Как дети и их хитрый «воспитатель» спасли от провала фильм «Усатый нянь»
А ведь история создания этой картины — настоящий парад неожиданностей и случайностей. Начать с того, что Владимир Грамматиков нечаянно стал режиссером «Усатого няня»: изначально предполагалось, что его снимет Евгений Фридман, но тот выбрал более выигрышный, с его точки зрения, сценарий. Для Грамматикова же «Усатый нянь» стал первой полнометражной работой и во многом — визитной карточкой. Дети влюбились в Проханова с первого взгляда Кадр из фильма «Усатый нянь» Поначалу Грамматиков, недавний выпускник ВГИКа, успевший снять только короткометражную ленту «Тайфун», даже испугался, когда прочитал сценарий предложенного Татьяной Лиозновой фильма. Какой-то лоботряс Кеша Четвергов, какие-то детсадовцы... «Это провал!» - говорили ему друзья. Но он все-таки решил рискнуть. Кастинг на главную роль режиссер проводил необычным способом: он просто запускал очередного претендента в комнату с детьми и ждал. Были среди пришедших на пробу талантливые артисты, многие из них умели петь и играть на гитаре, имели веселый характер и привлекательную внешность... Проверку детьми не прошел никто: контакта не возникало, хоть убей. И тут появился Сергей Проханов. Закрыв за ним дверь комнаты, в которой играли дети, Грамматиков сначала услышал невообразимый гам, а вскоре установилась такая «стеклянная» тишина, что он даже испугался. Впрочем, картина, открывшаяся взору заглянувшего в комнату режиссера, была вполне мирной: Сергей лежал, извиваясь, на полу, дети повторяли его движения и молчали, потому что Проханов им говорил: «Тихо, мы рыбы, рыбы ведь молчат!». За «рыбами» последовали «бабочки»: детсадовцы все как один «летали» за Сергеем, не сводя с него влюбленных глаз. И режиссер понял: Кеша найден! На протяжении всех съемок ребятишки ходили за Прохановым хвостом, глядя ему в рот. Снимать детей вообще очень тяжело, а когда их сразу столько много!.. Справляться с детворой на съемочной площадке помогал усатый нянь: Сергей каждый день обещал отдать вечером свои усы (приклеенные!) тому, кто будет вести себя лучше всех и слушаться режиссера. Дети изо всех сил старались быть примерными, чтобы заполучить вожделенный сувенир. А собственные усы у Проханова отросли только к концу работы над фильмом. В фильме должны были сниматься только близнецы Кадр из фильма «Усатый нянь» Маленькие артисты сначала подбирались режиссером по одному принципу: он искал исключительно близнецов. По правилам, снимать детей можно было только четыре часа в сутки, получалось, что все остальное время должна простаивать дорогостоящая аппаратура, да и взрослые актеры тоже вынуждены бездельничать - ведь практически все кадры были с детьми. Вот Грамматиков и придумал хитрый, как ему вначале показалось, ход: половину дня снимать одних детей, половину — других, ничем не отличающихся. Ему нашли 18 пар двойняшек. Но они не были одинаковыми! То есть внешне их было не отличить, но вели себя дети совершенно по-разному: один близнец — тихоня, а второй — забияка, или один любит бегать и ни секунды не посидит на месте, а второй — флегматичный и неторопливый. Все эти особенности очень бросались в глаза, и остроумная идея режиссера провалилась. Как съемки фильма чуть не сорвала Советская Армия Кадр из фильма «Усатый нянь» По сценарию дети прощаются с любимым «нянем» Кешей Четверговым, когда того призывают в армию. Трогательная сцена расставания никого не оставила равнодушным: остриженный Кеша, едва сдерживая слезы, смотрит вслед детям, отправляющимся на летнюю дачу, малыши плачут навзрыд, а потом пишут ему в армию письма... Мало кто знает о том, что эта сцена могла повториться в жизни: в разгар съемок Сергею Проханову пришла повестка в армию. И остался бы фильм незаконченным - артиста уже успели обрить налысо, - но вмешались родные жены Проханова Татьяны, которая, между прочим, внучка одновременно двух прославленных советских маршалов – Георгия Жукова и Александра Василевского. Понятно, что вопрос был решен в интересах артиста и съемочной группы. Когда фильм вышел на экраны, оказалось, что Грамматикову удалось снять настоящий шедевр. «Усатый нянь» мгновенно сделал невероятно популярным Сергея Проханова, хотя и до этого он снимался в кино, правда, по большей части в эпизодах. Но именно после «Усатого няня» Сергея стали узнавать на улице, у него появилась целая армия поклонниц. Кстати: В 2012 году в прессе появилась информация о том, что Сергей Проханов — режиссер «Театра Луны» в Москве — планирует сделать продолжение «Усатого няня». Он сам написал сценарий: Иннокентий Четвергов становится педагогом-знаменитостью и заведует лучшим в стране детским садом. Он проводит мастер-класс для молодежи и знакомится с парнем, очень напоминающим его самого в молодости... Проханов загорелся этой идеей, но, пока искали продюсеров, пока те между собой что-то делили и ссорились, Сергей Борисович успел потерять интерес к проекту.