Спойлерофобия — болезнь XXI века

И насколько опасно ей заразиться. Написание статей, рецензий и обзоров — штука довольно непростая. Сейчас все панически боятся спойлеров. По утверждениям многих это портит всё удовольствие от просмотра фильма или прочтения книги. Безусловно, доля истины в этом присутствует. Раскрывать главную интригу и сюжетные твисты свежих фильмов или комиксов нежелательно и просто неуважительно к окружающим. Но ведь есть общепризнанная классика, сюжет которой знают если не все, то большинство. Нужно ли предупреждать о спойлерах в таком случае? Возводя вопрос в абсолют: ставить ли пометку «спойлеры», когда пишешь, что Онегин убил Ленского? Звучит смешно. Причём в последнем случае я описал лишь синопсис, который дан на всех сайтах, а не сюжетные повороты. Апофеоз спойлерофобии я увидел, когда в одном довольно крупном сообществе о кино обсуждался фильм «Снеговик». Один из участников беседы возмущался, что я ему заспойлерил сюжет. «Спойлеры» заключалось в том, что главный герой картины — Харри Холле, и он — детектив, склонный к алкоголизму. Даже такая информация показалась читателю излишней и недопустимой. Именно это и побудило меня написать нижеследующее. Внимание, дальнейший материал состоит из большого количества спойлеров к разным старым и новым фильмам. Конечно, говоря о «спойлерофобии», нельзя не упомянуть и обратную сторону — «спойлероманию». Немалое количество людей, сбегав в кинотеатр на первый сеанс какого-нибудь блокбастера, тут же кидаются рассказывать в соцсетях обо всех поворотах сюжета. Тут причины вполне понятны и просты: желание привлечь к себе внимание вкупе с недостаточным интеллектом. Но вот с панической боязнью узнать хоть какую-то информацию о фильме всё посложнее. Ещё Юрий Михайлович Лотман в своих «Беседах о русской культуре» говорил, что далеко не во всех книгах главное сюжет и развязка. В качестве примера жанра, где наиболее интересен именно финал, он приводит детективы. Но даже с этим утверждением можно поспорить. Ведь если бы важно было только выяснить кто убийца, детективы Агаты Кристи или Артура Конан Дойла читали бы исключительно по одному разу. Однако миллионы фанатов по всему миру снова и снова берутся за их произведения, хоть и знают, что убийца — дворецкий, а Шерлок не погиб у Рейхенбахского водопада. И каждую новую экранизацию встречают с интересом, хотя, казалось бы, что нового можно увидеть в «Убийстве в Восточном экспрессе», преступники всё те же. Но людям интересен каждый новый Пуаро и каждый новый Шерлок, а значит ценность этих детективов не только в загадке, но и в харизматичных главных героях и антураже. В любой хорошей книге помимо сюжетных поворотов важны описания, отношения персонажей, обороты речи и многое другое. Ровно то же касается и фильмов. Многие картины можно «просчитать» после пятнадцати минут просмотра, но это совершенно не портит впечатление от них. В «Аватаре» почти сразу понятно, что главный герой перейдёт на сторону на’ви, а в финале останется в теле своего аватара. Есть некоторое количество фильмов, для которых спойлеры губительны. Яркий пример — «Подозрительные лица». Раскрытие финала полностью меняет отношение к увиденному. То же и с первым сезоном сериала «Мистер робот» и «Бойцовским клубом». Но всё равно, смотреть их интересно даже зная развязку. Немалый акцент сделан на размышления, общение героев, и финал лишь дополняет атмосферу. Но основное количество споров касается самых нашумевших блокбастеров. И опять же, разумеется лучше идти в кино, зная о фильме как можно меньше. Но многим ли крупным премьерам последних лет спойлеры вредят настолько, чтобы испортить удовольствие? В «Пробуждении силы» есть один момент, который действительно удивляет — смерть Хана Соло. В «Последних джедаях» и того меньше. Вряд ли исчезновение Люка может повергнуть кого-то в шок. Во вторых «Стражах галактики» изначально очевидно, что Эго — злодей, но это совершенно не мешает радоваться динамике, шуткам и музыке. А уж про «Тор: Рагнарёк» и говорить не приходится. «Бегущий по лезвию 2049» привлекает не только интригой, но и неспешным темпом, красивой картинкой и философией. И неужели кто-то не догадывался, что Логан умрёт в конце своего последнего фильма? По законам современного кино, почти в каждом сюжете присутствует элемент детектива (даже во многих комедиях), и бесспорно лучше заранее не знать развязку, основные шутки и повороты сюжета. Но почти любой хороший фильм можно с интересом пересмотреть во второй, а иногда и в десятый раз. Видимо, не так страшны интересному фильму, сериалу или книге спойлеры, глазу всегда есть за что ещё зацепиться. Но это, конечно, личное мнение. Делитесь своим отношением к спойлерам, и к тому, насколько нужно их избегать. #мнения

Спойлерофобия — болезнь XXI века
© DTF.RU