Африканская мечта: особенности кино самого жаркого континента
От стабильной ЮАР до сенсационной Нигерии. Кинематограф Африки молодой, необычный и активно развивающийся. Поверить в это непросто, но факт есть факт. Съёмки фильмов на этом континенте — популярное занятие и приносит доход, а некоторым странам в своём стремлении создавать фильмы даже удалось обойти Голливуд, пусть и с оговорками. Кино как явление появилось в Африке ещё в начале XX века: его на континент привезли европейские колонисты, чтобы развлекать показами фильмов сначала своих эмигрантов, а затем и коренное население. Во время колониального периода африканская киноиндустрия создавалась европейскими и американскими режиссёрами. Они приезжали на материк в поисках экзотических локаций для своих фильмов, а диких животных и представителей африканских племён использовали как необычное дополнение к кинолентам. Сейчас большинство фильмов того периода выглядят несколько расистскими. Одна из немногих кинолент, остающаяся приемлемой — «Африканская королева» 1951 года Собственные фильмы темнокожее население Африки начало снимать уже после завершения колониального периода, в 60-е. Их творческую реализацию поддерживали и бывшие владельцы стран. Например, французское правительство помогало своим территориям финансово и технически. Получив творческую и финансовую свободу, африканские режиссёры начали снимать фильмы с целью показать настоящее «лицо» континента и стереть расистские стереотипы. Одним из первых, кто начал использовать кино как политический инструмент, был сенегалец Усман Сембен. Его называют отцом африканского кино, а кинорежиссуре он, к слову, учился в Москве. Всего Сембен снял девять полнометражных фильмов, первый из них — «Чернокожая из...» — рассказывает о жизни африканки, работающей служанкой во Франции. В 1966 году кинолента стала лауреатом Каннского кинофестиваля. Кадр из фильма «Чернокожая из...» (1966) В 1969 году для продвижения африканского кино на Западе и обеспечения финансовой поддержки молодым режиссёрам в Буркина-Фасо был открыт Фестиваль кино и телевидения стран Африки. Он и до сих пор проходит раз в два года. Съёмками фильмов сейчас с переменным успехом занимаются в большинстве стран Африки. Но самыми интересными и популярными как на континенте, так и за его пределами являются киноиндустрии Нигерии и ЮАР. ЮАР — это техническая и финансовая суперсила Африки, а поэтому вполне естественно, что кино здесь развито сильнее, чем в других странах, да и становление индустрии шло плавно, без резких скачков. Кинематограф ЮАР — один из старейших на континенте. Первый фильм, полностью произведённый в республике, был снят в 1911 году и назывался «Великое похищение бриллиантов в Кимберли» (The Great Kimberley Diamond Robbery). Сейчас он считается потерянным. Популярным местом для съёмок была провинция Квазулу-Натал и конкретно город Дурбан из-за живописных пейзажей и прекрасных локаций для исторических фильмов, например «Вортреккерс» (De Voortrekkers) 1916 года и «Символ жертвоприношения» (The Symbol of Sacrifice) 1918 года. Одной из главных тем южноафриканского кинематографа с самого начала была история коренных народов. Так, в 1930 году в стране выпустили первый звуковой фильм о жизни племени зулусов «В стране Зулу» (In the Land of the Zulu). Сразу за этим последовали киноленты «Одна мать» (Moedertjie) и «Сари Марэ» (Sarie Marais). Последний поднял ещё одну актуальную для кинематографа ЮАР в первой половине 20 века тему африканского национализма. Толчком к развитию конкретно африканского кинематографа стала Вторая мировая война. В это время в стране усилились африканско-националистические настроения и выражать их начали посредством кино. Для продвижения такого рода фильмов в 1940 году даже была создана Благотворительная ассоциация любительской киноорганизации RARO. Фильмы на тему африканского национализма выпускались на африкаансе — втором после английского по популярности языке в ЮАР. В 1943 году в республике был создан Национальный совет по кинематографии. В 1949 году на экраны вышел первый южноафриканский фильм с полностью темнокожим актёрским составом — «Африканский Джим» (African Jim). «Африканский Джим» (1949) В 1954 году было создано Южно-африканское сообщество кинематографистов (SASC), а в 1957-м заработала регулируемая система субсидий: их выдавали за успешные кассовые сборы. Эти изменения позволили многим кинопроизводителям очень быстро разбогатеть. В 