Страна чудес для взрослых: нестандартные версии «Алисы» Льюиса Кэрролла
Мрачные комиксы, игры и фильмы по мотивам легендарной сказки. Детская сказка «Алиса в Стране чудес» математика Чарльза Лютвиджа Доджсона, писавшего под псевдонимом Льюис Кэрролл, увидела свет ещё в середине XIX века. Что интересно, поначалу критики книгу невзлюбили — автора часто обвиняли в плагиате и бессмысленности сюжета. Оценили произведение лишь спустя десятки лет, и с тех пор интерес к книге и её продолжению «Алиса в зазеркалье» не угасает. Искусствоведы, физики и математики ищут в произведениях скрытый смысл и разбирают каждую строчку, а дети просто наслаждаются сказочным сюжетом. Впервые «Алису» перенесли на экраны ещё в 1903 году — немой фильм отличался небывалыми на тот момент спецэффектами, да и длился дольше, чем многие картины того времени, почти 12 минут. Полностью фильм не сохранился, но Британский институт кино опубликовал уцелевшие кадры. Большинство экранизаций «Алисы в Стране чудес» — детские картины и мультфильмы. Среди них много популярных и действительно интересных: мультфильм от Disney 1951 года, советские мультфильмы Ефрема Пружанского 1981-82 годов, аниме-сериал 1983 года. Ещё больше игровых фильмов, наиболее известна из них картина 1999 года от английского режиссёра Ника Уиллинга («С феями — шутки плохи»). Среди актёров в этой версии такие звёзды, как Вупи Голдберг (Чеширский кот), Кристофер Ллойд (Белый Рыцарь) и Бен Кингсли (Гусеница). А роль Алисы досталась Тине Мажорино («Настоящие женщины»). Экранизацию отличает не только близость сюжета к оригиналу, но и визуальное соответствие рисункам, которые создал художник Джон Тенниел к первому изданию книги. Персонажей постарались сделать максимально похожими на их книжные прототипы. Но многоплановость и абсурдность книги позволила режиссёрам, музыкантам, авторам комиксов и прочим творцам, помимо множества чисто детских постановок, создавать и вполне взрослые сюжеты на основе истории про Алису. Некоторые авторы увидели в сказке Льюиса Кэрролла настоящую историю безумия. В 1988 году мультипликатор-сюрреалист Ян Шванкмайер выпустил фильм «Алиса» (известно также название «Сон Алёнки»). Это частично игровой, частично кукольный фильм, в котором приключения Алисы представлены как галлюцинации героини. Многие события фильма повторяют сюжет книги, но показаны в самом жутком виде. Возможно, даже начало, где девочка сидит на берегу со своей сестрой и книгой, просто привиделось ей, ведь потом её сразу показывают в мрачной и грязной комнате. Страна чудес тоже выглядит ничуть не лучше. Пугает даже мордочка белого кролика. К тому же Алёнка регулярно натыкается на решётки, сетки и прутья. А многие герои похожи на скелеты. Наверное, самой жуткой можно назвать сцену, где Алёнка находится в кладовке с едой, но булка вся усыпана гвоздями, из куриных яиц вылупляются черепа, а банки консервов заполнены тараканами. В 1992 году на сцене театра «Талия» в Гамбурге показали музыкальный спектакль «Алиса» режиссёра-авангардиста Роберта Уилсона. Возможно, эта постановка так и затерялась бы среди сотен других, если бы музыку к ней не писал знаменитый Том Уэйтс. В своей постановке Уилсон рассказывает сразу две истории: сказку о девочке Алисе в волшебной стране и реальную историю о Чарльзе Лютвидже Доджсоне, одержимом Алисой Лидделл (прототип книжной Алисы). Режиссёр намекает, что вся история Страны чудес придумана Кэрроллом лишь для того, чтобы заинтересовать маленькую девочку. Саундтрек от Тома Уэйтса официально не издавался до 2002 года, но существовало пиратское издание черновых записей, которые, вероятно, украли из машины Роберта Уилсона. Даже по композициям можно понять, что атмосфера и содержание «Алисы» Уэйтса и Уилсона сильно отличается от сказки Кэрролла. В исходнике уж точно не было упоминаний Эдварда Мордрейка — человека с двумя лицами. По звучанию же это типичный альбом позднего творчества Тома Уэйтса: лирические композиции перемежаются с криком, шумом и грохотом. Следующая необычная интерпретация книги появилась уже в формате видеоигры — об истории Алисы порассуждал геймдизайнер Американ Макги. В обеих книгах девочка попадала в необычные страны просто заснув за книгой. И вот однажды, когда Алиса в очередной раз видела во сне Страну чудес, в её доме