«Молодые пробиваются через эпатаж». Актриса Ирина Розанова о кино

Народная артистка РФ, известная актриса театра и кино Ирина Розанова приехала в Воронеж с благотворительным творческим вечером. В среду, 7 марта, артистка, являющаяся послом фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», выступила на сцене ТЮЗа, а перед этим ответила на вопросы «АиФ-Черноземье». О съемках в глубинке и встрече с Ален Делоном Фаина Мания, «АиФ-Черноземье»: В прокат выходит фильм «Жили-были», в котором вы снялись вместе с Федором Добронравовым и Романом Мадяновым. Вы быстро согласились принять в нем участие? Ирина Розанова: Да, прочитав сценарий, я поняла, что тема замечательная. Для меня эта история – притча. Я сама родилась в Пензе, детство провела в Рязани. Несмотря на то, что я давно уже живу в Москве, я по сей день осталась провинциальным человеком в душе. Для меня Родина – это не просто пафосные слова, это то место, где осталась моя душа. Это не просто история об умирающей деревни, она о любви, об одиночестве. - Во время презентации фильма в Воронеже Федор Добронравов рассказывал, что после месяца съемок и жизни в глухой деревне некоторые ребята из съемочной группы задумались о том, чтобы купить там участок. У вас не было таких мыслей? Не хотелось сбежать в глубинку? - У меня, итак, есть дом в деревне под Рязанью. Помню, когда был жив папа, мы ходили с ним в лес за грибами. Но сейчас я часто не успеваю туда ездить, потому что, как наступает лето, так начинается активное движение на работе. - Вам нужно вдохновение в работе? - Мне кажется, что вдохновение нужно не только на работе, но и в жизни, сразу, когда встаешь с утра. Наш день зависит от того, как мы просыпаемся. Да, к сожалению, нас часто не радует погода. Ну нет у нас такого солнца, как в Испании. Приходится от некоторых вещей отказываться и в работе. Меня, кстати, совсем не страшат маленькие роли. Например, в фильме «Ворошиловский стрелок» у меня была однокадровая роль мамы Кати. Я не могла отказаться от такого интересного персонажа – за одну секунду рассказать о судьбе маленького человека. - А от каких ролей вы можете отказаться? - Если это не мой формат, если мне неинтересно. Я не могу представить, что соглашусь из-под палки на картину, пусть даже с большим гонораром. Не деньги главное. - Ален Делон очень тепло отзывался о работе с вами в фильме «С новым годом, мамы!». Сейчас вы с ним не поддерживаете отношения? - И я, и он хотели продолжить общение, но видно звезды не сошлись. А эта встреча, когда мы снимались один день в Париже, конечно, незабываемая. И потом в Москве, я помню, боялась, что меня его поклонницы обольют кислотой, когда мы шли вместе. Что тут говорить, он ведь любимец женщин. Он безумно душевный человек, умница, ко всем относился потрясающе. Для него не существовало ни категорий, ни регалий. Когда его перед съемкой пригласили на грим, он ответил: «Какой еще грим. Грим Ален Делона – мое лицо в 76 лет». В 33 года его назвали самым красивым человеком Вселенной. И так мудро этот самый красивый человек принимал жизнь. Когда мы были на совместной пресс-конференции, я сказала журналистам, что никогда не любила красавчиков и сейчас Ален Делон мне нравится гораздо больше. Все вокруг замерли, а он засмеялся, обнял меня и поцеловал... Надо было общаться, не терять связь. Тем более, он еще и холостой. Правда, у него «кладбище» собак, а у меня кошка. «Тебя будут ненавидеть за эту роль» - Где вам сложней играть – в театре или кино? - В театре я сейчас вообще не работаю. Ведь я к театру отношусь очень свято, потому что мои мама с папой отдали ему всю свою жизнь. Я не могу просто так приехать в какой-нибудь город с гастролями, посвятить моськой и уехать. «К вам приехала звезда, платите деньги» - не про меня. Я буду участвовать только в том спектакле, в котором смогу поговорить по душам. А уровень тех пьес, которые мне предлагают, порой не всегда меня удовлетворяет. Более того, у меня много проектов, и уже сложно бегать между театром и кино. Я уже не в том возрасте. Это ведь большой труд. Но я все же думаю, что найду тот спектакль и ту команду, который меня по-настоящему заинтересует. - Часто актерам сносит голову от успеха. Как вы боролись с этим состоянием? - Не могу сказать, что я учусь на своих ошибках, но выводы делать правильные умею. Я видела много разных судеб – и удовлетворенных, и неудовлетворенных, и востребованных, и невостребованных. После роли-таблетки в картине «Катафалк» Валеры Тодоровского, где я сыграла «дурочку», на фестивале в Одессе мне дали приз за главную женскую роль и подарили хрустальную корону. Помню, как я, королева, спускалась по лестнице оперного театра, ноги дрожали, но я гордо несла корону. Круче меня тогда никого не было. Мне казалось, что теперь я должна быть самой главной – я ведь коронованная... Но на другом подобном фестивале за эту же роль я не получаю ничего. Какой большой несправедливостью я это