1963 году в стране появился орган цензуры — Совет по контролю за публикациями, который следил за всеми видами массовой культуры, в том числе и за кино. Многие фильмы после появления Совета попали под запрет: к примеру, всем жителям ЮАР нельзя было смотреть 46 фильмов, а темнокожему населению ко всему прочему ещё более 100 картин, доступных белым. Особенно строго совет относился к трём темам в кино: сексу, насилию и смешению рас. В 70-е в кинематографе ЮАР началось заметное расслоение. Появилось такое направление как кинематограф Банту — он создавался темнокожими на этнических языках и показывался только в церквях, школах и пабах. В 1975 году южноафриканский кинематограф впервые получил высокую оценку за границей: фильм «Животные – это красивые люди» взял «Золотой глобус» как лучший документальный фильм, а фильм о дружбе белого и темнокожего мальчиков «Леденец» (E'Lollipop) попал в шортлист «Оскара». Трейлер фильма «Животные — это красивые люди» В январе 1976 года в ЮАР в эфир вышла первая телепередача, что дало новый виток киноиндустрии. Кинопроизводители наконец обратили внимание на ТВ и создали множество драм и документальных фильмов именно под этот формат. В 80-е популярность обрели «чёрные художественные фильмы» или фильмы Би-категории: в авторах у них были белые продюсеры, а в актёрах — темнокожие (рассчитаны эти фильмы были на ту же аудиторию). За такие картины их создатели получали государственную субсидию максимум в 70 тысяч рандов (около 6 тысяч долларов), в зависимости от количества проданных билетов. Чтобы извлечь выгоду, многие из них снимали даже не фильмы, а просто какие-то небольшие видеофрагменты, что, разумеется, приводило к скандалам. Чтобы как-то изменить ситуацию, в 1989 году в ЮАР анонсировали новую схему субсидирования — в этот раз государство решило поддерживать некоммерческие, авторские фильмы. Была одна проблема: очень быстро стало ясно, что средств в бюджете на всё это не хватает. В 1990 году было решено, что на субсидии в размере 70% от стоимости производства могли претендовать только фильмы, собравшие в местном прокате хотя бы 200 тысяч рандов. В октябре 1999 года в ЮАР был организован Национальный кино- и видеофонд. Задачей новой организации стало упростить создание фильмов об Африке для африканских режиссёров и сделать эти фильмы популярными за рубежом и на родине, что, к слову, ничуть не легче. Интерес к южноафриканскому кино у жителей страны невысок — местное кинопроизводство страдает от отсутствия хороших сценариев, оригинальных идей и интереса рекламодателей. Также африканцы устали от повсеместного использования темы борьбы с расизмом и национализмом. Популярностью среди населения ЮАР пользуются только местные комедии, например, «Мистер Бонс» 2001 года. Она даже смогла обойти по популярности в прокате фильмы «Гарри Поттер и философский камень» и «Властелин колец: Братство кольца». В 2008 году у фильма «Мистер Бонс» вышел сиквел Помимо фонда, поддержкой кинопроизводства в ЮАР занимаются несколько организаций: Корпорация промышленного развития (The Industrial Development Corporation) стремится создать устойчивую киноиндустрию в ЮАР. Для этого одна из стратегических групп корпорации занимается финансовой поддержкой производства фильмов, их проката и постпроизводственных моментов. При этом помощь обычно выдаётся в виде кредита, который покрывает не более 49% всей стоимости ленты. Региональные кинокомиссии. Их в ЮАР четыре: Eastern Cape, the Cape Film Commission, Gauteng Film Commission и Durban Film Office. Они были созданы, чтобы продвигать города как площадки для кинопроизводства. Комиссии предлагают широкий спектр помощи и консультаций, например, программы поддержки Комиссий Гаутенга включают помощь в финансировании, переговорах о совместных проектах и партнерстве с вещателями. Южноафриканская налоговая служба предоставляет вычет производственной стоимости фильма его автору. Отдел искусств и культуры активно продвигает местное кинопроизводство, финансирует его и особенное внимание уделяет документальному кинопроизводству. Кадр из фильма «Район №9» (2009) В отличие от собственных фильмов, зарубежные киноленты (в том числе и те, которые были произведены совместно с ЮАР) пользуются в республике большой популярностью. У страны налажены крепкие связи с Западом: есть официальные соглашения о сопроизводстве с восемью странами (Канада, Италия, Германия, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и