начался пожар, в котором погибли её родители и сестра. Получив сильнейшую психологическую травму, Алиса провела следующие несколько лет в психиатрической лечебнице полностью погружённая в себя. Но однажды ей принесли старую игрушку белого кролика, и девочка снова отправилась в Страну чудес. Из-за эмоциональной травмы героини воображаемая страна сильно изменилась: власть захватила жестокая королева, всех держат в рабстве, и даже Чеширский Кот исхудал и обзавёлся татуировками по всему телу. American McGee’s Alice — достаточно простой линейный экшен от третьего лица. Но главное достоинство этой игры именно в истории и атмосфере. Мрачный сюжет в финале подводит не просто к победе над врагами. Для того, чтобы выбраться из жуткой страны, Алисе нужно справиться с самым главным противником — своими чувством вины. В 2011 году в свет вышло продолжение игры Alice: Madness Returns. После событий первой части Алиса выходит из лечебницы и живёт в доме для сирот. Но её всё ещё посещают жуткие видения. Бороться с ними помогает психиатр Ангус Бамби. Несмотря на лечение, Алиса всё равно регулярно проваливается в Страну чудес, где поселилось новое зло. Параллельно, уже в реальном мире, девушка решает выяснить причину пожара, унесшего жизни её родных. В этой игре интересен контраст между бледным реальным Лондоном и яркими красками Страны чудес. При этом главный детективный сюжет разворачивается всё-таки в обычном мире. Нельзя сказать, что сиквел радикально отличается от оригинала, но он грамотно продолжает сюжет и сохраняет атмосферу. Уже долгое время ходят слухи о разработке и третьей части игры. Летом 2017 года автор довольно грубо попросил не донимать его вопросами о будущем «Алисы», а уже в сентябре объявил о подготовке продолжения. Вероятно, третья игра может оказаться приквелом к оригиналу. Эта серия комиксов — спин-офф к Grimm Fairy Tales, самой известной линейке издательства Zenescope. В новых версиях сказок вроде «Красной шапочки» или «Золушки» авторы рассказывали свою версию событий, совмещая выдуманные истории с моралью реального мира. Причём немалый акцент зачастую делался на эротизме. В серии «Возвращение в Страну чудес» сюжет начинается с того, что Алиса — уже замужняя женщина с двумя детьми — режет себе вены в ванной. После этого она полностью отрешается от внешнего мира, играет сама с собой в карты и общается только с белым кроликом. Её муж тайно ходит к женщине-садистке, сын ищет в интернете фото убийств и катастроф, а дочь Кейли, погнавшись за кроликом мамы, тоже попадает в Страну чудес. Дальнейшие события — сплошная жестокость и безумие, смешанные с эротикой. В жизни Кейли путает реальность и вымысел, а Алиса всё-таки кончает жизнь самоубийством. При этом призрак мёртвого белого кролика продолжает преследовать девушку. Развязка истории тоже полна безумия: здесь есть кровавые древние культы, связь с Гитлером и прочими величайшими преступниками и даже некто спящий, который никогда не должен проснуться. Читать «Возвращение в Страну чудес» лучше в коллекционных изданиях с бонусными обложками — художники хорошо потрудились над ними. Позже выходило несколько продолжений и приквелов, рассказывающих и о самой Алисе, и о последующих событиях в реальном мире, связанных с Кейли. Есть также и сольные выпуски об обитателях Страны чудес. Но всё же до уровня «Возвращения в Страну чудес» они не дотягивают. В 2009 году вышло сразу две экранизации со схожей тематикой. Во-первых, к истории Алисы снова вернулся Ник Уиллинг (автор фильма 1999 года). Его мини-сериал — своеобразный сиквел к фильму. Сюжет перенесён в современность и фантасмагоричен: девушка Алиса видит, как похищают её жениха, гонится за преследователями, после чего попадает в Страну чудес спустя 150 лет после событий оригинальной книги. Волшебный мир теперь выглядит очень продвинуто, чего стоит только убийца Мартовский Заяц с головой робота. А далее разворачивается история борьбы Червонной королевы с силами Сопротивления, которыми руководит Додо. И те и другие хотят заполучить кольцо Алисы, которое, как выясняется, открывает портал между двумя мирами. Этот сюжет, возможно, смотрелся бы лучше, если бы не был снят так просто и дешёво. Спасает только хороший набор актёров. Для примера, Королеву здесь играет Кэти Бэйтс, а Додо — Тим