Войти в почту

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - это американский «Левиафан»: Филип Перкон о культурных мостах между зрителями, любимых мультфильмах и продюсировании.

В Москву приехал 29-летний основатель продюсерской компании Perkon Productions, родоначальник и генеральный продюсер «Недели Российского Кино» и премии «Золотой Единорог» в Великобритании, а также успешный бизнесмен, коллекционер и, как оказалось, приятный собеседник Филип Перкон. Он рассказал «Киноафише» о том, как и что он любит смотреть в кинотеатрах и дома, о тонкостях фестивальной работы, налаживании культурных мостов и своей коллекции киноплакатов. Как появилась «Неделя Российского Кино» и что такое премия «Золотой Единорог»? Если помните, 2016 год был объявлен в России Годом кино, и появилась идея провести панораму российского кино в Британии, которую подержали российское посольство и Министерство иностранных дел. Меня очень зацепила эта идея, тем более я люблю кино и умею организовывать подобные масштабные мероприятия. И ведь такого фестиваля до нас никто не делал, то есть, нечто подобное было когда-то, но подход был другой, скорее, для местной диаспоры. Поэтому с самого начала я пообещал себе, что у нас все будет иначе: шире, громче, а главное, непредвзято и независимо. Мы создали процесс, полностью автономный, на который никто, включая меня, не может повлиять: все решает специальный комитет, который смотрит, обсуждает и решает, что же войдет в итоге в финальный список. Члены комитета живут за рубежом, просматривают все поданные заявки, не обращая внимания на имена или регалии создателей, все происходит, как на больших, серьезных фестивалях мирового уровня. Кроме российских фильмов на нашем фестивале можно увидеть зарубежные картины, связанные с российской тематикой, историей, культурой России. Помимо кинопоказов за «Неделю Российского Кино» проходит 5-7 мастер-классов, круглых столов, панельных дискуссий, различные выставки и другие сопутствующие мероприятия. Прошлый год был в России посвящен экологии, 2018-ый – балету, к этой тематике привязан и наш фестиваль. Есть еще профессиональная часть – небольшой бизнес-форум, переходящий в кинорынок, а еще мы ввели новую возможность – общение с кастинг-директорами. Все это делается для того, чтобы кинематографистам всего мира было проще наводить мосты взаимопонимания и сотрудничества. Но для нас очень важен культурный мостик, перекинутый к интернациональной зрительской аудитории. Мы не останавливаемся на показах в Британии и сейчас планируем мини-фестиваль в России, где зрители смогли бы увидеть зарубежные картины о своей стране. Где проходят показы «Недели Российского Кино»? В 2016-ом и прошлом годах фильмы «Недели Российского Кино» показывали в Лондоне, Кембридже и Эдинбурге (среди них: «Ледокол» Николая Хомерики, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Москва никогда не спит» Джонни О’Райли, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Матильда» Алексея Учителя). В этом году добавятся Оксфорд, Бирмингем, возможно, другие города. Лондон, конечно, самая большая площадка, и зрителей там больше всего интересующихся, в частности, зарубежным кино. Нам помогают все основные кинотеатры, и в этом году должны присоединиться главные сетевые «Vue» и «Odeon». Есть еще специальные площадки для мастер-классов и встреч с создателями фильмов – например BFI, Британский институт кино; в книжном магазине Waterstones проходят презентации и дискуссии. И при этом постоянно открывается что-то новое. Для церемоний открытия и закрытия фестиваля мы всегда стараемся находить необычные, интересные места. Например, в прошлом году открытие проходило в Музее науки, там огромная площадь и потрясающие возможности, а также самый современный кинозал IMAX на 450 мест – лучше места нельзя было и придумать, где демонстрировать англичанам «Притяжение» Федора Бондарчука. Все фильмы идут с субтитрами, британцы плохо переносят дубляж, предпочитая возможность слушать и читать, просмотру, убитому неудачно выбранным голосом. Как отмечаете победителей премии «Золотой Единорог», которая приурочена к кинонеделе? Для определения победителей и вручения премии «Золотой единорог» по 12 категориям есть два уважаемых и солидных жюри, что, собственно, и отличает ее от любой другой российской кинопремии. Одно жюри - интернациональное, в прошлом году его возглавлял актер Брайан Кокс. В него входят актеры, продюсеры, режиссеры, кинокритики и киноведы, представители культуры и музыки. Они смотрят только российские фильмы, которые вышли за последние 18 месяцев. А фильмы о России зарубежного производства судят деятели российской культуры и кинематографа. Победителей чествуют на большом благотворительном вечере, который собирает как звезд и кинопроизводителей, так и друзей и спонсоров фестиваля. Затевая фестиваль и премии, я очень хотел, чтобы сам приз был не только ожидаемым, но и красивым, чтобы победители с гордостью всем его показывали. Хотелось, чтобы он был настоящим произведением искусства. И когда мы принялись за разработку, мой отец, принимавший в этом непосредственное участие, нашел уникального мастера из Чехии, который работает с художественным стеклом. У каждого хрустального единорога - внутри 24-каратная золотая пудра, которая, расплавившись в процессе обработки, очень красиво светится. Каждая фигурка уникальна, т.