Амина Жаман: Мой главный принцип в работе - жесткость
Режиссер, актриса, сценарист, композитор Амина Жаман выступила в роли продюсера в американском фильме "Поле битвы", где главную роль играет сын Оливера Стоуна – Шон. Эта картина будет представлена на кинофестивале "Idyllwild International Festival of Cinema" в Калифорнии. Перед вылетом в США Амина встретилась с корреспондентом «ВМ». - Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с Шоном Стоуном? - К моменту начала съемок фильма в 2016 году мы уже были знакомы с Шоном. В сценарии по мотивам комедии Юджина О’Нила «Человек кино» была роль Хенри Роджерса, на которую идеально подходил Шон Стоун. Я отправила ему свой сценарий, он пришел в восторг от материала и согласился сниматься. Спустя некоторое время после премьеры “Человека кино” мне написал режиссер из Лос-Анджелеса Ануар Х. Смаин. Он сказал, что рассматривает Шона на главную роль в своей военной драме “Поле битвы”. Ануар спросил меня о работе с Шоном на площадке и моем мнении о нем как об актере и человеке. Я дала рекомендацию, и Шона утвердили на роль Бобби без кастинга и проб. Чуть позже режиссер предложил мне стать ассоциативным продюсером картины и вместе работать над международным продвижением фильма. Я согласилась, потому что мне понравилась команда Ануара и идея фильма. Это по-настоящему достойные люди, что не так часто встречается в киноиндустрии. Сам фильм чисто фестивальный, гуманный, глубокий, с большим смыслом. Для меня этот проект – открытие новых горизонтов и профессиональных перспектив. Наш фильм номинирован на 8 премий кинофестиваля Idyllwild International Festival of Cinema 2018 в Калифорнии. Именно там пройдет мировая и американская премьера картины - 10 марта. - Вы окончили актерский факультет, но работаете и режиссером и сценаристом и композитором, а теперь и продюсером. Как вам удалось всему научиться? - Что касается музыки - это дар свыше. Пишу песни на английском языке и инструментальные композиции с 14 лет. Режиссуре тоже невозможно научить. У человека должно быть четкое и оригинальное видение мира, уникальные идеи и богатая фантазия, а главное – мужество вести за собой людей и довести их до конечной остановки под названием “Успех”. Помимо писательского таланта, сценаристу, как и режиссеру, должно быть, что сказать зрителям. Продюсировать вынуждены порядочные артисты, чтобы сыграть заветные роли, не перешагивая через нравственные принципы. Я многому научилась в работе над своим первым полнометражным фильмом “Право любить” (реж. П. Курти, США, 2012). Площадка в Нью-Йорке стала моим киноинститутом. А главный принцип в работе – жесткость. Моя площадка - не место для халтуры и не место тусовки. При всем уважении к каждому актеру и большом количестве громкого смеха (зачастую моего) на репетициях я никогда не забываю о цели, качестве и сроках проекта. Ведь главное для меня – это результат. Сверхзадача – сделать свое имя синонимом понятия «успех». - В России выпускники режиссерских факультетов в отчаянии. Денег на фильмы не дают. Работу не найти. Может проще заявить о себе за рубежом? Поделитесь своим успешным зарубежным опытом с молодежью. - У каждого человека свой путь. В моей биографии профессиональный прорыв произошел в США, а потом уже в Европе. В любой стране состояться непросто. Никто не просыпается знаменитым без адского труда. Успех – не случайность, не чистое везение, не чья-то прихоть. Это закономерный результат многолетних стараний, бесконечных разочарований, постоянной работы над собой и своим мастерством. Совсем недавно по приглашению заведующего кафедрой политической и деловой журналистики в РАНХиГС Андрея Новикова-Ланского я давала двухчасовой мастер-класс под названием “Как сделать успешный фильм на расстоянии”. Я поделилась опытом работы над своим последним фильмом “Поле битвы” . В ходе мастер-класса также рассказала студентам о разнице работы в российском и американском кино, о бродвейком методе, который я использую в своих спектаклях в России, о важности международных СМИ в продвижении фестивального фильма, профессиональной этике актеров на съемках и в рекламе фильма и мощном маркетинге как основе успеха голливудских картин. Насчет будущего выпускников очень точно заметил Андрей Новиков-Ланской, сказав: “Главное – не кто набирает курс, а кто даст ребятам работу после окончания университета”. В идеале – вернуться к советскому методу, где выпускников трудоустраивали, а не бросали на произвол судьбы. На мой взгляд, стоит набирать ровно столько студентов, скольких мастер сможет лично обучить. Такой педагог уделит им равное количество времени, даст им практику, а позже - возьмет в свой коллектив. Это честно, эффективно и результативно. - Как режиссеру из России вписаться в единство мира и быть интересным везде? - На мой взгляд, он уже вписан. Если человек сам по себе интересный собеседник со своим мнением, то это останется неизменным в любой точке Земли. Другой вопрос – как сделать российского режиссера узнаваемым везде, а его картины пробить в международный прокат. Вот над чем стоить поработать сегодня нашим продюсерам и маркетологам. Все мои проекты международные. Я хочу всегда работать с лучшими артистами из разных стран мира. К тому же, международный состав порождает международный интерес к проекту. - В ГИТИСе вы учредили именную стипендию Амины Жаман. Как возникла эта идея? Кого поддерживаете? - Это - великолепная идея ректора ГИТИСа Григория Заславского, который ежедневно улучшает условия учебы для своих студентов и поднимает рейтинг института. На сегодняшний день известные выпускники института дают в общей сложности 70 именных стипендии самым талантливым студентам вуза. Программа очень важная и нужная. Первым моим стипендиатом стал актер Евгений Кива с курса В.А. Андреева, вторым - с февраля 2018 года является актер Вениамин Краснянский с курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Такую программу было бы здорово ввести во все вузы. - Сложно быть продюсером американского кино? В чем главное отличие нашего кинопроизводства от зарубежного? - Быть продюсером в принципе сложно. В любой стране. У нас практически нет новых лиц на большом экране, и редко окупаются фильмы. Эти два фактора, кстати, взаимосвязаны. Люди заранее уже знают, что увидят и примерно в каком исполнении. Отсутствие интриги убивает интерес. - Сегодня все говорят, что в России кино продюсерское, и режиссер ничего не решает. На ваш взгляд, кто главный человек в кино? И как добиться золотой середины между интересами продюсера и режиссера? - Главный – сценарист. Без сильного сценария не может быть хорошего кино. Нужно уметь слушать и слышать друг друга. При уважении всегда можно найти компромисс.