«12 мелодий любви»: Веселый реквием по Джонни Халлидею
В очень ограниченный прокат - 50 копий на всю страну - сегодня вышел фильм «12 мелодий любви». Преступно мало, если учесть, что речь идет о картине Клода Лелюша (или Лелуша - в России эту фамилию пишут вариабельно) - режиссера, который подарил миру «Мужчину и женщину» и на сегодня остается одним из немногих светил кинематографического искусства. Не сработали и другие звездные имена. Те, кто соберется для просмотра в Доме кино - единственном кинотеатре, который покажет фильм петербуржцам, увидят не только последнее явление Джонни Халлидея (или Холлидея - та же история), но и таких икон европейского кино как Кристофер Ламбер, Жан Дюжарден и Венсан Перес. Вдобавок ко всему в процессе российской локализации фильму дали весьма неудачное и банальное название. Нельзя отделаться от ощущения, что кто-то в прокатных дебрях настойчиво подозревает отечественного зрителя в умственной усталости. Понятно, что кинодиета, состоящая из бесчисленных «Елок» и квазисоциальной чернухи, взрастила какое-то количество овощной публики. Но все же нормальные люди в кино еще ходят, как бы наверху кто-то этому ни удивлялся. По-настоящему лента называется «У каждого своя жизнь» с подзаголовком - «и личные предпочтения». Клод Лелюш приготовил психологические «американские горки», замаскировав их под легкую джазовую (правда, со значительным привкусом рока) комедию-альманах, в которой друг на друге замыкаются истории взаимоотношений 12 мужчин и женщин, одновременно являющихся составом присяжных на судебном процессе. На самом деле в роли подсудимых, жертв и досужих наблюдателей по очереди оказываются все персонажи. Банальные на первый взгляд ситуации на наших глазах и часто молниеносно получают абсолютно непредсказуемое развитие сюжета - аж дух захватывает. Главное - вытерпеть первые пять минут, когда режиссер устами одного из персонажей выступает на тему «что хотел сказать автор». А дальше наступает жара. Жара-то жара, но по-французски утонченная. Действие идет легко, если не сказать - легкомысленно. Но это только форма. Режиссер задается вопросами жизни и смерти, любви и нелюбви, настоящего и фальшивого в том, что нас окружает. Никаких грубостей, сальностей и пустой хохмы. Хотя в кадре - алкоголики, проститутки, убийцы и что-то из ЛГБТ. Лелюш, как представитель поколения, заставшего четко очерченные рамки морали, пристально и с иронией наблюдает за своими подопытными. Диагноз не ставит, оставляя последний суд за зрителем. И призывая его также оборотиться на себя. С легкой улыбкой режиссер показывает, насколько извратился современный мир. «Я тебя люблю» часто значит «Ты мне менее противен, чем другие». Все крайне эгоистичны в своих желаниях и поступках. И при всей легкости такого жанра, как музыкальная комедия, - нет ни одного счастливого лица. Нет, все-таки есть. Это Джонни Халлидей, который закольцевал собой ленту. Один из самых харизматичных французских исполнителей начал свою карьеру в давнем и забытом шоу «Городской тост» с роли рок-исполнителя. В этой же ипостаси ушедший из жизни в минувшем декабре музыкант навсегда остался на экране. Более того - Халлидей играет собственного двойника и вовсю, но, как и принято в этой ленте, тонко и изящно хулиганит, не выходя надолго из кадра. Режиссер как чувствовал, что рок-идолу осталось недолго: именем Халлидея освящена большая часть картины. И, конечно, поклонникам музыканта и евророка в целом, необходимо увидеть весь этот драйв на большом экране, а не на пиратской копии. Чувствительная деталь: несколько эпизодов фильма были сняты на настоящем концерте певца. На пленке зафиксирована последняя песня на последнем сольном выступлении Халлидея. Кто же знал - но и хорошо, что получилось именно так. Тем не менее легких и светлых ритмов в картине все-таки больше. И это еще один повод посмотреть «12 историй». Лелюш пригласил украсить ленту своего давнего соратника - оскароносного Франсиса Лея. Главную тему из «Мужчины и женщины» помнят очень многие. Здесь же таких шедевров нет. Но легкая инструменталка сверх всяких границ. Вдобавок в качестве камео в фильм пригласили, пожалуй, самого актуального европейского джазового пианиста Дмитрия Найдича. Так что те, кто не успел услышать его живьем в Мариинском театре, смогут насладиться эталонным исполнением на экране. Итог. Франсису Лею 85 лет, Клоду Лелюшу - 80. Джонни Халлидея уже вообще нет на свете. Очень мало шансов, что в каком-то досягаемом будущем мы увидим вот такую же классную музыкальную комедию - не путать с целлулоидными штампованными мюзиклами. Евгений ХАКНАЗАРОВ, интернет-журнал «Интересант»