Кто сделал «Оскар»: как снимали лучший фильм года «Форма воды»
«Форма воды» Гильермо дель Торо стал обладателем главного «Оскара»-2017. Сюжет сказки прост — немая уборщица влюбляется в человека-амфибию и спасает его из секретной исследовательской лаборатории, — однако, чтобы реализовать задуманное дель Торо привлек лучших голливудских специалистов по созданию и разработке спецэффектов. Фильм также наградили за лучшую режиссерскую работу и за лучшую работу художника-постановщика, но в категории «Лучшие визуальные эффекты» он номинирован не был, а победителем стала картина «Бегущий по лезвия 2049» продюсера Ридли Скотта. Тем не менее визуальные эффекты в «Форме воды» были отмечены множеством других наград американского кинематографа. Казалось бы, что в этом фильме технически сложного? Здесь нет армии летающих фантастических тварей или эпичных военных конфликтов, города не разрушаются от стихийных бедствий, и никто не отправляется в межгалактические путешествия в поисках внеземных цивилизаций. Однако, чтобы создать Человека-амфибию, который бы мог двигаться в кадре и выражать эмоции также естественно, как человек, потребовалось целых семь месяцев работы, при том что сами съемки длились всего три. Роль Человека-амфибии исполнил актер Даг Джонс, неоднократно игравший монстров у Гильермо дель Торо. Например, Бледного человека в «Лабиринте Фавна» или Эйба Сапиена в «Хеллбое», который, кстати, выглядел практически также, как герой Джонса в «Форме воды». Оказывается, очередной впечатляющий костюм и грим Джонса (как раз отмеченные жюри «Оскара») представляют собой лишь часть того, что мы видим на экране. В работе над картиной принимало участие всего две студии: Legacy Effects, отвечавшая за создание персонажей с помощью грима и аниматроники, и малоизвестная VFX-студия (visual effects) Mr.X, с которой Гильермо дель Торо работает практически в каждом фильме. Костюмы и визуальные эффекты История компания Legacy Effects берет свое начало в гримерках Walt Disney Pictures, куда еще в конце 1960-х годов пришел работать Стэнли Уинстон. В конце 80-х Уинстон вместе с Линдсей Макгоуэном, Шейном Маханом, Джоном Розенгрантом и Аланом Скоттом начали работать над созданием специальных костюмах и аниматронике в кино. Чтобы понять, насколько другим стало кино благодаря их работе, можно назвать хотя бы «Аватар», «Титаник», «Мир Юрского периода», «Мстителей» или «Жизнь Пи». В 2018 году Шейн Махан получил за свою работу «Оскар». Компанией, отвечающей за визуальные эффекты, стала VFX-студия Mr.X. По словам VFX-супервайзер компании Mr.X Трей Харрел их задачей было сделать амфибию максимально естественной, поэтому Mr.X и Legacy Effects приходилось работать вместе, согласовывая визуальные эффекты сцен с актерской игрой. В интервью The Verge он заявил: «Каждый кадр фильма, в котором вы видите существо, — это отдельный визуальный эффект». Главной проблемой для аниматоров было сохранение игры актера и создание мимики на лице существа. Его команда выполнила «сотни сканирований» тела Дага Джонса для создания анимационной копии фигуры и карт натяжения и морщин, которые было невозможно отыграть в латексном костюме. «Мы принимаем морщины на лбу или носогубные складки как данность, — смеется Харрелл. — Но этими элементами невозможно управлять, если на тебе латексные накладки». Анимация, с помощью которой художникам удалось передать тонкие эмоции существа, включала моргание глаз, двигающиеся жабры и люминесценцию. Хотя костюм был окрашен специальной люминесцентной краской, свечение все-таки добавляли на компьютере. Дага Джонса в костюме и без отсканировали с помощью технологии фотограмметрии Xscan. Эта установка состоит из 56 зеркальных фотокамер, со всех сторон фиксирующих геометрию и текстуры в высоком разрешении. В итоге был создан 3D-портрет актера в 48 мимических позах без грима, на основе которых моделировалась мимика Человека-амфибии. Такие же технологии использовались при съемках фильма «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». «Этот цифровой грим был самым сложным, который я когда-либо делал, — рассказывает супервайзер анимации Кевин Скотт в интервью тематическому изданию Cartoon Brew. — Гильермо хотел, чтобы мы показывали ему работу параллельно с отснятым материалом, постоянно переключаясь при этом между двумя кадрами. Поэтому мы добавили еще один уровень управления для полного слияния изображений. Нашу работу исследовали очень-очень тщательно». В тех сценах, где Существо плавает в стеклянной колбе в Лаборатории, оно было сделано при помощи цифровой графики, потому что ни актер, ни даже профессиональный дайвер не могли бы двигаться под водой с такой скоростью. Для создания этих кадров, художники ориентировались на движения тела в воде олимпийских чемпионов по плаванию и пластику водоплавающих животных — пингвинов и акул, — чтобы все движения выглядели естественно и грациозно. Сцены в воде Еще одной технологией при создании фильма стала съемка подводных сцен в сухом павильоне «dry for wet». «Мы провели большое исследование особенностей подводных видов, — сказал Берарди в интервью Cartoon Brew. — Сначала мы хотели снять все на хромакее и добавить комнату в цифре, но потом поняли, что Гильермо предпочитает строить декорации». В тех сценах, где действие картины разворачивается под водой — например, сцена сна в затопленной квартире главной героини, — съемки проходили в сухих декорации, а эффект подводной среды достигался с помощью освещения и задымления, а плавающие предметы были подвешены на тонких тросах. Мощные проекторы создавали эффект лучей света, преломляющихся в воде, которая на самом деле была дымом, а с помощью графики в уже отснятый материал были добавлены пузырьки, рыбы, изменено положение волос Элизы и ее одеяла.