к. сделана вручную. У нас был случай, когда победители в номинации «Лучший иностранный фильм о России» рассорились из-за этого единорога. Сценарист фильма Би-би-си забрал приз себе, а продюсер и режиссер обиделись, поэтому пришлось дозаказывать фигурки ради спокойствия в коллективе. А какие фильмы вы любите? Что из последнего запомнилось? Я был очень впечатлен «Оружейным бароном», в нем классно сыграл Николас Кейдж. Это такой тихий, независимый фильм с отличным сценарием и зрительским посылом. Из последнего мне очень понравился «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны, обласканный критиками и номинированный на 7 премий «Оскар». Я его видел на закрытии Лондонского фестиваля. Он мне реально понравился, такой американский «Левиафан» - сильное кино о несправедливости. А еще я тут недавно для себя открыл «Жизнь Дэвида Гейла» Алана Паркера. У проекта достаточно высокий рейтинг в России и Европе, а в США просто до обидного низкий. В Техасе, где развивались основные события картины, до сих пор разрешена смертная казнь, и у большинства местных жителей картина вызвала отторжение. А либералы не стали за нее заступаться, потому что их в фильме показали как людей, готовых пойти на обман и преступление, чтобы доказать свою правоту. В общем, в США фильм не устроил никого. Так что это уникальный случай, когда кино меня так зацепило, что я изучил всю возможную аналитику по нему и разобрался в причинах провала в прокате. На чем вы выросли? И где обычно смотрите кино? С самого детства мама показывала мне и отмечала качество проектов студии Pixar, поэтому для меня они до сих пор остаются эталонами. Особенно «История игрушек» и «Жизнь жуков». Конечно, в раннем детстве я любил рисованные мультфильмы Disney («Коты-аристократы», «Питер Пэн», «Алладин» и бесчисленное количество раз пересмотренный «Король лев»). В Швеции, где я родился и жил до 12 лет, детские проекты дублируются, остальное показывают с субтитрами. Так что, в раннем возрасте я смотрел всю анимацию сначала на шведском, а потом и на английском языке. Из последнего выделил бы «Angry Birds» - я даже помогал в продвижении этого мультфильма в социальных сетях, дистрибьюторы использовали один из моих стартапов. А еще мне очень понравился «Фердинанд» - мультфильм про бычка, который любил цветы. Я предпочитаю смотреть кино дома, у меня большой телевизор и отличная звуковая система. Хотя всегда стараюсь ходить в кино на премьеры крупных студийных анимационных проектов, но вот классику смотрю дома. Расскажите о своей коллекции киноплакатов, с чего все началось? В нашей семье я представляю уже третье поколение коллекционеров. Началось все с моей бабушки. Она работала искусствоведом в сибирском университете, там же родилась наша коллекция искусств, кстати, бабушка устроила первую выставку русского авангарда в Сибири, за что ее выгнали из партии с огромным скандалом. Собирательскую традицию продолжил мой отец, семья на тот момент уже переехала в Санкт-Петербург. Дальше уже была эмиграция в Швецию, а потом в Берлин. Отец всегда, когда читает лекции, говорит о том, что нужно собирать только то, что нравится, к чему лежит душа. Все это не должно быть в тягость, потому что коллекционирование – специфический, затратный и трудоемкий процесс, это не тот вариант, когда можно купить, повесить и забыть. Мой отец всегда очень любил кино и, поскольку ему ближе российское искусство, он предпочел собирать плакаты 20-ых годов: сначала художественные работы Длугача, потом и других авангардных художников. Я продолжил эту традицию, правда, начал коллекцию с английских плакатов, потому что они были близки и понятны мне. Сейчас у меня скопилось около 700 кинопостеров и это огромная административная работа. Для них нужно достаточно много места. Коллекцию постоянно требуется проверять, каталогизировать, переупаковывать, делать фотографии. Я выставлял свои постеры на нашей «Неделе Российского Кино», есть планы показать коллекцию и в других странах. Например, Academy Museum в США хотел выставить их у себя, но у меня пока просто до этого руки не дошли. Хочется привезти их и в Россию. У меня есть идея навести и здесь своеобразный культурный мост, показав вместе российские плакаты зарубежных фильмов и британские постеры советских и российских фильмов. Тем более у меня в семье всегда считалось, что надо устраивать как можно больше выставок и не чахнуть над своими «сокровищами», а показывать их людям. Беседовал Дмитрий Бортников

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - это американский «Левиафан»: Филип Перкон о культурных мостах между зрителями, любимых мультфильмах и продюсировании.
© Киноафиша