Рауф Кубаев: "Мне нравятся герои, которые проходят через Преодоление с большой буквы"
Рауф, со своим первым режиссерским дебютом "Белый танец" в 1999 году вы сразу попали на "Кинотавр". Причем, сценарий написала ваша сестра Рано Кубаева, и она же сыграла одну из ролей. Вы и в дальнейшем работали вместе на нескольких проектах, где она уже была продюсером. "Белый танец" - мой первый фильм. Там я был режиссёром и автором сценария, а Рано – продюсером. Она сыграла ключевую роль в том, чтобы этот фильм в итоге состоялся. Дальше наши творческие пути разошлись, и, к сожалению, больше она никогда не была моим продюсером. "Белый танец" собрал много наград на различных престижных кинофестивалях. В картине снимались молодые, но уже известные артисты: Николай Добрынин, Александр Домогаров, Вячеслав Гришечкин и др. В главной роли - балерина Ольга Цирцен, которая после вашей картины, можно сказать, канула в лету. Вы ее больше не приглашали? Почему? После своего успеха в "Белом танце" Ольга занялась кинематографом вплотную, поступила на продюсерский ВГИКа, стала продюсером. Насколько мне известно, сейчас она снимает, как продюсер, полные метры. Кого из актеров вы вольно и невольно вытащили на звездную дорожку? В моих фильмах дебютировали такие актёры, как Юрий Чурсин, Ольга Арнтгольц, Юлия Зимина, Александр Суворов, Надежда Бахтина, Равшана Куркова, а в моём новом фильме-сериале "Одна жизнь на двоих", уверен, блеснут совсем новые "звёздочки" - Екатерина Панасюк и Борис Чистяков. Фото из личного архива Рауфа Кубаева Вы пришли в кино как сценарист. Фильм "В Багдаде все спокойно" был снят по одному из ваших первых сценариев. Съемки проходили в Узбекистане, на вашей родине. Герои картины пытаются сохранить семью, национальное достоинство, несмотря на окружающую их разруху. Если бы эту историю вы написали сегодня, как бы она изменилась? Самый первый мой сценарий – "Пешаварский вальс" режиссёров Тимура Бекмамбетова и Геннадия Каюмова. "В Багдаде всё спокойно" был вторым моим сценарием. И знаете, что? Если бы эту историю я писал сегодня, я изменил бы в ней всё. А может, и вообще не взялся бы за этот сценарий. Вы написали более тридцати, если не ошибаюсь, сценариев. Какие из них – авторские? Да все авторские, даже экранизации. Если писать и не вкладывать всего себя в сценарий, мало что может получиться. Вы – бескомпромиссный сценарист? Боретесь за сценарий или идете на уступки режиссеру? Есть примеры? Я – идеальный сценарист. После написания сценария и получения гонорара я предпочитаю забыть о сценарии. Я как никто знаю, что сценарий – это не законченный продукт, а всего лишь полуфабрикат, который режиссёр готовит согласно собственным амбициям, а не моим. Фото из личного архива Рауфа Кубаева Сев в режиссерское кресло, вы почувствовали свое влияние на трансформацию сценария? Продолжение предыдущего вопроса. Как режиссёр я всегда меняю сценарий – сообразно своим убеждениям, представлениям о драматургии. Вмешательство может быть минимальным или кардинальным – но то, что вызывает у меня отторжение, я всегда меняю. В одном из комментариев на вопрос, какие из ваших фильмов стоит посмотреть, какие вы любите, вы ответили - "Белый танец", "На краю стою", сериалы "Сорок третий номер", "Эффект Богарне" (сценарий) и для отдыха - "Детективное агентство Иван да Марья". Этот список уже можно увеличить? "С чего начинается Родина", "Шальная судьба", "Одна жизнь на двоих". Я как раз хотела задать вам пару вопросов по сериалу "С чего начинается Родина", показ которого состоялся на одном из телеканалов в 2014 году. Действие фильма разворачивается на заре Перестройки. Противостояние двух супердержав. Внутренняя борьба между управлениями Госбезопасности. Главный положительный герой работает в КГБ в звании