонажей об их характере можно узнать больше, чем из самого фильма. Актёры ситуацию не спасают — воссоздать достоверные образы удалось лишь Астахову, Венесу, Чурсину и Зекавице.
Создаётся впечатление, что оттачивавший своё мастерство на сериальных проектах режиссёр и команда (опять же, сериальных) сценаристов просто не сумели отделить зёрна от плевел и оформить масштабный замысел в форме небольшой полнометражной картины. А ведь она бы крайне привлекательно смотрелась в виде мини-сериала — тогда бы удалось и раскрыть и характеры героев, и разъяснить суть их взаимоотношений, и поглубже нырнуть в привлекательную тему сознательного и подсознательного.
С целью экономии экранного времени легко можно было бы отказаться от героя Антонио Бандераса: для чего он вообще понадобился в этой истории, совершенно не понятно. Нелогичность происходящего создатели фильма попытаются объяснить в следующем диалоге между персонажами (цитирование приблизительное):
— Зачем нужно было всё это устраивать и меня похищать? Почему ты просто не позвонил? — Да как-то в голову не пришло.
Справедливости ради стоит отметить, что в картине поднимается одна очень интересная и важная тема — человеческих возможностей. Зрителям практически прямым текстом говорят, что ничего невозможного нет, а барьеры существуют только в голове людей. Однако эта идея, воспроизведённая мельком, легко теряется в гуще сюжетных перипетий. А «За гранью реальности» оставляет после себя впечатление бессмысленной мешанины, выдуманной наспех и склеенной на коленке.