Ирландия). Таким образом, например, были сняты фильмы «Район №9», «Робот по имени Чаппи», «Код доступа „Кейптаун"», «Посвящённый» и множество других. Мечтой южноафриканских кинодеятелей сейчас является создание своего собственного аналога Голливуда. И они почти достигли своей цели, благодаря появлению в Кейптауне, одном из крупных городов ЮАР, большой киностудии с несколькими съёмочными павильонами. Киностудия в Кейптауне сразу стала привлекательным местом для съёмок блокбастеров: производство фильма в Африке значительно дешевле, чем в Америке или Европе. Например, в павильонах этой студии всего за 50 миллионов долларов был снят фильм «Судья Дредд» 2012 года. Продюсер Эндрю МакДональд сказал, что студия Кейптауна одна из немногих может делать фильмы, которые выглядят на 100 миллионов, используя при этом почти в половину меньше средств. Совсем иная история становления кинематографа в Нигерии. После завершения колониального режима никакого бешеного развития этой индустрии здесь не было. Зато за последние 20 лет стране удалось заработать звание Нолливуда и стать самой популярной в Африке. История Нолливуда началась с незатейливой бизнес-идеи торговца Кеннета Ннебю (Kenneth Nnebue). В 1992 году он закупил большую партию пустых VHS-кассет из Тайваня, которую намеревался распродать у себя в стране. Это дело у него пошло не очень успешно, и тогда к Ннебю пришла гениальная идея: сделать эти кассеты не пустыми, а записать на них кино. За помощью в создании своего «шедевра» предприниматель обратился к театральному режиссёру Крису Оби Рапу (Chris Obi Rapu). В итоге, вместе они за минимальные деньги сняли триллер «Жизнь в рабстве» (Living in Bondage) — о фермере, которого преследует призрак его жены. Фильм добился огромной популярности и был продан тиражом в миллион копий. В 1993 году был даже снят сиквел «Жизнь в рабстве 2». Трейлер фильма «Жизнь в рабстве» (1992) Рыночные торговцы долгое время были главными лицами в Нолливуде. Они продолжают творить и сегодня: создают фильмы для домашнего просмотра, записывают их сразу на цифровые носители, тиражируют, а затем продают по доллару за копию. Такая схема выгоднее, чем показы в кинотеатрах, потому что поход в кино для большинства нигерийцев — непозволительная роскошь. Сами по себе такие фильмы производятся не на студиях, а в обычных городских локациях. Бюджет одной киноленты чаще всего — 10-12 тысяч долларов. Создатели фильмов базируются на рынке Идумота (Idumota). Сейчас нолливудские фильмы смотрят по всему континенту, актёры страны — настоящие звёзды сродни голливудским. Особую популярность нигерийские фильмы имеют у жителей Кении: часто там детей называют именами нигерийских звезд, а сами кенийцы имитируют нигерийский акцент. Феномен Нолливуда пользуется большой популярностью на Западе, а о киноиндустрии Нигерии написано более 50 книг. Стоит отметить, что за 26 лет существования нигерийское кино развилось качественно, и сейчас в стране есть чёткое деление на «старый» и «новый» Нолливуд. В первом всё происходит по старой схеме: быстро сняли, быстро смонтировали и отдали на рынок. Хотя нужно отдать должное, качественный скачок в производстве наблюдается и здесь. А вот что точно не меняется, так это темы старого Нолливуда — традиционные, часто с элементами фольклора, истории с сильной моральной установкой. В «новом» Нолливуде всё немного иначе: сюжеты менее морализаторские, более универсальные, с большим пониманием кинематографа как искусства. Само новое кино создается богатыми нигерийцами для богатых (или среднего класса) нигерийцев. Поэтому и бюджет у фильмов гораздо выше — несколько миллионов нигерийских найр. Производятся фильмы «нового» Нолливуда не на улицах, а на нормальных студиях — их за последние годы открылось немало. Сказать, какой из Нолливудов популярнее, сложно, потому что единой базы всех фильмов в стране нет. Зато с уверенностью можно утверждать, что у обоих видов кино Нигерии есть проблемы. Первая — серьёзная конкуренция в кинопрокате с западными фильмами. Нигерийцы, которые могут позволить себе ходить в кинотеатры, предпочитают голливудское кино из-за качества съёмки и дорогих спецэффектов. Бонусом Нолливуда остаётся лишь самобытность. Вторая проблема — пиратство. Несмотря на то, что индустрия кино в Нигерии приносит доход, лишь малая часть денег попадает к создателям — всё из-за развитого рынка поддельных копий. Именно поэтому многие продюсеры не решаются