Войти в почту

Под оболочкой киберпанка: обзор фильма «Немой»

Фильм Данкана Джонса от Netflix не выполняет ни одной своей задачи. В октябре 2017 года на большие экраны вышел «Бегущий по лезвию 2049» — долгожданное продолжение знаменитой картины Ридли Скотта. И, судя по всему, именно он породил очередную волну любви к стилистике киберпанка. В феврале 2018 года Netflix за один месяц выпустил сначала десятисерийный «Видоизменённый углерод» по роману Ричарда Моргана, а затем полнометражный фильм «Немой» от Данкана Джонса («Луна 2112»). По первым же трейлерам видно, что оба они по визуальному стилю похожи на «Бегущий по лезвию». Однако в плане сюжета последователи сильно отличаются от оригинала. В обоих случаях под оболочкой киберпанка вместо философской истории запрятан достаточно традиционный детектив. Но если «Видоизменённый углерод» значительной части публики понравился, то «Немого» разругали и критики и зрители. Разбираемся, что же пошло не так. Главный герой фильма Лео (Александр Скарсгард) работает барменом в стрип-клубе. В детстве он получил сильную травму горла, а поскольку его семья принадлежала к Амишам (крайне консервативное направление религии), мать отказалась от помощи врачей, и Лео на всю жизнь остался немым. У него есть подруга — официантка Надира (Сейнеб Салех). Но однажды, после ночи проведённой с Лео, она пропадает. Герой пытается выяснить, что с ней произошло, и чем вообще занималась Надира в жизни. Поиски приводят его к двум хирургам (Пол Радд и Джастин Теру), промышляющим подпольными делами с местной мафией. Уже по описанию сюжета понятно, что футуризм и стилистика киберпанка здесь далеко не на первом месте. Однако герои явно живут в технологически продвинутом будущем: здесь есть летающие машины, голограммы, продвинутая медицина и миниатюрные телефоны. Но принципиальных отличий от нашей реальности практически нет, да и сам мир здесь толком не раскрыт. Бюджеты «Немого», как и «Видоизменённого углерода», вполне ожидаемо уступают новому «Бегущему по лезвию». Поэтому ни в одном из них зрителю не покажут настолько же масштабные декорации и съёмки. Но в «Углероде» авторы всё-таки пытаются рассказать, как изменилось человечество в будущем: богатые люди живут веками и строят себе дома над облаками, стараясь максимально отгородиться от жизни обычных людей. В «Немом» же из футуристичного Берлина показывают буквально пару улиц, создавая ощущение, что за десятилетия изменилась только техника и реклама, а общество осталось ровно таким же. Но главная беда картины не в том, что декорации выглядят дёшево. Просто киберпанк здесь совсем не нужен. Если перенести сюжет «Бегущего по лезвию» или «Видоизменённого углерода» в наши дни — получится бессмыслица, обе истории завязаны на переносе сознания, искусственных людях и прочих неоднозначных темах. А вот если весь футуризм убрать из «Немого», но не изменится ровным счётом ничего. Такой же бармен будет искать свою девушку, а подпольные доктора будут вытаскивать пули из бандитов. Время действия и антураж совершенно не влияют на сюжет — это просто картинка для привлечения внимания. Данкан Джонс называл новую картину «духовным продолжением» своего первого полнометражного фильма — «Луна 2112»: в «Немом» даже есть небольшая сцена, прямо отсылающая к его финалу. Но на это всё: больше ни разу не упоминается клонирование и события первого фильма. Выглядит странно: увязывать кино с «Луной», но никак не использовать главную его фишку. В итоге создаётся ощущение, что Джонс ссылался на неё только для галочки. Завязка «Немого» для детектива кажется неплохой, а образ главного героя — ярким. Персонаж Скарсгарда — замкнутый, и потому его внезапные вспышки гнева выглядят особенно интересно. От каждого нового человека Лео узнаёт о каких-то тайнах своей подруги. При этом сам он, ввязываясь в новые передряги, всё больше отступает от своих принципов, что сказывается и на его внешности: аккуратный красавчик к финалу превращается в полностью разбитого морально и физически человека. Но одной завязки и харизматичного главного героя мало. Фильм детективного жанра должен аккуратно и постепенно подводить к развязке, постоянно подбрасывая зрителю зацепки. Но в «Немом» сюжетные линии героя и злодея идут параллельно и никак не пересекаются до самого конца. Ближе к финалу зрителю сообщается некий важный факт, который объясняет мотив преступления — и всё на этом. Автор будто слишком заигрался с внешней оболочкой, пытаясь придать фильму более современный вид. И на злодея, как и на всех второстепенных героев, просто не хватило времени. Большинство персонажей выглядит карикатурно: усы Пола Радда и причёска Джастина Теру годятся скорее для нелепой комедии, чем для серьёзного кино. Всех остальных вообще можно произвольно менять местами, и суть от этого никак не изменится. В итоге «Немой» из трёх основных задач не выполняет ни одной. Киберпанк не получился: кино толком не показывает будущее человечества и не поднимает какие-либо темы, близкие «Бегущему по лезвию» или другим фильмам жанра. С ролью наследника «Луны 2112» он также не справляется: кроме краткого упоминания, в «Немом» нет ни одной общей темы с этим фильмом Данкана Джонса. История клонов забыта и заброшена. Ну а для детектива здесь слишком непоследовательный сюжет и концовка с «роялем в кустах». #обзоры #netflix

Под оболочкой киберпанка: обзор фильма «Немой»
© DTF.RU