Карри. В том же году появился фильм «Мэлис в Стране чудес» (не путать с одноимённым психоделическим мультфильмом). Это история о девушке, которую в Лондоне сбивает такси, после чего она теряет память. Мэлис пытается вспомнить, кто она такая и как очутилась в странном мире. С этого момента Лондон превращается в Кэрролловскую Страну чудес. В роли белого кролика — водитель такси. Безумное чаепитие происходит в обычной забегаловке, а подсказки героине даёт человек с плаката. Если посмотреть на предыдущие работы Тима Бёртона, то его экранизация книг Кэрролла кажется не просто логичной, но и необходимой. Абсурд и фантасмагория в его творчестве всегда соседствовали с юмором и сказкой. И вот, в 2010 году на большие экраны выпустили самую масштабную экранизацию «Алисы в Стране чудес». Бёртон значительно изменил сюжет, сделав его одновременно сиквелом и переработкой классической истории. По его словам, «Алиса в Стране чудес» в оригинале слишком проста: девочка ходит от одного героя к другому. Поэтому он смешал истории из обеих книг и добавил в них сюжетных поворотов. Новой Алисе уже 19 лет. Она сбегает с собственной помолвки, после чего и попадает в Страну чудес, где она когда-то уже побывала, но считала свои воспоминания сном. Как и раньше, девушка встречается с Безумным Шляпником и попадает на чаепитие, а после должна противостоять Красной Королеве. К тому же, только Алиса может победить зловещего Бармаглота. Бёртон в очередной раз собрал в фильме своих любимых актёров: Шляпника играет Джонни Депп, а роль королевы досталась, конечно же, Хелене Бонэм Картер. При этом многие персонажи созданы полностью на компьютере, как например Чеширский Кот или Гусеница (здесь персонаж получил имя Абсолем). Но хоть Тим Бёртон и изменил сюжет и некоторых персонажей, к антуражу он подошёл очень аккуратно. Бармаглот, Чеширский кот и Белый кролик в нескольких сценах буквально один в один повторяют оригинальные рисунки. В 2016 году вышло продолжение — «Алиса в Зазеркалье», практически с тем же составом. Вот только Бёртон не стал сам снимать сиквел, оставшись лишь в роли продюсера. Режиссёрское кресло занял Джеймс Бобин («Маппеты»). Он же привёл на роль главного злодея Сашу Барона Коэна, с которым они сотрудничали ещё во времена «Шоу Али Джи». Главный недостаток фильма, за который его и разругали критики — почти полное отсутствие связи с оригинальными произведениями. В центре оставили только самых популярных персонажей, остальные же мелькают совсем мало и не влияют на сюжет. На этот раз Алиса должна помочь Шляпнику найти его семью, а помешать ей пытается само Время, которое и играет Саша Барон Коэн. В прокате фильм провалился (300 миллионов долларов у сиквела по сравнению с миллиардом у первой части), так что продолжений, скорее всего, не предвидится. Интерес к историям Кэрролла проявлял и музыкант Мерилин Мэнсон. Название его альбома 2007 года «Eat me, drink me» явно отсылает к «Алисе». Кроме того, он ещё с 2005 года хотел выпустить фильм «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла». Принимаю во внимание творчество Мэнсона, сразу было понятно, что это будет нечто психоделическое и пугающее. Работа над фильмом то затихала, то снова набирала обороты. На главную роль планировали взять модель Лили Коул, а её альтер-эго должна была сыграть Эван Рэйчел Вуд. Это, вероятно, означает, что у Алисы раздвоение личности. Сам Мэнсон, разумеется, хотел исполнить роль Кэрролла. Трейлер фильма опубликовали ещё в 2010 году, но после того, как зрители его разругали, всё снова затихло. В 2014 году Мэнсон написал в личном твиттере, что работа над сценарием ещё идёт — с тех пор новостей нет. История «Алисы в Стране чудес» насчитывает уже больше сорока экранизаций — и это не считая театральные постановки, музыкальные альбомы, книги и сотни отсылок во всей популярной культуре. Конечно же, детских произведений среди них значительно больше, ведь книга и написана для юных читателей. Но абсурдность сюжета, скрытые математические шутки, а также неоднозначность личности самого Кэрролла позволяют авторам интерпретировать сказку для самых разных возрастов. Без сомнения, за пересказ «Алисы» возьмётся ещё не один режиссёр. Любопытно лишь, сколько произведений получатся действительно удачными. #кино #литература #игры #логикасна