вкладывать крупные средства в производство фильма, даже если деньги есть — боятся остаться у разбитого корыта. Возможных решений у этого вопроса несколько. Во-первых, усиление закона об авторских правах. Этим сейчас активно занимаются в Национальном отделе по цензуре в кино и видео. Но пока контроль всё ещё в недостаточном количестве. Во-вторых, переход на формат видео по запросу. Это, конечно, спорное предложение, потому что стабильный интернет есть далеко не у каждого в Африке. Тем не менее, сейчас в Нигерии работают несколько стриминговых платформ. Самые популярные — SOLO view и IROKOtv. С 2014 года, благодаря IROKO, фильмы Нолливуда можно смотреть на авиарейсах British Airways, South African Airways, Emirates, Kenya Airways и United Airlines. А ещё IROKO снимает собственные фильмы, прямо как Netflix. Сейчас нигерийское кино можно найти и за пределами Африки. Например, с 2008 года в Великобритании есть кабельный канал nollywoodmovies, который вещает во многих странах Европы. А с 2014 года нолливудские фильмы можно смотреть на Netflix. Основная аудитория — естественно, африканские диаспоры. Кадр из фильма «Пятьдесят» (Fifty, 2015) Нолливуд — это не только забавный феномен, но и отличное подспорье для нигерийской экономики. Благодаря кинопроизводству в стране было создано несколько тысяч рабочих мест. Правительство страны это понимает, а потому по мере сил помогает индустрии. В прошлом году на поддержку кинобизнеса было выделено 420,2 миллиона нигерийских найр (около 1,16 миллионов долларов). В 2010 году Нигерия обзавелась собственным кинофестивалем, а в 2017 провела киносаммит Ещё у правительства Нигерии есть проект по развитию кино, состоящий из трёх частей: Фонд кинопроизводства, Фонд укрепления потенциала и Фонд инновационного распределения. Их задачи — расширить прокат фильмов за границей, защищать их от пиратства и создавать в стране рабочие места. В прошлом году, например, благодаря киноиндустрии, в Нигерии нашли работу 256 человек, а ещё 544 — устроились временно. Трейлер фильма «Оджуджу» (2014) Дань уважения Джорджу Ромеро и его «Ночи живых мертвецов». «Оджуджу» — зомби-хоррор молодого нигерийского режиссера С.Дж. Обаси. В фильме есть и социальный подтекст: вирус люди подхватывают в Лагосе (столице Нигерии), выпив воды. Кадр из фильма «Цоци» (2005) Единственная южноафриканская лента, у которой есть «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Цоци — это имя главного героя, он — главарь уличной банды, жизнь которого меняется после того, как он находит в угнанной машине младенца. «Цоци» — это фильм о внутренней борьбе, о выборе между жестокостью и человечностью. Кадр из фильма «Барабан» (2004) Малобюджетный фильм (на съёмки потратили всего 3,6 тысяч долларов) о южноафриканском журналисте, борющемся с апартеидом. Был показан на кинофестивале в Торонто и даже побывал в европейском прокате. В 2005 году стал победителем двух африканских кинонаград: на Международном кинофестивале в Дурбане и на Фестивале кино и телевидения стран Африки в Уагадугу. Трейлер фильма «1 октября» (2014) Триллер об убийствах молодых женщин во времена освобождения Нигерии от британского колониального правления. «1 октября» сочетает в себе интересный детективный сюжет и актуальную для африканского кино тему борьбы за национальную независимость. Один из нигерийских фильмов, которые можно найти на Netflix. Кадр из фильма «Таксист» (2015) Криминальная комедия о ночной жизни столицы Нигерии. Главный герой фильма после смерти отца переезжает в Лагос из маленького городка и начинает работать персональным водителем для мафии и проституток. В 2015 году фильм побил рекорд нигерийского проката по сборам за первый выходной. Кадр из фильма «Свадебная вечеринка» (2016) Фильм стоит посмотреть, чтобы получить представление о том, что такое популярное «новое» нигерийское кино. «Свадебная вечеринка» — это романтическая комедия с очень типичным сюжетом: пара готовится пожениться, но в их идеальную картину свадебного торжества вмешиваются родственники из деревни. От сотни аналогичных западных фильмов «Свадебную вечеринку» отличает только африканский колорит. Драма с глубоким социальным подтекстом. Главная героиня — доктор, которая пытается всеми силами спасти мужчину, заболевшего эболой. Фильм вышел сразу же после всплеска этой болезни в Африке в 2015 году и был очень злободневным. В том же году его показали на кинофестивале в Торонто. #истории #топы #золотойфонд