посчитала. Но этого урока мне хватило надолго. Потом я поняла, что в жизни все по-другому. Через этот путь, наверное, все проходят. Просто кто-то задерживается, а кто-то идет дальше. Но этот путь гибельный, он ведет в никуда, в бездну. - Вы назвали роль в «Катафалке» «таблеткой». Объясните, что это значит? - В этой роли я сыграла то, о чем сама же думала. Я обожаю эту «дурочку». У нее умирает мама, ее бросает жених, а она ни о чем не подозревает. «А что будет, когда нас всех не станет?», - спрашивает у нее жених. «Как это не будет, такого не может быть», - вот ее ответ... Теперь, когда не стало моих родителей, дорогого мне человека, одного из моих мужей Бахтиёра Худойназарова, я точно знаю, что они никуда не уходят. Мы только не можем их потрогать, сказать и услышать их голос. Так как, например, папа мне всегда говорил: «Девочка моя, маленькая моя, доченька моя», никто никогда уже не скажет. Еще я всегда вспоминаю про фильм «На тебя уповаю», где я сыграла воспитательницу в детском доме – тварь страшную. Мама, которая читала все мои сценарии, на эту картину сказала: «Умоляю, не играй в ней. Тебя будут ненавидеть». На что я ей ответила: «Дураки будут ненавидеть, а умные поймут». И показательно для меня было, когда на одной телевизионной передаче в студию, где я была гостем, позвонил мужчина и признался: «Когда моя жена посмотрела эту картину, она перестала кричать на ребенка». И тогда я задумалась, если хотя бы на секундочку мы можем уговорить своим делом человечество, значит, все это не зря. «Кодирование от сладкого – это маразм» - В одном интервью вы рассказывали, что кодировались от сладкого. Это вам помогло избавиться от зависимости? - Это маразм, конечно. Я кодировалась, когда бросала курить. Не верьте никому кроме собственной головы. Все наши коды – в голове. Причем по тем временам это кодирование от сладкого стоило каких-то баснословных денег. Когда мне дали выпить какую-то жидкость со словами: «Вы больше никогда не захотите ни пирожное, ни мороженое», я едва удержалась от смеха. Я считаю, что единственное, что может помочь, это дать себе установку. Иначе ничего не получится. - В итоге отказались от вредных привычек? - К сладкому я спокойна. А что касается сигарет, я курю очень давно, с детства, с театра. Тогда все курили. Это, конечно, нехорошо, но я люблю пообщаться за сигаретой и чашечкой кофе. Это очень приятный процесс. - А что еще вам доставляет удовольствие? - Много чего. Вот, например, недавно делала младшим детям ремонт в квартире. Пришлось две бригады рабочих поменять. Все это сопровождалось ненормативной лексикой. (смеется – Ред.) - Часто она вам помогает? - Конечно. Не понимаю, как от нее можно отказаться. А ведь даже в кино был такой период, когда всё заматерили. Помню, я пришла в видеопрокат и забыла, как называется фильм. Говорю продавцу: «Дайте мне фильм, где ругаются матом». А он мне на это: «Да таких много очень, не угадаем». Конечно, мат не всегда бывает к месту. Да, я прекрасно понимаю, что не надо хамить при детях. Ну а так, куда в нашей ментальности без мата, без этакого словца. «Молодым надо не бояться» - Как вы относитесь к молодым актерам? Кто-нибудь из них вам интересен? - Вокруг столько потрясающих актеров, которых, возможно, никогда не увидят. Не знаю, судьба это или что. Многие идут в сериалы, но почему-то не относятся к этому всерьез. Хотя сериалы и в России, и за рубежом, сейчас занимают большое место. У многих, к сожалению, опускаются руки. Хотя главное – это правильное отношение к жизни, причем в любой сфере. И еще сейчас какое-то время скандалов. Может, я прожила на планете «маленького принца» безо всяких скандалов. Но то, что сейчас молодые люди пробиваются через эпатаж, совсем не мое. - Есть ли какой-то секрет успеха? Как пробиться начинающим актерам? - Не бояться. Меня часто спрашивают, почему я меняла театры. Я просто понимала, что моя нога не здесь. Когда я уходила из «маяковки», меня не понимали: «Куда ты идешь? Отсюда не уходят. Отсюда только выносят. Это же театр Маяковского! В него все мечтают попасть». Не то, что я была безбашенной, нет. Просто, когда мы понимаем, что достигли мертвой точки, надо уходить. Иначе она затянет, потом появится безразличие. А я не хочу доживать, я хочу жить. Не возьмут в артистки, найду другое занятие. Все-таки у меня уже есть имя. Вот, например, позвал к себе фонд «Выход», буду с ним ездить, буду помогать. - Вы уже, кстати, определились, как будете помогать фонду? Может, организуете театральную группу для «особенных» детей? - Есть и такие мысли. Будем думать. На предложение Авдотьи Смирновой я откликнулась, не раздумывая, и готова оказывать любую помощь. Пока я не очень хорошо разбираюсь в проблеме, не буду скрывать. Но это всего лишь дело времени. Как помочь благотворительному фонду содействия решению проблем аутизма «Выход», можно узнать по ссылке.

«Молодые пробиваются через эпатаж». Актриса Ирина Розанова о кино
© АиФ