Войти в почту

Рашендевочки от интеррежиссера

В широкий прокат зачем-то выпустили фильм «Купи меня», снятый американцем украинского происхождения Вадимом Перельманом. Которого в последнее время, опять же «зачем-то», все чаще приглашают работать в нашу страну. Правда, до последнего времени он снимал для телевидения - сериал «Пепел» на «Россия-1» и «Измены» на ТНТ. И если с «Пеплом» всё пошло не так, то за «Измены» Перельман даже получил ТЭФИ. Ну а теперь - замахнулся уже на большое кино, в чем ему сильно поспособствовала компания продюсеров, в которой сплошь лица с ТНТ. Ну так и фильм получился как раз для показа на этом канале, в формат которого он абсолютно попадает, - пошлость, глупость и пафос в одном флаконе. Поклонники и участники «Дома-2» должны оценить его по достоинству. Очень хорошо забытое старое… Проблема только в том, что среди посетителей кинотеатров попадаются не только они, но еще и другая категория зрителей. И тут опять возникает «зачем» - зачем ей такое зрелище, выдаваемое за российское кино? Зрелище, устаревшее в первую очередь морально, а во вторую - художественно. Истории о девушках «нетяжелого» поведения были популярны у российского зрителя в конце 80-х - запретная тема, о которой в СССР было не принято говорить, вдруг стала объектом внимания создателей фильмов. Не важно, каких - российских или американских. В любом случае образ героини романтизировался и подавался в виде жертвы обстоятельств с богатым внутренним миром. Но времена те давно прошли, и никому уже такие героини и уж тем более их «внутренний мир» не интересны. О чем режиссер Перельман, живя в Америке, видимо, не знал, считая, что у нас в стране все осталось по-прежнему. С другой стороны, если он сотрудничал с ТНТ, то там действительно всё так и осталось - проститутки и стриптизерши становятся звездами телешоу. Правда, с «внутренним миром» у них «вау!», но, может, это и к лучшему. Потому что именно интеллект сыграл в судьбе героини фильма «Купи меня» роковую роль. Во всем виноват Белинский? А если конкретнее, то всему виной… Белинский. Виссарион. Который литературный критик. Именно его текст - про жажду оргий, а не написания скучных статей - со слезами на глазах читает девочка из хорошей и обеспеченной семьи, студентка филфака Катя (Юлия Хлынина). В следующем кадре ее уже «понесло» - к арабским шейхам, на квартиру к сомнительным подругам, в постель к подозрительному Сурену. Да, еще Катя специализируется на творчестве поэта Ходасевича, поэтому периодически читает его стихи - даже в самые неподходящие моменты. Поэтому и прозвище получила Ходасевич. И это пошлость. Хотя одновременно главный, и единственный, плюс фильма. Может, кто-то из электората ТНТ после просмотра фильма тоже заинтересуется творчеством Ходасевича. Или Белинского. Хотя вряд ли. Теперь про пафос. Создатели фильма считают, что такая вот Катя просто герой нашего времени. Ведь старается она не для себя, а для подруг - одной на желанный автомобиль «зарабатывает», другой желанного олигарха подгоняет. То есть ничего для себя, всё - для других. И это уже глупость, которой никто не поверит. Тем более никто не поверит в любовь, которая вдруг вспыхивает у Кати к Сурену и, как выясняется, у него к Кате. Кстати, самыми приличными персонажами фильма оказываются арабские шейхи и тот самый Сурен. Девушки-подружки, которые всё время говорят «мы не проститутки», но ведут себя именно так, вызывают только омерзение. Хотя, по замыслу режиссера, зрители должны над их судьбами слезами облиться. Тем более что и кончают они плохо, вплоть до кладбища. И только Катя уезжает, опять рыдая, в Париж - изучать французский и поэзию. Просто не повезло При этом никакого урока из этой истории никто тоже не вынесет. Преподнесена она так, что ну просто не повезло девчонкам. А в принципе, всё же до поры до времени у них получалось. То есть картина морально устарела даже по отношению к своим предшественницам, снятым в конце ХХ века, - там хотя бы были расставлены акценты, что хорошо и что плохо. В «Купи меня» нет ни то что акцентов, нет даже мотивации поступков героинь. Ну действительно, кто поверит, что можно пойти в проститутки исключительно «из любви к искусству», а не ради каких- то корыстных интересов. Теперь что касается «художественной части». Снят фильм тоже как-то «по старинке», в духе 80-х. Серые пейзажи, обшарпанная квартира, даже ночная жизнь какая-то тихая и блеклая - московские жрицы любви давно уже существуют в более дорогих декорациях. И в целом, конечно, картина вообще бы не заслуживала внимания, если бы не история с «американским» режиссером. Которую, в духе последних тенденций, вполне можно рассматривать как идеологическую диверсию. Только-только отечественное кино стало добиваться каких-то успехов, как вдруг раз - и выходит под российской маркой такое вот «Купи меня»… Зачем? Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант»

Рашендевочки от интеррежиссера
© Интересант