капитана. Удивительным образом свежеиспеченный ТВ сериал "Спящие" (сценарий Минаева), к которому вы не имеете никакого отношения, перекликается с вашим не только идеологическим посылом, но сюжетными поворотами. Причем, даже главные герои находятся в одинаковых обстоятельствах. Чем это объяснить? Одним заказчиком? Сериал "С чего начинается Родина" мне никто не заказывал. Более того, насколько мне известно, в ФСБ его посмотрели и остались не очень довольны. Хотя я встречал в прессе версию, что этот сериал стал моим личным подарком президенту – более идиотской чуши я про себя никогда не читал. Про "Спящих" же вообще ничего не могу сказать. Я их даже не смотрел. Но, насколько мне известно, ФСБ и Первый канал сейчас не занимаются подобными заказами. Может, кто-то на это ухмыльнётся, но всё так и есть. Сценарий "С чего начинается Родина" вы писали вместе с Александром Бородянским и за основу, если не ошибаюсь, взяли историю, связанную с советским шпионом Гордиевским, работающим на британскую разведку. Как часто в ваших сценариях "присутствуют" реальные персонажи? Когда это исторический проект – довольно часто. Это касается и "Красной площади", и "С чего начинается родина". Фото: yasni.ru Вы отслеживаете, что происходит когда-то в родном для вас узбекском кинематографе? Есть какие-то пересечения? Нет, к сожалению. Но в этом году, надеюсь, многое в этом направлении изменится. Во всяком случае, со своей стороны я прилагаю некоторые усилия. Ваш последний сценарий к фильму "Со дна вершины", прокат которой только начался, был вдохновлен встречей с двукратным паралимпийским чемпионом Алексеем Мошкиным, потерявшим ноги на железнодорожных путях, в 12 лет. Как начинался этот фильм? Это ваша идея? Или режиссера? Это идея продюсера картины Тамары Цоцории. Это она меня вдохновила на этот сценарий, она же познакомила нас с Алексеем. Начинался он сложно, Тамара работала над ним пять лет. Для меня там было всё ясно и ничего сложного. Я написал свой сценарий за две недели. Вам нравятся сильные герои? Мне нравятся герои, которые проходят через Преодоление с большой буквы, которые делают нечто, что заставляет их меняться. Если он такой же, как в начале фильма – для меня он не герой. Сохранился ли ваш сценарий и претерпел изменения? В основном сохранился. Но некоторые сцены добавлены. Как прошла премьера? Вы довольны прокатом? Были ли встречи со зрителями? Премьера прошла удачно, мне кажется. Прокат только начался, пока рано говорить что-то конкретно. Со зрителями лично я не встречался, но это делала часто Тамара Цоцория. Она рассказывает, что эти встречи проходят очень тепло и очень трогательно. Зрителю фильм нравится, а это самое главное. В каком жанре вам комфортнее работать? Какие истории вам особенно интересны? Какой жанр еще не апробирован? Считается, что я мастер мелодрам, но на самом деле я могу работать в любом жанре. Мне это интересно. Я работал во всех жанрах, кроме комедии. Вот в жанре комедии я давно мечтаю поработать. Очень мечтаю. На съёмках фильма "Сорок третий номер" с Александром Бухаровым и Алексеем Гришиным. Фото: riskino.ru В настоящее время вы работаете как режиссер в трех проектах - "Жертва любви", "Шальная судьба", "Черно-белый танец". Расскажите немного об этих фильмах. Я не люблю рассказывать о своих фильмах, всегда считал это немного нелепостью и спойлером. Могу сказать одно: все эти работы мной закончены. "Шальная судьба" ждёт своего часа на Первом канале, "Чёрно-белый танец" теперь называется по-другому: "Одна жизнь на двоих" и должен скоро демонстрироваться на канале Россия. Сегодняшний сценарист и режиссер Рауф Кубаев сильно отличается от начинающего путь в кино? Очень сильно. Я стал гораздо опытнее. Но можно сказать, что и не очень сильно. Я такой же голодный до жизни.