Войти в почту

Движение вверх, но по «Льду»

Очередная российская спортивная мелодрама «Лед», на создание которой было потрачено каких-то 150 миллионов, бьет очередные кассовые рекорды, за тринадцать дней проката собрав более миллиарда рублей. «Лед» уже стал девятым российским фильмом в истории, вышедшим на такой финансовый рубеж. Правда, до сборов аналогичной по жанру российской картины «Движение вверх» «Льду» еще далеко - в копилке баскетбольной киноистории на сегодня более трех миллиардов. Ну так «Движение вверх» и вышло в самый «кассовый» период - во время новогодних каникул, когда и «Курочка Ряба» пойдет на ура, а на прокат «Льда» выпал только День защитника Отечества, так что, пожалуй, его успех можно считать более весомым. Тем более что именно в эти же дни проходила Олимпиада и многие потенциальные зрители вполне могли решить не тратиться на билеты в кино, а выбрать просмотр фигурного катания по телевизору. Но этого не случилось. А может, наоборот, успех наших фигуристок только поспособствовал тому, что зрители устремились в кинотеатры. В любом случае складывается тенденция, говорящая об одном: между российскими зрителями, создателями фильмов и прокатчиками начинает «таять лед». И им вполне можно взяться за руки и спеть про это модную песню. Что будет очень кстати, учитывая, что «Лед», в отличие от своих предшественников, оказался еще и мюзиклом. Солдаты спорта Есть и другое отличие. Если и в фильме - спортивном первопроходце «Легенда № 17», и в «Движении вверх» речь шла о конкретных людях, то «Лед» - история выдуманная. Поэтому никаких претензий родственников главных героев, как это случилось с «Движением вверх», можно было не опасаться. Но история тоже преодолевавшей всяческие трудности фигуристки Нади Лапшиной, придуманная сценаристами Андреем Золотаревым и Олегом Маловичко, хорошо встает, если пользоваться спортивной терминологией, на накатанную лыжню. И никаких художественных откровений от нее ждать не стоит. От кассового кино вообще не стоит ждать откровений - массовый зритель не любит неожиданностей, он любит, и голосует рублем, чтобы все было понятно и узнаваемо. Популярные актеры в привычных амплуа, предсказуемый сюжет, вызывающий слезу, а иногда и подъем патриотизма, - всё это «Лед» предоставляет по полной программе. Но в данном случае «лыжню» еще и сдобрили хорошей порцией музыки, что, правда, ноу-хау только для российских спортивных фильмов - просто музыкальные фильмы отечественные режиссеры снимают уже давно. И некоторые из них по стилистике сильно напоминают «Лед». Например, в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги» комсомольские активисты пели на манер раннего Бутусова: «Скованные одной цепью, связанные одной целью». «Я солдат», - поют «связанные одной целью» ученики спортивного интерната, где познает азы фигурного катания девочка Надя, в фильме «Лед». «Ты солдат», - вторит им суровая тренерша в исполнении Марии Ароновой, сильно похожая на суровую балетмейстершу в исполнении Алисы Фрейндлих из фильма того же Тодоровского «Большой». Но дело в том, что картину «Лед» снял совсем даже не Тодоровский, ее снял режиссер-дебютант Олег Трофим, просто он не слишком заморачивался тем, чтобы раскрыть свою неповторимую индивидуальность, а воспользовался уже готовыми наработками. Папа, мама, я… Поэтому в дебюте Трофима можно заметить и явную перекличку с картинами Тодоровского, и еще массу всяческих штампов. Особенно это касается актерских работ. Мария Аронова в роли тренерши хороша, но при этом - абсолютная копия самой себя в роли командира женского батальона из фильма «Батальонъ». «Костюмчик» просто сменили, а так всё практически то же самое - «мать солдат» переквалифицировалась в «мать фигуристов». Открытый когда-то Михалковым серб Милош Бикович сегодня едва ли не самый популярный «российский» актер. Но если в роли белого офицера в михалковском «Солнечном ударе» он как-то не впечатлил, то в ролях «гламурных подонков» - очень даже. И «Лед» не стал исключением - Бикович здесь в своем амплуа: очередного нехорошего красавчика-карьериста, на этот раз фигуриста, бросающего свою партнершу, получившую травму. Наш не менее востребованный Александр Петров, наоборот, собаку съел на образах харизматичных сугубо антигламурных персонажей. Хоккеист Саша Горин во «Льде» - из их числа. Правда, играет его Петров с блеском, и именно его герой вносит в довольно слащавую историю юмор, но опять никаких актерских открытий не происходит. Что же касается Аглаи Тарасовой, сыгравшей главную героиню, то это ее дебют в большом кино, прежде она снималась только в сериалах. Пока сказать про нее можно одно: с мимикой всё в порядке, с родственными связями тоже - мама Ксения Раппопорт, сыгравшая небольшую роль мамы главной героини, явно чтобы поддержать дочь, бойфренд - Бикович. Такая «мама, папа, я - спортивная семья». Ну а что, опять же - в кассу: зрители любят обсуждать и сравнивать отцов и детей, жен и мужей. Здесь им есть что обсудить. Всё как по заказу Сюжетные штампы тоже на месте - бедное детство, умершая мама, козни спортсменок-конкуренток, травма, инвалидная коляска. Всё - как нравится «зрительному электорату». И много музыки, за которую в фильме отвечает звезда шоу «Голос» Антон Беляев. То есть куда ни кинь - всюду беспроигрышный вариант. Ну и без фразы «русские не сдаются» и массового пения болельщиков - пусть и не гимна, а всего лишь песни «Лететь» - конечно, не обошлось, но без этого сегодня в нашем кино никак - тоже своего рода штамп. С другой стороны, если получается хорошо, то почему бы и не повторить? А фильм действительно получился красивый, смотрится легко, похож, правда, больше на музыкальную сказку, а не на духоподъемную спортивную драму, но почему бы не посмотреть на, как выяснилось, сильно интересующую народ жизнь спортсменов с этой стороны. Тем более что музыка в фигурном катании занимает не последнее место. А сопутствующий фильму успех только подтверждает, что создатели «Льда» выбрали правильную «лыжню» и отечественное кино становится кассовым и массовым. И перспективным. Буквально в последние дни уже появились темы для потенциальных сценариев. Почему бы не снять «Лед-2» - уже про керлингистов, которым злые американцы пытаются подмешать в чай мельдоний (хорошо, что не полоний), или «Легенду-2018» - про олимпийскую хоккейную сборную, вырывающую победу на последних секундах, как в «Движении вверх». Последнюю - обязательно музыкальную, только уже с настоящим гимном. Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант»

Движение вверх, но по «Льду»
© Интересант