Фильм «Призрачная нить»: А мог бы и иголкой ткнуть…

Вышедшая сегодня в российский прокат картина Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить» - сплошное разочарование. Почему история жизни вымышленного кутюрье Рейнольдса Вудкока и его такой же вымышленной верной спутницы официантки Альмы стала номинантом на «Оскар», решительно непонятно. В фильме плохо почти всё. Большинство авторитетных западных и отечественных кинопредсказателей сходятся во мнении, что основная битва за оскаровские статуэтки развернется между картинами «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (7 номинаций), «Форма воды» (13 номинаций) и как раз «Призрачной нитью» (6 номинаций). Экзистенциально-чеховские «Три билборда», конечно, в фаворитах у тех, кто помнит, что кино - это не только бизнес, но и творчество. Как писал «Интересант», мы имеем дело с лучшим произведением мирового кинематографа за последние двадцать лет. «Форма воды» подкупает «продвинутую» общественность (гомосексуалистов, лесбиянок и прочих извращенцев) отвратительной смесью толерантности и… завуалиалированной зоофилии. Костюмированной биографической ленте, коей является «Призрачная нить», надо бы очень постараться, чтобы привлечь к себе внимание. Что же в итоге мы увидим на экранах? Современное информационное общество существует по принципу попугая. Какой-нибудь модный гуру выскажется в блоге: «Великолепно!» - и пошла писать губерния. Со страниц «Фейсбука», СМИ, профильных сайтов доносятся восторги. Авторы захлебываются в превосходных степенях. И очень часто оказывается, что все говорили-говорили, а на самом деле и говорить не о чем. И посмотреть не на что. Ровно такая история случилась с главной премьерой этой недели. У фильма, рассказывающего про искусство одевать и одеваться, всё должно быть как на подиуме. Два - может, три козыря: харизматичная персона в центре повествования, собственно костюмы и музыкальное оформление. Но тузы в колоде Андерсона оказались краплеными. С музыкой всё просто - переложили. За саундтрек отвечал гитарист из группы Radiohead Джонни Гринвуд. Он уже работал на картинах Андерсона «Нефть», «Мастер» и «Врожденный порок». Нигде не подкачал, но вот в работе над «Нитью» что-то порвалось. Сама музыка замечательна, гармонична в повествовании о пятидесятых годах. Но этого приятного звукового фона так много, что после просмотра ужасно болит голова. О хорошем послевкусии картины говорить не приходится. В человеке много загадок. Гринвуд дальтоник, не различает красный и зеленый цвета. Конечно, модная картинка, которую он озвучивал, для него выглядела иначе, чем для нас. А еще он вегетарианец. Эти тоже как-то по-своему воспринимают мир. Может, избыточное звучание что-то у них компенсирует. Пусть судят специалисты в области психологии творчества. Но тем не менее - номинация на «Оскар» за саундтрек. С роскошными платьями тоже не всё гладко. Европейский кутюр пятидесятых годов - это послевоенный взлет высокой моды. Дамы из высшего света меняют одежды несколько раз в день - этого требует хороший тон. На качестве и количестве тканей не экономят. Пятидесятые - это Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор, со своим нью-луком снова загнавший в корсеты стремящихся к тотальной обворожительности дам. Женщины, которых они одевают, должны быть безукоризненными - от жемчугов и шляпки до только появившихся туфелек на шпильках. Что уж говорить о самих платьях, юбках и жакетах. Костюмы для ленты пошиты богато. Должно быть, аутентично - на помощь призвали специалистов по истории моды и престарелых очевидцев эпохи. Но что за невезение - облик первой же попавшей в кадр высокой клиентки главного героя вызывает недоумение. По ходу действия ей расточают похвалы. Меж тем героиня эпизода в парадном платье несколько смахивает на корову - настолько крой ей не идет. И практически все остальные дамы в фильме невероятно не соответствуют надетым на них уборам. Может, так и было задумано? Тогда вполне объясним эпизод, когда в припадке неврастении Вудкок руками своей возлюбленной буквально насильно стаскивает уже проданное платье с клиентки, оказавшейся недостойной этого творения. Кстати - единственный эмоциональный всплеск в картине. Почти всё остальное - заунывно. Особенно обидно вышло с главным героем. Вроде всё на мази. Исполнитель роли Вудкока Дэниэл Дэй-Льюис - и единственный трехкратный обладатель «Оскара» за мужскую роль (номинирован в четвертый раз). И специально для картины шить учился. И вообще объявил, что уходит из кино, а «Призрачная нить» - последний фильм в его карьере. Но образ совсем неубедительный как для финальной точки в послужном списке, так и для «Оскара». Помимо неврастении Рейнольдс Вудкок обладает сверхчувствительностью к звукам за утренним столом и незавершенностью отношений с покойной матерью. А вот логикой мыслей и действий не обладает нисколько. Личная жизнь у него с закидонами. И мы ничуть не удивляемся, когда он говорит, что не создан для союза с женщиной. Ну, разумеется, не создан. Мы догадываемся. На то он и кутюрье. Вот здесь нас ждет саечка от создателей фильма. Бедная официантка Альма (актриса Вики Крипс) становится музой творца и, методично следуя принципу «тихой силы», приводит его к венцу. Жених, начав свою историю с отрицания института брака, в итоге торжественно заканчивает коду на розовых соплях. А финал картины так и вообще украшен умилительной прогулкой с коляской. В этом смысле - да, фантастика. Это, наверное, потому что образ модельера вымышленный. А значит, можно его сделать абсолютно неправдоподобным в наш век неподражаемых мэтров моды, которые одевают свои модели в умопомрачительные платья. Но на самом деле шьют их для себя, воплощая в ткани собственные вожделения. На чем в картине можно глазу отдохнуть, так это на актрисе Лесли Мэнвилл в роли Сирил Вудкок, сестры модельера. Ироничный, с тонким, очень английским рисунком игры, образ запоминается куда сильнее прочих. Вот где номинация на «Оскара» оправданна, а победа в ней будет справедливой. Всё остальное - увы. Зрителю обещали haute couture, а в итоге впарили пресловутый «таможенный конфискат». В красивой упаковке. Евгений ХАКНАЗАРОВ, интернет-журнал «Интересант»

Фильм «Призрачная нить»: А мог бы и иголкой ткнуть…
© Интересант